ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ? - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?

Тамочкина Д.Н. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую, сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Как же сделать правильный выбор, чтобы потом не жалеть о зря потраченных годах? Многие дети в будущем, мечтая быть врачами, учителями играют в детстве в такие игры. Но когда они вырастают, желания меняются, а привлекательная в детстве профессия может уже совсем не нравиться.

Некоторые с самого раннего детства имеют склонность к рисованию, пению, танцам. Родители, видя таланты своих чад, отдают их в клубы по интересам, в спортивные секции, различные кружки. Если все складывается удачно и интерес со временем не проходит, а только увеличивается, то ребята продолжают заниматься этим профессионально и более углублённо, -становясь художниками, дизайнерами, музыкантами или танцорами. А если это занятие им не по душе, то перед ними встает проблема выбора.

С такой проблемой столкнулись и мы! В нашей работе мы попытаемся представить подборку материалов, которые могли бы помочь в профессиональной ориентации личности.

Объектом изучения при разработке стала учащаяся 10 класса средней общеобразовательной школы. Предметом – профориентационная направленность личности.

Основная цель нашей работы: выявить уровень собственной профессиональной направленности

Достижение этой цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:

  1. Осуществить теоретико-понятийный анализ: проанализировать и уточнить такие понятия как профориентация, психодиагностика, методология профориентации, профподбор, профпригодность.

  2. Рассмотреть существующие эффекты профориентации.

  3. Охарактеризовать психологические составляющие личности.

  4. Охарактеризовать принципы, характеризующие профориентационную деятельность.

  5. Провести эмпирическое исследование с целью выявления профориентационной направленности личности.

  6. Собрать подборку тестов для определения профессиональной направленности личности.

Методы исследования. Прохождение тестов.

Практическая значимость работы. Результаты и материалы работы могут использоваться для дальнейших исследований профессиональной направленности личности, на классных часах по профориентации.

1. Профориентация

1.1. История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.—к момен­ту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.

Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че­тырех арифметических действий1.

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Ри­ма. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиа­торов.

В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. Опыт деятель­ности этих бюро стал широко распространяться в США, Испа­нии, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

«В своей работе бюро руководствовалось следующими положе­ниями:

по значимости выбор профессии можно приравнять к супру­жескому выбору;

профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный слу­чай;

никто не должен выбирать профессию без тщательного раз­мышления, без опоры на профконсультанта;

молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу;

выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак­торы успешного выбора и мир профессий2».

Сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания.

1.2. Теория профориентации

Профориентация - это «научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества»3. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет теория: ведь именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем помогают превратить практическую работу в научно-практическую. Теория не появляется, как правило, вместе с самой деятельностью, чтобы сформулировать теорию, способствующую совершенствованию практики профориентации. В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

«Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом»4.

Теорию профориентации можно определить следующим образом: «это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности»5.

Это определение сравнительно простое и общее: оно хотя и полезно для «вхождения в мир теории, но с точки зрения научной строгости, неизбежной при определении теории любой деятельности». Более глубокое определение следующего понятия следующее: «теория профориентации – это форма научно организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах»6.

Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

Важный компонент теории профориентации – определенные закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования профориентации с понятиями других наук, и в том числе и с математикой.

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

«В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

  • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

  • взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

  • воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

  • взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

  • соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации»7.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

1.3. Эффекты профориентации

Эффекты профориентации – это показатели, характеризующие профессиональную ориентацию.

Существуют определенные эффекты профориентации, о которых я хотела бы вам рассказать.

1.Определение склонности к типу профессий

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ— все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие8.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, что простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

2. Определение степени выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности. Зависит от интереса учащегося к какому-либо учебному предмету или профильному направлению.(биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).

3. Определение ценностных, смысложизненных и карьерных ориентаций, т.е предпочтения, моделируемые и построенные профессиональными планами. У каждого человека с самого детства могут быть собственные ориентации в профессиональном плане, кто-то с детства мечтал помогать людям – хотел стать доктором, а кто-то хотел руководить – быть директором.

4. Диагностика социально-психологических профессионально-значимых характеристик клиента, изучаются такие аспекты личности человека как: коммуникабельность, интеллектуальность, ответственность, эмоциональная устойчивость, дипломатичность, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность, самодостаточность, самостоятельность, зависимость и подчиненность в межличностных отношениях, лидерские способности и др.

