ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном российском обществе идет поиск новых смыслов в системе образования, соответствующих тенденциям социального развития. Модернизация системы высшего профессионального образования выявляет определенные сложности , что не позволяет успевать за изменениями в экономике, науке, культуре, в социальных отношениях и общественном сознании. Неразрывная связь образования с динамикой социально-экономических, социокультурных и политических изменений в обществе, демонстрирует относительную устойчивость и стабильность даже в самых кризисных моментах общественного развития системы. Это обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, социальных общностей и индивидов, хотя сам процесс такого воспроизводства может переживать весьма существенные трансформации. Но относительная устойчивость системы образования ни в коем случае не исключает динамических изменений в ее функционировании, а, напротив, предполагает их. Исходя из этого много вопросов вызывает неоднозначность проектной формы организации научной деятельности в вузе, на данный момент мы не можем проанализировать ее эффективность: в каком объеме новые научные разработки внедряются в учебный процесс, насколько разнообразнее он становится, оптимизируется ли качество лекционных курсов.

Рассматривая образование как социальный институт социальная философия формирует место и роль образования в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой. Социологический аспект позволяет рассматривать современную систему образования с различных точек зрения, а именно: как процесс формирования у индивидов системы знаний о мире, в котором они живут и действуют; как процесс цивилизационно-культурных изменений общественного сознания; как мощный фактор социализации личности, ее воспитания; как своеобразная феноменология личностного сознания, его развития и практической реализации. В данной статье в тезисном виде мы попытаемся проанализировать образование в широком социальном контексте, т.е. как некое культурное пространство, которое охватывает собой все звенья и уровни многогранной социальной системы, используя структурно-функциональный анализ.

По утверждению выдающегося немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, настоящее О. предназначено создавать, удерживать и возобновлять все богатство культурно-исторических и духовных ценностей, охватывать духовность человека в целом, открывать его сущность и достоинство, сохранять истину и тайну бытия.

Среди основных социальных функций (потребностей общества) образования выделяются следующие: передача ценностей культуры (Э. Дюркгейм), что приводит к социальным изменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний, но, введенная система ЕГЭ после окончания средней школы, на наш взгляд, не позволяет оптимизировать качество отбора абитуриентов в высшие учебные заведения, и таким образом снижает уровень образовании среди будущих специалистов; усвоение ценностей господствующей культуры и социально опыта; раскрытие и развитие способностей личности; социализации личности. Перечисленные позитивные функции еще в прошлом веке перестали быть столь однозначными. Появилось достаточное количество теорий, которые раскрывают дисфункциональность образования как социального института, рассматриваются явные и латентные конфликты, заложенные в системе образования (И.Иллих , 1971г., «Общество, отказавшееся от образования», Р. Коллинз, 1971, 1974гг. и др. ).

В современных условиях дальнейшая гуманизация образования становится ведущей тенденцией, в значительной мере влияющей на цели, формы и методы современного обучения. В условиях быстрой смены технико-технологических циклов основной формой станет дистантное (продолженное) обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни человека. Раннее выявление и развитие профессиональных способностей и внедрение комплексной системы обучения позволит оптимизировать адаптацию школьника в вузе и выпускника вуза на производстве. Все эти реформационные нововведения позволят существенно повысить эффективность деятельности образовательной системы, ее роль как специфического социального института в экономическом, политическом и духовном развитии современного общества.

Просмотров работы: 1306