Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Следовательно проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Оно развивает человека для его активной эстетической жизнедеятельности. В активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [1].
Н.И. Киященко определяет цель эстетического воспитания в развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности [2].
А.В. Барабанщиков отмечает, что цель эстетического воспитания в воинской среде – формирование у военнослужащих эстетических взглядов, вкусов, эстетического отношения к окружающей действительности, к жизни и воинской службе [3]. Более широко определена цель эстетического воспитания в условиях воинской среды в концепции воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. В ней говорится, что в процессе эстетического воспитания у военнослужащих необходимо осуществлять:
формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности;
прививать эстетическое отношения к военной форме одежды;
повышать эстетическое содержание воинских ритуалов;
развивать героико-патриотическую и военную тематику в современном искусстве;
знакомить с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;
приобщать к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи [4].
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство исследователей (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи эстетического воспитания.
Во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» [5]. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Третья задача эстетического воспитания состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».
Суть этой задачи заключается в том, что человек должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
А.В. Барабанщиков и Н.Ф. Феденко отмечают, что основные задачи эстетического воспитания применительно к воинской среде заключаются в том, чтобы выработать у военнослужащих правильное понимание прекрасного; научить критически воспринимать и оценивать произведения искусства, понимать добро и зло, трагическое и комическое как в жизни, так и в искусстве; развивать художественные способности и задатки, стремление жить и творить по законам красоты, вносить прекрасное в жизнь и бороться со всем извращённым, безобразным [3].
На основе данного определения необходимо отметить, что помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у военнослужащего формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание исследователи подразделяют на ряд категорий: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства [5]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые человеком, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету.
В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [5].
Таким образом, эстетическое воспитание военнослужащих направлено на восхищение, основными принципами армейской морали, уставов и традиций Вооруженных Сил. Эти принципы охватывают отношения военнослужащих к природе, искусству и, прежде всего людям, которые ценили и защищали эти культурно-эстетические ценности.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие личности, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения военнослужащими знаниями художественно-эстетической культуры, развития у них эстетических, психологических качеств, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Литература
Гуляева Л.И. Эстетическое воспитание и творческая активность личности / Л.И. Гуляева. - М.: Знание, 2002. - 64 с.
Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы /Н.И. Киященко. – М., 2002. — 384 с.
Военная педагогика и психология / Под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: Военное издательство, 1986. – 240 с.
Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации /Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. – М., 2004.
Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.