КИТАЙСКИЕ ВЕЕРА В СОБРАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КИТАЙСКИЕ ВЕЕРА В СОБРАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ.

Зорина Х.И. 1, Масалова О.А. 1
1Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Веер для нас в нашей обыденной жизни - это аксессуар, при помощи которого мы овеваем себя прохладным воздухом в жару или попросту отгоняем мух, мошкару, комаров. Но веер одновременно и прост и сложен. Он прост как вещь, но сложен в своём культурном значении. В умелых руках такой обычный, с одной стороны, предмет может превратиться в опасное оружие (боевой веер), приспособление для разжигания огня, признак власти (хотя здесь большую роль играют всё же не умелые руки, а, собственно, родословная). Кроме того, на языке веера можно даже выразить свои чувства.

Предшественником веера было опахало. Оно на территории Китая появилось во втором тысячелетии до н.э., в эпоху императора У-Вана. В Китае распространена легенда, подтверждения которой в литературе нами не найдено. Легенда гласит, что первый веер подарила людям Великая Богиня ветра. Сочувствуя людям, наблюдая все тяжести их жизни, она решила помочь им, облегчить их жизнь. И подарила волшебный веер, чтобы каждый человек, попавший в беду, мог обратиться к Богине с помощью ветра, созданного этим волшебным веером.

Вначале веер использовался только как предмет для овевания лица и был он у всех китайцев: бедных и богатых. Дальше веер развивался, на нем начали рисовать, писать стихи. Постепенно веер превращался из предмета быта в произведение декоративно-прикладного искусства: его разрисовывали, расписывали, украшали. И такие веера были уже не у всех людей Китая. Таким образом, обозначилось различие по статусу, по финансовому положению.

Роль веера в китайской культуре, его происхождение, история, изучены в недостаточной степени. В собрании Этнографического музея Казанского университета имеется коллекция китайских вееров. Веер, который существовал и активно использовался в прошлом и на данный момент выступает в качестве распространенного функционирующего предмета. Формирование этой коллекции началось ещё в 30-х гг. XIX века, чему способствовали поездки ученых в восточные страны. Особую роль в формировании китайской коллекции сыграл известный синолог - профессор Осип Михайлович Ковалевский. После путешествия по Забайкалью, Монголии и Тибету, он 13 месяцев прожил в Китае. Оттуда он привез ценную коллекцию китайских бытовых предметов, среди которых были и веера.

Надо заметить, что приобретение этой и других коллекций в 1835 г., в которых, помимо бытовых предметов (украшений, предметов туалета, косметики, принадлежностей для еды и курения), были и рукописи, и книги, послужило причиной для рождения специального кабинета редкостей.

Пополнение кабинета подобными коллекциями в первой половине XIX в. можно связать с такими людьми, как В. П. Васильев, который прожил в Китае 10 лет (1840 – 1850 гг.), Иакинф Бичурин, находившийся в Пекине 14 лет. После перевода всех коллекций в Петербургский университет систематическое их пополнение прекратилось. И только после русско-японской войны, в 1905 г. отряд Красного Креста, состоящий из преподавателей и студентов медицинского университета, передал привезенную из Маньчжурии весомую коллекцию китайских бытовых вещей.

В процессе исследования описей коллекций китайских бытовых вещей, были найдены и изучены 11 вееров и одно опахало. Из них:

-бумажный веер раздвижной с рисунками тушью;

-два веера раздвижных бумажных с изображением бытовых сцен (на одном из них изображена царская бытовая сцена);

-два веера из листьев пальмы с ручкой из слоновой кости;

-веер раздвижной из промасленной бумаги с двухсторонним рисунком, на котором изображено 4 человеческие фигуры;

-веер, сплетенный из камыша;

-веер круглый с ручкой из слоновой кости;

-веер раздвижной;

-опахало из конского волоса зеленого цвета с ручкой, украшенной металлическими под проволоку украшениями и обвязанной сплошь медной проволокой.

В собрании имеются два веера, описание которых прочитать не удалось. Кроме того, известно, что не все веера, упоминаемые в описях, сохранились.

В экспозиции музея выставлены 9 вееров: 3 веера не складывающихся и 6 складывающихся. Один веер не складывающийся имеет плохую сохранность, плетеный, вложен в руки антропологического манекена женщины-китаянки. Другие два не складывающихся веера закреплены на стене, выполнены в разных методах плетения и имеют различную неправильную форму.

Следующие 6 вееров складывающихся размещены на стене экспозиции. Один из них сложен и помещен в специальный прозрачный футляр. Другие три веера имеют различные изображения: бытовые сцены, отдельные цветы (похожие на хризантемы).

Веера не зря включены в композицию, созданную в экспозиции музея, так как в культуре Китая веер играет значительную роль и вместе с остальными вещами, включенными в композицию, они создают особую атмосферу, дух китайской культуры. Веер в данной экспозиции музея представлен как аксессуар и как произведение искусства.

Таким образом, можно смело утверждать о возможности дальнейшей типологизации и атрибуции китайских вееров по материалу изготовления, по технологии изготовления, по художественному оформлению; и об определении знаково-коммуникационной функции китайских вееров в экспозиционном пространстве.

Просмотров работы: 1226