К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ «ТРАДИЦИЯ» И «ТРАДИЦИОНАЛИЗМ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ «ТРАДИЦИЯ» И «ТРАДИЦИОНАЛИЗМ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сохранение и эффективное использование императивной силы традиции является важнейшим условием успешного функционирования любого общества. Однако сохранить традиции становится все труднее, так как в общественное сознание и практическую повседневную жизнь человека проникают идеи секуляризации, модернизации и экуменизма. Сложность формирования прочных основ традиционной ментальности определяется, в частности, размытостью, неточностью самого понятия «традиция».

Традиция (c лат. передача, предание) выражение всего предшествующего и относительно устойчивого в социальной жизни культуре, категория, включающая в себя как содержание различных сфер общества, так и механизм их преемственного развития, форма закрепления и сохранения социо - культурного опыта.1

С точки зрения философско-антропологического подхода, традиция это:

- то, что позволяет существовать отдельному индивиду и обеспечивает ему возможность оставаться самим собой, опираясь на положительный опыт прошлого;

- то, в чем человек находит опору для материального и духовного существования, связывая воедино прошлое и будущее. Проект и источники его исполнения;

- то, что позволяет сохранить человеку целостность и свободный простор своего духовного бытия;

- то, в чем человек находит свой предельный интерес, что становится эталоном должного поведения.

Такое понимание традиции осталось во многом характерным и для 90-х годов XX века – начала XXI века.

Обратимся к словарям, рассмотрим понятия «традиционное общество», «традиция религиозная», «традиционализм религиозный» и «традиционализм».

Традиция религиозная – способ регулирования устойчивости сложившегося порядка общественных отношений на самых различных уровнях (от политических до семейно-бытовых) на основе следования религиозным идеям, нормам поведения, обычаям, способам деятельности, передаваемым от одного поколения к другому и сохраняющимся в течение длительного времени, обеспечивая воспроизводство опыта общества в целом и религиозного опыта в особенности. Хотя традиция религиозная консервирует опыт общества и имплицитно (Имплицитный с англ. implicit, подразумеваемый, невыраженный) накапливает его, она вместе с тем отвергает значение тех его компонентов, которые представляются несоответствующими религиозным идеям, представлениям, обычаям и ритуалам. Благодаря доминированию религиозной традиции, возникшие вне ее рамок изменения на протяжении жизни одного, а то и нескольких поколений не воспринимаются религиозными традиционалистами в качестве общественно значимых и перспективных. Как следствие религиозная традиция ориентирована как на идеал на прошлое состояние религиозно-общественных отношений; будущее воспринимается сквозь ее призму как возвращение к прошлому состоянию религиозно-идеализированного общества.2

Традиционное общество – общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов.3

Приверженность традициям в более широком смысле предполагает склонность к возрождению или защите традиций от нетрадиционных верований и ценностей духовных.

Важнейшая функция традиций – функция социальной памяти, передачи информации, социального опыта новым поколениям. Нормативная функция традиции, иначе функция ориентирования на определенные ценности, находит выражение в том, что традиция предписывает члену общества следовать определенным правильным и предпочтительным формам поведения. В силу своего нормативного характера традиция, ограничивая произвол, способствует регулированию в обществе отношений между людьми. Функционирование традиций, по мнению ряда ученых, обеспечивается не юридическими установлениями, а силой общественного мнения, авторитетом традиции. Английский социолог Г.Б. Эктон выделял три признака традиции: устойчивый характер, непрерывность и общепризнанный авторитет. 4

Одни исследователи полагают, что социальный опыт, наследуемый новыми поколениями и именуемый традиционным, передается, как правило, устным путем. Согласно мнению других, традиция, то есть социальный опыт, может передаваться по различным каналам: и устным путем, и письменным, и через практическую деятельность.5

Отличительные черты традиции, свойства, признаки:

  1. Природа традиции: традиция – это атрибут общества; она реально существует; однонаправлено выражена во времени; ее носитель – индивиды; она продукт совместной деятельности людей; традиция представляет собой форму коллективной адаптации человеческого сообщества к окружающей среде; локализована в отношении определенной группы, коллектива, области с определенно общей культурой; она продукт истории, имеет процессуальный, непрерывный характер; имеет относительно устойчивый, инерционный характер; в то же время принципиально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке; имеет избирательный характер, наследуется избирательно; основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях; передается способами, отличными от генетических: устным или письменным путем, посредством примера или наставления; осваивание и следование ей может происходить сознательно или бессознательно; она представляет собой абстрагирование от поведения конкретного человека и продуктов его деятельности.