5. Определение конкретной профессии, наиболее близкой интересам и склонностям опрашиваемого. Выясняется узкий круг профессий и видов деятельности, которыми хотелось бы заниматься учащимся после окончания школы.

6. Получение информации о требованиях выбранной профессии к личности и сферах трудоустройства в будущем. Информация о возможных образовательных маршрутах и дисциплинах ЕГЭ, необходимых для поступления в выбранные ВУЗы, требованиях к состоянию здоровья.

2. Методология профориентации

«Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии»9.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

В социологии получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.

Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи, самые распространенные: «темперамент и выбор профессии», «интересы и выбор профессии», «профессиональный тип личности», «склонности и профессиональная направленность» и др.

2.1. Психодиагностика

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии, разрабатывающее теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.10

Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях. Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур - измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести: диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.

Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

Таким образом, современное понятие «психодиагностики» тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему, так как кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать взаимодополняя друг друга оба этих подхода.Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить на дежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методических ошибок.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально - подготовленных психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог - диагност оказывает психологическую помощь, проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологического вмешательства.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

2.2. Профессиональный отбор

«Профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности»11. В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий. Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида. Констатирующий и организующий.

1.Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «негоден». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства.

2.Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих, поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование. Здесь необходимы научно обоснованные характеристики - рекомендации школы, диагностические методы профотбора (подбора).

Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. «Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями»12

Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую галактику» человека в желательном направлении.

2.3. Профессиональная пригодность

«Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность»13.

Устройство на работу – это процесс, как не странно двоякий. Это проявляется в том, что рассматриваться данный процесс может как со стороны соискателя той или иной вакансии, так и с точки зрения работодателя. Причем для потенциального работника главной задачей является всесторонняя демонстрация самого себя, как наиболее подходящего на данную должность, а для работодателя главная задача заключается в определении профессиональной пригодности соискателя к конкретной должности.

Безусловно, за последние годы социальные процессы современного мира значительно упростились, и простая психология не всегда может дать исчерпывающие объяснение личности того или иного человека. Более того, структура социальных процессов, которые имеют место в процессе трудовой деятельности, значительно усложнилась и требует более детального и тщательного анализа. Работодателю, равно как и работнику, необходимо четко уяснить для себя, что полностью, т.е. идеально, профессионально пригодных к той или иной должности людей просто-напросто не существует. Если кто-либо, берясь за определенную деятельность, сразу не может качественно и эффективно ее выполнить, это отнюдь не означает, что в данной области человек совершенно непригоден. Человеческие качества подлежат определенной шлифовке, большему или меньшему изменению. Кроме того, способность к обучению – это одно из важнейших качеств любого работника. Именно способность к обучению дает работодателю шанс надеяться, что то, что не получилось у работника сегодня, он с блеском сделает завтра. Следовательно, именно способность к обучению должна лежать в основе оценки современных социальных процессов. При этом способность к обучению выявляется в ходе трудовой деятельности и заранее определить ее степень практически невозможно. Однако профессиональная пригодность к трудовой деятельности – это явление чрезвычайно конкретное. Профпригодность к чему-либо, существующая сейчас, может быть полностью нулевой завтра.

Итак, каким же образом работодателю нужно определять профессиональную пригодность к определенной вакансии?

Конечно, начать стоит с формальностей. Без соблюдения должного уровня формальных процедур, без оформления бюрократических требований и т.п. невозможно дальнейшее проведение анализа профессиональной пригодности кандидатов на вакансию. Следовательно, в первую очередь нужно изучить резюме соискателей. Причем рассматривать стоит, не только содержание резюме, но и стиль его написания.

Помимо этого, важнейший элемент выявления степени пригодности того или иного человека к труду – это медицинское заключение. Государством установлена норма, согласно которой при трудоустройстве, а также при устройстве на учебу необходима специальная медицинская справка. Эта медицинская справка известна всем медицинским работникам, поскольку представляет собой один из наиболее востребованных медицинских документов. Медицинская справка для устройства на работу носит название «справка о профпригодности» или медицинская форма 086/у. Эта справка о профпригодности выдается терапевтом после врачебного осмотра рядом специалистов. Каких врачей необходимо посетить, чтобы на руках оказалась заполненная форма 086/у, также устанавливает государство.

Работодателю необходимо знать, каковы особенности каждой конкретной вакансии, и не нужны ли для работников какие-либо особые требования к состоянию здоровья. Если таковые требования есть, то нужно сразу же сообщать кандидатам на должность, что форма 086/у должна оформляться особым образом. В любом случае справка о профпригодности подлежит большему или меньшему анализу со стороны работодателя.

