К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Юферова Е.В. 1
1Адыгейский государственный университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная компетентность обладает интегративной природой, поскольку вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности.

Рядом авторов в исследованиях предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М.Алифанова, Н.И.Белоцерковец, М.В.Крулехт, Л. А.Парамонова, Е.Г.Юдина и др.).

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств, в том числе и для развития социальной компетентности ребенка. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность.

Социальная компетентность детей является интегративной характеристикой личности, включающей систему знаний и представлений ребенка о социальной действительности, ценностное отношение к собственному здоровью, желание самосовершенствования, эмоционально-положительное отношение к культурным и духовным ценностям общества, а также социальные навыки и умения эффективной деятельности в соответствии с социальными требованиями, что обеспечивает успешность социализации ребенка.

Структура социальной компетентности детей состоит из комплекса компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого, содержание которых определяется подсистемами личности (биологической, социальной, духовной).

Технология формирования социальной компетентности у детей основывается на взаимодействии принципов природосообразности, аксиологического, культуросообразности, принципа приоритетности социального опыта ребенка, социальной общности и сотрудничества, педагогического взаимодействия с семьей ребенка.

К современным тенденциям формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста исследователи относят: комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, объединение усилий педагогов и родителей; накопление разнообразного практического социального опыта старшим дошкольником, что также возможно через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка; создание условий для «правилосообразной линии поведения в новых условиях»; учет степени эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника, взрослого при организации совместной деятельности; организация проблемных ситуаций накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

После мероприятий, позволяющих детям и взрослым решать проблемы социально-нравственного характера, создавать совместный творческий продукт, обмениваться впечатлениями от результатов совместной деятельности, нами отмечена склонность детей к проявлениям интереса к эмоциональному состоянию сверстника, родителя, степень интенсивности эмоциональных проявлений выражена. Дети чаще стали выражать чувство доверия (к представителям своего и противоположного пола).

Составляющими социальной компетентности являются:

Когнитивный компонент:

  • представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

  • представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

  • понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;

  • понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

  • отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;

  • отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами

  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

  • умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях;

Поведенческий компонент:

  • умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—сверстники», «ребенок-взрослый»;

  • умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Начальный уровень взаимодействия с родителями зависит, по мнению исследователей, от образовательного потенциала семьи (ОПС).

Для выяснения родительской позиции по отношению к ребенку и выявления стиля поведенияиспользовался опросник Е.О. Смирновой – М.В.Соколовой [2,35]. Он представляет собой открытую анкету, созданную по типу проективной методики «незаконченные предложения». Анкета включала два вида вопросов. Вопросы первого типа направлены на определение относительной выраженности личностного и предметного начала родительского отношения. Родителям предоставлялась возможность вписать любой ответ, продолжая эти предложения. В зависимости от содержания каждый ответ квалифицировался как выражение либо предметного, либо личностного отношения. Показателями предметного начала (ПН) служат ответы, в которых родители отмечают конкретные желательные или нежелательные качества ребенка. Личностное начало (ЛН) отражается в ответах, характеризующих целостное отношение к ребенку, ориентацию на его психологический комфорт, признание его индивидуальности (Таблица 1.)

Таблица 1.

Варианты выражения ЛН и ПН в ответах на вопросы анкеты

Вопросы анкеты

Личностное начало

Предметное начало

1.Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего…

Чтобы он был самим собой; счастливым, состоявшейся личностью, таким, какой он есть.

Умным, правдивым, коммуникабельным, здоровым, послушным, настойчивым.

2. В вашем ребенке Вы больше всего цените…

То, что мы встретились, характер, индивидуальность, душевность.

Ум, упорство, честность, порядочность, организованность, воспитанность.

3. Больше всего Вас огорчает, когда Ваш ребенок…

Плачет, замкнут, расстроен, переживает, «далеко» от меня; мой ребенок в основном радует меня.

Капризничает, не аккуратен, не слушается, не думает, пассивен, обманывает, обижает, дерется, доставляет неприятности.

Второй блок вопросов был направлен на выявление преобладающего стиля поведения родителя с ребенком: предлагался ряд проблемных ситуаций, из которых родителям необходимо выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения. Всего 12 вопросов (Таблица 2).

При ответе на вопросы анкеты родители (20 респондентов) осуществляли выбор стратегии своего поведения, который соотносился с одним из семи выделенных стилей. Каждый сделанный выбор оценивался в 1 балл, затем баллы суммировались по каждому из параметров (стилей).

Таблица 2.

Проблемные ситуации и соответствующие им варианты ответов

Стили родительского поведения

Проблемные ситуации

Что Вы будете делать. Если ребенок отказывается выполнить Вашу просьбу, требование?

Что Вы предпримите, если узнаете, что Ваш ребенок взял чужую вещь (игрушку) без спроса?

Строгий

Заставлю, накажу, настою

Накажу. Отругаю

Объяснительный

Объясню причины, почему это надо сделать

Объясню, что так нельзя, нехорошо

Автономный

Ничего, подожду, пока сам сделает

Сам отдаст и извинится, сам разберется

Компромиссный

В другой раз тоже откажу ему, лишу чего-нибудь

Отдам (предложу взять) его вещь

Содействующий

Буду искать причину, сделаем вместе

Поговорим, пойдем вместе отдадим и извинимся

Ситуативный

Смотря в какой ситуации

Оценю ситуацию, по-разному

Потакающий

Сделаю сам(а), он еще мал

Отдам сама, извинюсь

Кроме того, было проведено изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи.

В исследовании принимали участие 20 респондентов (родители детей старшей группы).