  2. Организация и компоненты традиции: имеет целостный характер; представляет собой сложную систему, включающую различные компоненты и имеющую определенную структуру; охватывает открытую (устойчивые формы поведения) и скрытую эмоциональную и рациональную стороны, различные повторяющиеся, устойчивые способы мышления и чувствования, верования, символы, совокупность кодов, стандарты, нормы, правила поведения, знания, ценности, модусы, оценки и т.д.).

  3. Функции традиции: функция передачи информации от одного поколения к другому; нормативная; регулятивная; интегрирующая; дифференцирующая; функция легитимации социальной организации; функция социализации индивида. 6

« Традиционные убеждения, - пишет ученый Э. Шилз,- это такие убеждения, которые содержат привязанность к прошлому, к какому- то определенному периоду в прошлом или к социальной системе в целом, или к отдельным институтам существовавших в прошлом».7

« Убеждения, - отмечает далее Э. Шилз, - которые утверждают моральную непогрешимость или превосходство ранее бытовавших институтов или общества и которые утверждают, что то, что делается сейчас, будет делаться в будущем, должно быть смоделировано по старым моделям убеждений или поведения, являются традиционными. Убеждения, которые утверждают, что предшествующая эпоха данного общества или цивилизации была «золотым веком» или «старыми добрыми временами» являются в существенной степени традиционными».8

В числе типичных черт традиции называют ее всеобщность, универсальность, применимость ко всему, гибкость, терпимость, приспособляемость, рекомендательный характер, не предполагающий следования в обязательном порядке. Прямо противоположными рисуются признаки традиционализма. К ним относятся его специфичность, обстоятельность, тщательность в регламентации, четкость, жесткость, непреклонность, принудительный, императивный характер. 9

Принципиально различным образом западными учеными оценивается значение традиции и традиционализма в жизни общества. Если традиция, нормальное, обычное следование ей составляет неотъемлемый и весьма важный элемент социального развития, своего рода стержень общественной деятельности, то для существования традиционализма, то есть чрезмерной приверженности традиции, необходимы особые исторические условия.

« Традиция, - пишет Э. Шилз, - это не мертвая рука прошлого, она скорее подобна руке садовника, питающей и выявляющей духовные стремления, которые сами по себе не смогли бы появиться. Она устанавливает связь между воспринимающим индивидом и священными ценностями его жизни в обществе».9.

Ученые подчеркивают, что отношение к традиции требует величайшей осторожности; нужно не рушить традицию, а искать оптимальные пути для синтеза традиции и современности.

Поэтому процессы модернизации в традиционных обществах, по мнению западных ученых, вернее было бы рассматривать не как процессы вытеснения традиции современностью, а как процессы их взаимопроникновения.

В целом соотношение традиции и современности выступает как чрезвычайно сложное и далеко неоднозначное: традиция может оказывать позитивное воздействие на процесс модернизации, а может в своем крайнем проявлении – традиционализме – и препятствовать ему, равно как и процесс модернизации может приводить к ослаблению влияния традиции, а может и способствовать ее усилению. К основным вариантам соотношения традиции и современности при их столкновении Ш. Эйзенштадт относит следующие: а) силы современности разрушают традиционные модели не создавая новых; б) силы современности вызывают подъем традиционализма, характеризующийся, во-первых, сочетанием сопротивления изменениям и их отрицанием; во-вторых, попытками использовать процессы изменения в целях усиления позиций традиционных групп, и, в-третьих, усилением воинствующей консервативной идеологии и политики насилия и принуждения; в) другой тип – «адаптивный» - характеризуется главным образом более ярко выраженной готовностью со стороны членов традиционных групп ставить перед собой новые задачи, выходящие за рамки традиционных установок, и принимать участие в деятельности различных вновь образовавшихся социальных групп путем развития более высокой степени внутренней дифференциации и диверсификации ролей и задач, и путем более широкого внедрения таких новых ролей в традиционные структуры; г) последний – «трансформативный» - тип отличается способностью вырабатывать новую, жизнеспособную социальную структуру с ее собственным институциональным центром и системой символов.

Тезис о необходимости разрушения традиции в целях построения современного общества неверен, во-первых, потому, что модернизация может происходить и под эгидой традиции, и, во-вторых, потому, что простое разрушение традиционных форм не только не обеспечивает стабильного развития общества, но и по большей части приводит к дезорганизации. В действительности современность должна дополнять, а не вытеснять традицию.

Попытаемся определить, как проявляется традиционализм.

Традиционализм – преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере, обычаях и правах.

