КОНФУЦИАНСТВО В КИТАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОНФУЦИАНСТВО В КИТАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Турыгин С.А., Добродеева И.Ю., Гученко К.Д.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведённым исследованиям философская школа Конфуция на протяжении всей китайской истории оказавшая глубочайшее влияние на важнейшие аспекты жизни Китая, продолжает пользоваться огромным авторитетом в современном Китае и находит все больше последователей её нравственно-этических норм во всём мире. Конфуцианская традиция представляет собой универсальную форму возрождения, как национальной философии, так и духовной и культурной традиции Китая. Так как именно она (традиция) с самого своего начала была связана с официальным конфуцианством. Именно традиция выступила в истории основой всей китайской культуры и оказала сильное влияние на главные стороны жизни китайского общества. Благодаря этико – политическим идеям конфуцианского учения возникли определённые политические стереотипы диктующие подходы к управлению страной, осуществлялся контроль над властными и общественными структурами, складывались нормы общественной морали, создавались общие правила воспитания, основанные на проявлении уважения к старшему поколению, добродетельном поведении, подавлении в себе эгоистических желаний, построении гармоничных отношений между разными группами людей в обществе, бескорыстности и честности, верности властям управляющими страной. Идеи конфуцианства оказали сильное влияние на формирование менталитета китайской нации, явились важной чертой характера жителей Поднебесной.

Современное китайское общество переживает в данный момент системные перемены во всех областях жизни. Его состояние на сегодняшний день, большинство социологов комментируют как «состояние в процессе трансформации». Выработанные в конфуцианстве традиции коллективной ответственности играют заметную роль в успешном проведении ряда экономических реформ и перемен в современном Китае.

Активное развитие экономики Китая, изменения внутренней политики Китайской Народной Республики, «открытость» китайского общества, а также различные изменения в отношении сил на мировой арене, вынуждают лидеров Коммунистической Партии Китая к изменению в идеологии и активному использованию традиционных принципов китайской цивилизации. В поисках ответов на различные запросы времени руководство Китая пытается найти их в конфуцианских культурных ценностях. Так как они сконцентрированы на создание гармонии и стабильности, то они смогут помочь в урегулировании социальных противоречий возникающих в обществе, а также успешно конкурировать с общественными практиками других культур.

Китайская элита понимает что, если проводить модернизацию, основанную на западных культурных ценностях, то это создаст конфликтную ситуацию в собственной культуре. Вызвать дестабилизирующее положение внутри страны, что может привести к провалу проводимых реформ. Поэтому проблема использования принципов, которые веками развивало и оберегало конфуцианство, в процессе изменения современного китайского общества становиться очень актуальной, не только для китайского общества, но интересно, для всей мировой практики.

Последнее время в периодике Китая возникают споры, касающиеся парадигмы общественной модернизации. В рамках научно общественных дискуссий обсуждается вопрос о роли духовного наследия в современной культуре Китая. Эта дискуссия основывается на двух важнейших аспектах:

  1. Изменение конфуцианских культурных принципов, их современное понимание и актуализация;

  1. Использование ряда принципов конфуцианства для проведения реформ. В дискуссии рождаются подходы к тому, что конфуцианские ценности, будучи скорректированными и дополненными, могут сыграть свою роль в создании современной мозаики внутренней и внешней политики Китая.

Важно для общественной практики взаимодействие конфуцианства и современности, для того чтобы определить и подчеркнуть положительные факторы влияния духовной традиции китайского народа на развитие общества. Возникает необходимость в поиске мировоззренческой модели, которая бы могла содействовать гармонии отношений в мировом сообществе, которая к тому же обладала прочной основой, сформированной на проверенной веками системе ценностей. В этом случае важно обратить внимание на мировоззренческие ценности конфуцианской традиции, которые помогают ей, вот уже на протяжении двух с половиной тысяч лет, сохранять место в культуре Китая.

В конфуцианстве, даосизме, буддизме китайское общество черпало основные гуманистические принципы, на основе которых осуществлялся процесс обогащения традиции, был возможен контроль над порядком, социальной устойчивостью, миром и согласием. Культура Китая – это культура, для которой основными составляющими являются гармония, согласие и единение, которые легли в основу идеологии и стали значимыми для этико-философских учений Китая. Конфуций присутствует в китайской культуре как великий философ, политический и педагогический авторитет. Созданное им учение считает главной ценностью человеколюбие, следовательно, успешность управления государство и народом заключается в добродетельности правителя.

