Описание: современный урок предполагает использование инновационных технологий в обучении, формирует физические понятия прибора на основе плана обобщенного характера, использование проблемных ситуаций, использование игровой деятельности, закрепление остаточных знаний и рефлексию. Добиться таких целей позволяет использование структурированного плана конспекта и презентации на уроках физики. Ниже приведен план занятия по физике в 7 классе и презентация к уроку.
Структура плана-конспекта занятия
Тема урока: Манометры
Класс: 7
Цели занятия:
Дидактические: знать устройство, принцип действия, применение открытого жидкостного и металлического манометров.
Воспитательные: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.
Задачи развития личности: развивать у учащихся познавательный интерес к физике через эксперименты формировать потребность приобретения новых знаний для успешности освоения предмета.
Тип занятия: Изучение нового материала и применение полученных знаний на практике.
Оборудование демонстрационное: манометр жидкостный, манометр металлический.
Технические средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор .
Дидактический материал: Презентация к уроку физики в 7 классе по теме «Манометры». Составлена для объяснения темы по учебнику А.В. Перышкина. Презентация содержит 17 слайдов, включающих цель и задачи урока, кратковременный тест в одном варианте, состоящий из 6 вопросов на атмосферное давление с ответами; объяснение устройства, принципов работы открытого жидкостного и металлического манометров, их применение на производстве, в технике и медицине, а также вопросы для закрепления изученного материала. Учебник А.В. Перышкина «Физика. 7 класс».
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
План занятия
Этапы |
Методы и приемы |
Время |
1. Организационный момент |
Устное напоминание. Приветствие. |
2 мин |
2. Актуализация Проверка домашнего задания по теме «Барометр-анероид». Установка связи с ранее изученным материалом. |
Беседа. |
3 мин |
3. Мотивация познавательной деятельности |
-Тестирование. Тест на проверку остаточных знаний. |
5 мин |
4. Изучение нового материала |
Проблемный метод. Репродуктивный метод. Поисковый метод. -Постановка цели нового урока н основе обобщенного плана урока. - Проблемная ситуация. Проведение эксперимента с Жидкостным манометром. Обсуждение эксперимента, правильное решение проблемной ситуации на основе опыта, вывод. -Самостоятельная работа с учебником ст. 109.рис 129. Запись в тетради устройство и принцип действия механического манометра. -Опрос самостоятельной работы, с помощью интерактивной доски: презентация Манометры. |
20 мин |
5. Обсуждение и демонстрация выполненного задания |
-Опрос самостоятельной работы, с помощью интерактивной доски: презентация Манометры. Устройство и принцип действия механического манометра, единицы измерения, цена деления градуированной шкалы. -Самоанализ результатов урока. |
5мин. |
6. Применение полученных знаний на практике |
Беседа. Опрос. Обобщение по теме, повторяются (при участии учеников) основные выводы и моменты урока Рассказ о Врачебной деятельности где применяют тонометры и для чего они служат. Выставление оценки наиболее активным на уроке ученикам прокомментировав выставленную оценку. |
5 мин. |
7.Домашнее задание |
Основное пр.45. и дополнительное задание (задача). |
5мин. |
8.Резервное время. |
Демонстрация: Измерения давление тонометром у ученика. |
Конспект занятия
Учитель |
Ученик |
1. Организационный момент. Анализ готовности учеников к уроку (тетрадь учебник, опрятный вид учащихся, дисциплинированность.) - Здравствуйте, садитесь. |
Приветствуя учителя, ученик стоит возле своей парты. После слов учителя садиться. |
-Прежде чем начать новую тему давайте вспомним прошлый урок. -Какая тема прошлого урока у нас была? -У вас было домашнее задание прочитать порг.43 и упражнение 20. Поднимите руки у кого возникли затруднения поводу домашнего задания? -Сегодня на уроке вам предстоит решить интересную проверочную работу на 5 минут, в зависимости от правильности ответов будет выставляться определенная оценка. Работа на уроке будет тоже оцениваться в зависимости от правильности ответа я буду вам выдавать жетончики. После урока вы подойдете ко мне со своими жетончиками и я поставлю определенную оценку в журнал. Выдача тестов с вариантами ответов. -время закончилось, передайте с последних парт на первую листочки с ответами. И так ребят давайте отгадаем загадки, за правильный ответ я дам жетончик. Учитель читает загадку: 1. Поднимаемся мы в гору Стало трудно нам дышать, А какие есть приборы, Чтоб давленье измерять? 2. На столе висит тарелка По тарелке ходит стрелка Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт. О каком приборе идёт речь? Молодцы. -На предыдущих уроках мы с вами изучали барометры. Какие виды барометров вы знаете? Для чего они служат? - Можем ли мы измерить давление внутри жидкости с помощью барометра -анероида? -Ребята, приходилось ли вам накачивать колёса велосипеда, мотоцикла, машины? Нужно ли знать давление в колесе? - Что можно сказать о давлении внутри шин по сравнению с атмосферным. Больше, чем атмосферное? Как же это давление измерить!? Подойдут ли известные нам приборы для измерения давления в этом случае? Для измерения давлений, больших или меньших атмосферного используются приборы, о которых у нас пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Эти приборы называются манометры. Запишем тему нашего урока «Манометры».(сл.1) |