Цель данного исследования:

  1. выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, формах взаимодействия ДОУ и семьи;

  2. выявить характер знаний и умений, получаемых при помощи ДОУ по практике семейного воспитания и определение направленности работы ДОУ по информированности родителей в этом направлении;

  3. выявить характер взаимоотношений между супругами и между ребенком и родителями для дальнейшей работы по оказанию помощи семье в этом направлении; выявить степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье и степенью оказания помощи ДОУ семье в нормализации супружеских и детско-родительских отношений;

  4. выявить социально-демографический статус опрашиваемых семей.

Основной метод исследования – анонимная анкета.

В данной анкете предложены вопросы, затрагивающие степень информированности родителей относительно форм взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Какие существуют формы работы ДОУ с семьей?

  • Какие из известных форм совместной работы ДОУ и семьи Вы бы отметили как интересные, полезные: консультации, индивидуальная помощь семье; школа молодой семьи; семейный клуб; родительские собрания; практические семинары; другое.

Вопросы, выявляющие характер знаний и умений, получаемых при помощи ДОУ по практике семейного воспитания и помогающие определить направленность работы ДОУ по информированности родителей в этом направлении:

  • Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия ДОУ, а что хотели бы получить?

  • Как часто Вы участвуете в совместных с ДОУ мероприятиях, посвященных работе с семьей?

  • От чего зависит Ваше участие/неучастие в жизни ДОУ?

Следующий блок вопросов направлен на выявление характера взаимоотношений в семье между супругами и между ребенком и супругами и позволяют в дальнейшем наметить пути для оказания помощи семье в этом направлении:

  • Оцените степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье (между супругами, между супругами и ребенком, матери с ребенком, отца с ребенком).

  • Какие трудности возникают в Ваших внутрисемейных отношениях? (между супругами, между супругами и ребенком, матери с ребенком, отца с ребенком).

  • Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ в разрешении и гармонизации внутрисемейных отношений? (между супругами, между супругами и ребенком, матери с ребенком, отца с ребенком);

  • Довольны ли Вы воспитанием ребенка в семье и детском саду?

  • Если есть определенная степень недовольства воспитанием ребенка, то укажите причины Ваших затруднений;

  • Кто и что помогает Вам воспитывать ребенка? (детский сад, Ваши бабушки и дедушки, книги и ТВ-передачи, собственный опыт, образование, помощь компетентных лиц и каких);

  • Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования (секции, кружки, студии)?;

  • Если посещает, то какие?

  • Кто в основном занимается воспитанием Вашего ребенка?

  • Что затрудняет Вас в воспитании ребенка? (нехватка времени, отсутствие опыта, отсутствие помощи со стороны супруга, родственников, отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ, отсутствие должной

На формирующем этапе был внедрен комплекс мероприятий по организации совместной деятельности детей, родителей и ДОУ с целью формирования социальной компетенции у старших дошкольников.

Комплекс включал мероприятия с детьми старшей группы и их родителями [ 1, 45].

Кроме того, решались такие задачи, как: укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Работа шла по направлениям:

1. Предметный мир

2. Труд взрослых

3. Я сам!

4. Ребенок и взрослые

5. Ребенок и сверстники

На подготовительном этапе были проведены: мини-педсовет «Детский сад и семья»; мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе».

Виды деятельности

Сроки

Содержание

Участники

1. «Мастерская волшебников»

октябрь

Цель: создание творческого продукта как результата совместной деятельности

Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки.

Воспитатель, дети, родители

2. Праздник «Моя семья»

Фотовыставка

октябрь

Цель: Закрепить знания о своей семье. Формировать умение составлять небольшие описательные рассказы о своей семье по схеме.

Ход.

Воспитатель предлагает отгадать загадки о членах семьи:

Варит обеды, красит губы, любит носить туфли на каблуках, говорит ласковые слова (мама);

Носит тяжёлые сумки, забивает гвозди, читает газеты, работает с утра до вечера, смотрит по телевизору футбол (папа);

Печёт пирожки, не может носить тяжёлые сумки, носит очки, покупает угощения, быстро устаёт, всё лицо в морщинках (бабушка);

Помогает бабушке, носит очки, не может быстро бегать (дедушка);

Учится в школе, долго стоит перед зеркалом, помогает маме, любит новые наряды (сестра);

Играет в футбол, учится в школе, иногда не слушается взрослых (брат).

2. Детям предлагается составить небольшой рассказ по схеме о маме или папе, брате или сестре, бабушке или дедушке

3.Игра «Имена». Детям и взрослым предлагается встать в круг или сесть полукругом. Воспитатель бросает мяч, просит назвать имя папы (мамы), а затем просит назвать родителя полным именем, а взрослые называют имя ребенка и полное имя с отчеством.

Воспитатель, семьи

3. «Добавь осени красок»

октябрь

Совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо.

Педагог по изодеятельности дети, родители

4. « Мы – экологи» Конкурс-фотовыставка «Домашние любимцы»

Ноябрь

1.Наблюдение за домашними питомцами.

2. Организация и оформление фотовыставки.

2. Экскурсия по фотовыставке. Пригласить ребят из других групп

Воспитатели, дети, родители

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование на контрольном этапе позволяет говорить об эффективности совместной деятельности семьи и ДОУ по формированию компонентов социальной компетентности ребенка.

Литература:

  1. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.

  2. Смирнова Т. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности, вопросы теории [Текст] / Т. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №4. – С.35-38.

3. Цеева Л.Х. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста (методическое пособие) / Л.Х. Цеева, - Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2010.

Просмотров работы: 2658