Конфуцианство основано на проявлении уважения к принципам «ли» («ритуал») и исполнении предписанных нравственно-этических норм, основой которых является сыновняя почтительность («сяо») и уважительное отношение к старшим по возрасту и по социальному положению. История современного Китая включает на современном этапе в качестве образца модель конфуцианских ценностей. Китай опирается на неё при решении проблем общественной жизни.

Изменения, которым подверглись разные стороны общественной жизни Китая, имели в своей основе национальный принцип и приобретали характерный ему оттенок. Китайская история развития заключается не в слепом и бездумном копировании чужого опыта, а в том, что основываясь на опыте других, переосмысливая его и перенося на свою почву, китайцы создавали новые идеи на базе уже известных. Они часто просто адаптировали чужие идеи под свои нужды и потребности, пропуская их через призму традиционных представлений.

Изменения произошли в экономической и общественной жизни Китая. Что касается политической сферы современного Китая, то не сегодняшний день государство позиционирует себя как орган, который реализует волю народа, отвечает за нравственность и порядок. При передаче власти новому руководству, обязательно обращают внимание на того, кто займёт пост руководителя. Играют роль его морально-нравственные качества. Только после тщательного изучения кандидатур на пост руководителя выбирается самый достойный. Считается, что по отношению к социальной сфере он будет руководствоваться принципами человеколюбивого управления, гуманностью, он осознает, что занял этот пост для того, чтобы служить народу.

Государственная власть строиться на основе иерархии. Иерархия в свою очередь выстраивается по - принципу семейности, возглавляет которую отец-правитель. Все уровни власти китайского общества направлены на то, чтобы достичь единых целей, которые выражаются в создании общества среднего достатка. Китайское руководство занимается вопросами нравственного и патриотического воспитания, осуществляет контроль над экономикой и другими сферами жизни. Иерархическое устройство китайской модели руководства государством и оказало влияние на процесс преобразований в Китае, создание так называемого «экономического чуда», так как дисциплина, сознание долга и личной ответственности которыми отличаются китайские рабочие, готовность китайцев терпеть неудобства, исполнять предписания которые стали важными элементами поведенческой практики, способствовавшими установлению стабильности вот внутренней политике и успеху в экономической сфере.

Нельзя сказать, конечно, что роль государства на данный момент в Китае абсолютно совпадает с изначальной традиционной моделью управления государством и не претерпела никаких изменений. В отличие от западной модели рынка, китайский рынок отличается тем, что он формируется на основе этических предписаний, которые были разработаны ещё Конфуцием, это означало, что вместе с исполнением законов, предприниматели также получают возможность исполнять все самые лучшие этические традиции своей культуры, основа которой выступает конфуцианская гуманность. Главная цель предприятия в том, чтобы его стремления соответствовали стремлениям общества, так как предприятие является общественным механизмом. Предприниматели Китая считают, что главное для предприятия, это стремление к получению прибыли. При всём при этом прибыл должна быть «праведной». Получение прибыли должно быть построено на праведных основах, согласовываться с принципами моральной торговли, а также это значит, что надо исполнять принцип долга («и» - «справедливость»). К праведным методам относиться следующее – не обманывать, не притеснять, не делать вреда другим. Любая праведная прибыль должна быть и правильно реализована, она должна идти на благо общества. Хорошо, что прибыль пойдёт на погашение налогов. Неуплата налогов считается безнравственным поступком. Также благим использованием считается благотворительность. Выгода имеет два вида – большая и малая выгода. Большая выгода считается более важной, чем малая. Большая выгода является успехом и несёт выгоду государству и обществу, а малая напротив, несёт выгоду владельцу. Большая выгода считается общей, а малая – личной, принадлежащей только конкретному лицу, первая всем.

Такая форма нравственной экономики наполняет собой и проходит через всю хозяйственную деятельность, при большом значении прибыли не забываются и важные духовные моменты. Люди стремятся не только к получению выгоды для себя, но и стараются извлечь выгоду и для государства. Экономика Китая объединяет эти два принципа и формирует на этой основе нравственную экономику.