-Тема прошлого урока была «Изучение барометра -анероида». Рук нет. (Продолжение урока). Если ученики подняли руки, то разобрать вопросы, спрашивая учеников, которые не подняли руки. Внимательное решение теста. Передают листочки, соблюдая тишину в классе. -Барометр-анероид. Учащиеся приводят примеры различных видов барометров, им известных: ртутный, водный, барометр-анероид.) -На предыдущих уроках мы изучали барометры жидкостные и безжидкостные (анероид, ртутный барометр). Барометры служат для измерения атмосферного давления. - Мы не можем измерить давление внутри жидкости с помощью барометра, так как с помощью барометров мы можем измерить только атмосферное давление. - При накачивании колеса нам обязательно нужно знать давление в колесе, при перекачивании колеса, колесо может лопнуть, и травмировать. - Давление внутри шин больше. - Нет, известные нам приборы для измерения давления в этом случае не подойдут. - Открывают тетрадки, записывают тему урока. |
IV. Изучение нового материала. (Используются слайды, которые сменяют друг друга по мере изучения темы урока – прилагаются к уроку) Ребята, какая цель нашего урока будет при изучении манометра? (сл.2) Молодцы. А кто-нибудь видел такой прибор? Как он выглядит? И для чего служит этот прибор? Запишем определение манометра. Манометр – это прибор для измерения давления в жидкостях и газах. (сл.4) Манометры бывают жидкостные и металлические. (сл.5) Ребята давайте рассмотрим устройство открытого жидкостного манометра. Проделываем опыт с надавливанием на коробку . (сл.6- сл 11.) - Что вы видите, из каких частей состоит жидкостный манометр? -Что будет, если мы сильно надавим на пленку? -Объясните, а почему уровень воды в коленах сообщающего сосуда изменилась? В слайдах 7-11 много интересных вопросов если время остается можно слайды применить на закрепление материала .см. слайды 7-11 - А теперь, ребята, рассматриваем устройство металлического манометра (стр.93 рис.129) самостоятельно. Дать задание: записать в тетрадь устройства прибора по плану изучения прибора. -Ребята, кто возле доски объяснит устройство прибора и его принцип действия? (Слайд механического прибора) (сл.12) - Ребята, а как вы думаете, где применяются в жизни манометры? Насос для накачки шин встречался наверное всем, какова цена деления этого манометра? Молодцы! В медицине используется механический манометр. Он служит для измерения кровяного давления, его называют тонометр. У каждого из вас дома есть тонометр, кто им пользовался? (сл.16) Давайте закрепим наши знания на основе выводов на уроке. Вывод 1. Об изменении давления можно судить по высоте …………………….? Вывод 2 . Для измерения давления больших или меньших атмосферных используют …...? Вывод 3. Манометры бывают 2 –ух видов:..?. Давайте все эти выводы запишем в тетрадь. Молодцы ребята сегодня хорошо все поработали на уроке запишите домашнее задание, оно записано на доске. Давайте проведем рефлексию? (сл.17) 1.Что нового мы сегодня изучили на уроке? 2.Что понравилось ? 3.Что было непонятно для вас? 4.Оцените вашу работу на уроке по 5- бальной шкале, и запишите оценку в тетради. Пример: Моя оценка 5 – участвовал в обсуждениях, отвечал на вопросы , работал у доски. Кто получил жетончики подойдите, пожалуйста, ко мне для выставления оценки оценку. ДЗ - заполнить таблицу, на эскизе доски она вам представлена. Спасибо за урок. |
По плану обобщенного характера ученики отвечают. - Изучение значения устройства, принцип действия и применение манометра в жизни. - Манометр – это прибор для измерения давления в жидкостях и газах. Манометры бывают жидкостные и металлические. - Жидкостный манометр состоит из частей Сообщающиеся сосуды, трубка резиновая, и коробочка с пленкой. - Уровень воды в коленах изменится. - Под действием силы избыточного давления жидкость начнёт перемещаться. Выполнение задания. -Механический состоит из согнутой в дугу металлическая трубка, один конец которой закрыт, кран сообщается с сосудом, в котором изменяют давление, при помощи рычага и зубчатки передается стрелки. При помощи рычага и зубчатки движение трубки передается стрелке. - Авиация, на заводах, на гидроэлектростанциях, ,итд,. - МПа. Ученик рассказывает про тонометр. Вывод 1. Об изменении давления можно судить по высоте уровня жидкости в колене сосуда. Вывод 2. Для измерения давления больших или меньших атмосферных используют манометры Вывод 3. Манометры бывают 2-ух видов: металлические и жидкостные. |
Эскиз доски
Жидкостный:
Тема: Манометры
Единцы измерения: атм.
Цена деления:0,1 атм.
1 атм =101325 Па.
Жидкостные Металлические
1. Устройство
2.
3. Принцип
4. действия
5.
Применение
Приложение
Слайды к уроку