Традиционализм – ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему. Классический традиционализм – апология «прежнего режима» утверждение божественного происхождения власти монархии и оппозиция нравам народа и спорам о легитимности правления. Классический традиционализм религиозен. С ходом истории он эволюционировал, и каждая эпоха имела своих традиционалистов.10

Традиционализм религиозный – в широком смысле – установка на сохранение религиозной традиции вопреки попыткам ее модернизации в соответствии с социо-культурными изменениями, характерными для периода Нового времени. Акцентирование непреходящего значения религиозного наследия прошлого нередко приводит к идеологизации традиции, ибо сама по себе концептуализация традиции есть как знак того, что она утрачивает силу. По удачной формуле Я. Пеликана, « Традиция - это живая вера мертвых». В силу многоаспектности традиций религиозных, всегда содержащих внерелигиозные элементы, религиозный традиционализм, как правило, в той или иной степени оказывается связанным с традиционализмом политическим и культурным. Традиционализм религиозный как форму консервативного отношения к унаследованным религиозным представлениям и ценностям следует отличать от фундаментализма религиозного, являющегося радикальным современным проектом ресакрализации культуры.11

Традиционализм не просто выступает против нового. Он активно требует постоянной корректировки образа жизни по старой, изначальной или «классической» модели. Важно, чтобы общество не отошло от «идеального образца». Во всех традиционалистских обществах большое внимание уделяется передаче информации между поколениями. Младшее поколение получает только ту информацию, которая способствует сохранению традиционного образа жизни. Любая другая отсекается. Такой целенаправленный отбор проявляется во всем – в способах ведения хозяйства, идеологии (включая религиозную), в культурных ценностях, в отношении к окружающей среде и так далее.

И.И. Кравченко пишет, что традиционализм – это определенное умонастроение, которое может быть различным по содержанию: бытовым, политическим, идеологическим. Традиционализм может превратиться в идеологию, приближающуюся к консерватизму. Понятия традиционализм и консерватизм близки, однако консерватизм отрицает эволюционное развитие общества.

Американский социолог Б. Хозелитц писал: «Традиционализм заключается не просто в принятии традиционных норм на том основании, что они, по-видимому, помогают в решении текущих проблем, а скорее, в обращении к традиционным нормам по причине их древности и приписываемых им святости или идеологического превосходства. Таким образом, под традиционализмом подразумевается идеология: это возвышение традиции ради самой традиции».12

Наиболее удачное определение традиционализма в работе Э.Шилза: «Традиционализм - это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном осознании их традиционной природы и убеждения в том, что их ценность обусловливается традиционной передачей из некоего священного источника. С этой точки зрения удовлетворительно только такое традиционалистское мировоззрение, которое пронизывает все сферы – политическую, экономическую, культурную и религиозную – и объединяет эти сферы в едином подчинении священному в том виде, в каком оно унаследовано от прошлого»

«Традиция» и «традиционализм» различны по определению. Если традиция – это передача чего-либо от одного поколения к другому ( или то, что передается), то традиционализм обозначает особое отношение к тому, что передается (или то, что вызывает это особое отношение).

С понятием «традиция» тесно связано понятие «традиционализм». определенное отношение, идеологическую установку – такая трактовка имеет место в большинстве случаев, - либо авторы определений сосредотачивают внимание на перечислении компонентов, составляющих содержание интересующего нас явления.

В отличие от традиции традиционализм представляет собой определенную идеологию. Как отмечают исследователи, «активные поиски чего-либо в прошлом с тем, чтобы найти в нем опору, поиски прошлого, которое может послужить для настоящего и будущего, являются отличными от традиции; это – идеологическое преобразование и особая, чрезмерная приверженность традициям.13

Отход от традиции, от нормального следования ей, допускающего известные вариации, - появление как нигилистического отношения к ней, вызывающего ответную реакцию в виде ее решительной защиты, так и чрезмерного ее восхваления – приводят к традиционализму.

Литература

1. Американская социология о традициях в странах Востока / Под ред. О.А. Осиповой. М.: Наука, 1985. - С.53. (Академия наук СССР Институт востоковедения).

2. Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина. В 4тт. Т.3. М.: Мысль, 2001. С.521.

3. Религиоведение/ энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М.: Академический проект, 2006. 1074 с.

1 Современный философский словарь/ Под общ. Ред. Д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Академический проект, 2004.с.734 – 864с.

2 Религиоведение/ энциклопедический словарь. – М.: Академический проект. 2006.- 1074. Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян.

3 С.733- 734 там же.

4 Американская социология о традициях в странах Востока. О.А. Осипова, изд. «Наука», М.- 1985г.-с.53 Академия наук СССР Институт востоковедения.

5Там же.,с.54

6Там же, с.55

7 Там же.,с 64

8Там же.,с.64

9 Там же.,6

10 Новая философская энциклопедия в 4тт. М. : Мысль, под ред. В.С. Степина, 2001г., 3т., с.521

11 Религиоведение/ энциклопедический словарь. – М.: Академический проект. 2006.- . Под ред. А.П. А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян.

12 Там же..с.66-67

13 Американская социология о традициях в странах Востока / Под ред. О.А. Осиповой. М.: Наука, 1985. С.66 .

Просмотров работы: 3041