Концепция нравственной экономики в Китае берёт свои корни из древнего конфуцианства и его идеалов. А также имеет отношение к конфуцианскому «спору о долге и выгоде», который идёт вот уже почти две тысячи лет. В конфуцианстве понятие долг означает принципы и ценности относящиеся к нравственности, а выгода понимается как относящееся к материальной сфере. Таким образом, взаимоотношения между долгом и выгодой – это отношения нравственно-духовного и материального составляющего.

В экономической среде Китая основой всего является концепция «гармоничной целостности единства и соответствие долга и выгоды». Она объединяет собой капиталистический дух и конфуцианский дух. На успешных китайских предприятиях есть представления о том, что у всех членов коллектива есть общая судьба. Отношения сотрудников и начальства выстраиваются по определённой схеме. Для них характерно признание духовного родства и этической гармонии, единение выгоды и воли, отношения такого рода, распространены в клановом коллективе. Такие отношения характеризуются тремя отличительными особенностями. Отношения работников в отношении предприятия и его директора имеют искренний и благодарных характер. Начальник предприятия является отцом для работающих на нем и ко всем проявляет отношения подобные тому, какие отец проявляет в отношении своих детей. Предприятия для Китая выступает как единая большая семья. Все участники этого предприятия. От начальника и до рабочего связаны между собой, подобно тому, как связаны в семье все её участники. Как государственные, так и частные предприятия строятся всегда на подобной основе. Отличительной чертой частного предприятия можно назвать то, что его представляют, как правило, члены семейно – родового коллектива, которые приходятся друг другу кровными родственниками, что отличает его от предприятия, где участники не связаны родством по крови.

Клановость также ведёт свои корни из древнего конфуцианства. Конфуцианство считает, что главная ценность человека – это безусловно семья, её члены, родственники. С ним также связан и принцип управления как государством, так и предприятием. В управлении начальствующий должен опираться не на законы, а на людей. Это тоже одна из отличительных особенностей клановой системы устройства предприятия.

Не смотря на всё, клановое предприятие имеет несколько негативных сторон. Их можно сформулировать четыре.

  1. Противоречия в отношении общей и клановой выгоды;

  1. Чем больше людей составляют клан, тем более сложные отношения выстраиваются между ними и это легко может породить конфликтные ситуации;

  1. Большое количество родственников объединенных в общую группу;

  1. Клановое предприятия находиться в под руководством только одного человека.

На современном этапе клановые предприятия Китая развиваются по традиционному конфуцианскому образцу. Постепенно идёт изменение в структуре предприятия. Происходит отказ от кровных связей, между сотрудниками учреждения бытуют «близкие родственные отношения», общение строиться на этике, что является чертой семейных отношений, но они не мешают никак принципу получения выгоды.

Китайская цивилизация, с её традиционным превосходством политики над экономикой, на сегодняшний день довольно успешно справляется с активным и сильным влиянием факторов (в основном идущим с запада) влияющих на внутренние процессы развития страны.

В такой ситуации, одной из первых проблем в государстве, является проблема соотношения и гармоничного союза традиционной системы и новых идей развития страны. Китайское общество хорошо усваивает современные идеи Запада в сфере экономики и технологии, а также умело перерабатывает их для себя, у учётом своих ценностей и потребностей, что способствует интенсивному и положительному развитию страны.

К началу XXI века в стране создана очень действенная информационно – аналитическая база. Освоению новейших достижений помогает также и система древней конфуцианской традиции бережливости и общего труда, умение использовать старые вещи для создания новых и опыт прошлого.

Защитники традиционных китайских культурных ценностей и опыта конфуцианства говорят о том, что именно модель, заложенная традиционным конфуцианством, оказала влияние на развитие и обновление страны в целом. Всё потому что в ней основной упор направлен на нравственность человека, на идею о том, что люди должны жить ради других, должны строить свои отношения на основе дружбы и взаимопомощи, важным выступает понятие социального долга, который человек несёт на себе и который должен управлять им в общественной жизни. Также делается акцент на том, что каждый человек несёт непосредственную ответственность за то, что происходит в жизни государства и общества.

Просмотров работы: 7717