После анализа формальностей необходимо обратиться к личности соискателя. Для этого необходима личная встреча, в ходе которой легко можно выявить степень коммуникабельности человека. Его познания в профессиональной сфере и степень деловой и жизненной активности. Именно в ходе личного собеседования можно произвести конкретное определение наличия или отсутствия у кандидата тех свойств, которые необходимы для выполнения определенной трудовой деятельности.

Причем, если у кандидата недостаточно опыта, то склонность познавать новое, энтузиазм и жизненная энергия смогут возместить и окупить это с лихвой. Нужно при этом хорошо понимать, что качества любого человека не существуют отдельно друг от друга, и, следовательно, анализ негативных черт так же важен, как и анализ позитивных характеристик.

Стандартным набором черт личности считается следующая последовательность:

  • Качества человека как гражданина;

  • Трудовые качества;

  • Общая (моральная и физическая) дееспособность, а точнее – ее уровень;

  • Специфические качества, важные для данной должности;

  • Жизненные бытовые умения.

По результатам комплексного рассмотрения той или иной кандидатуры на занятие вакантной должности, работодатель должен сделать вывод о профессиональной пригодности человека. Так, лицо – соискатель может быть профессионально непригодным к данному виду трудовой деятельности, годным с ограничениями, соответствующим по общим параметрам или же полностью соответствовать данной должности. В последнем случае иногда говорят о призвании.

Все вышесказанное можно очень просто применить и по отношению к работнику. Соответственно, каждый этап оценки соискателя работодателем последний должен выдерживать с блеском. Сделать это можно, если правильно организовать процесс своего трудоустройства.

3. Особенности старшего подросткового и юношеского возраста

В этом разделе мы постараемся охарактеризовать старшеклассников как особую социально-демографическую группу.

Старшеклассниками называют учеников старших (10 - 11) классов. Чаше всего – это старший подростковый возраст и раннее юношество (15 – 17 лет).

Молодые люди в возрасте от 15 до 17 лет входят в социально-демографическую группу «молодежь». Молодёжью называют социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных социально-психологическими свойствами14.

В этот период человек проживает важный этап жизни - процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

В возрасте 14-18 лет у молодых людей меркнет авторитет учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере общения – досуговой. Это возраст становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Окружающим взрослым необходимо предпринять усилия, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.

Юность-это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что, с одной стороны, предполагает завершение полового созревания, а с другой, -достижение социальной зрелости.

На сегодняшний день существуют несколько теорий возрастного развития. Они дополняют друг друга, поэтому важны для целостной характеристики возраста.

1. Биогенетическая теория немецкой «конституциональной психологии»Эрнста Кречмера и Эриха Йенша.

Здесь за основу берётся фактор биологического созревания. Одни люди-циклоиды (легковозбудимы, непострелственные, крайне неустойчивые по настроению), а другие - мизоиды(замкнутые, неконтактные, эмоционально скованные). Сущность пятнадцателетия - роста духа, независимости, жажда свободы сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. В 16 лет снова наступает равновесие :мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешанность, общительность, устремленность в будущее.

2. Концепция личностной ориентации Эдуарда Шпрангера.

Эта теория является антиподом биогенетической теории, согласно которой внутренний мир индивида - первооснова развития личности. Главные новообразования- открытия «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана.

3. Положения гештальтерапии Курта Левина.

Этот исследователь учитывает как личностный, так и социальный компоненты развития личности. Это взаимодействие он назвал «жизненным пространством»: юношеский возраст - переходный и специфический, который проявляется во внутренних противоречиях, неопределенностью уровня притязаний, повышенной застенчивостью и одновременно агрессивностью, склонностью принимать крайние позиции и точки зрения.

4.Теория Л.С. Выготского, теория «онтогенеза».

Онтогенез-это относительно замкнутый период развития, на стыке перехода к следующему периоду развития - более высокому. В отличие от К.Левина Л.С. Выготский считал, что формировать необходимо не среду и окружение, а навыки у самого ребёнка. В контакте юношеского возраста - это развитие социального интеллекта.

5. Теория Л.И Божович.

В юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитее мотивационной сферы личности. На первый план выходят:

-определение своего места в жизни

-формирование мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность (мотивы самооборазования)

-самосознание и моральное сознание.

Решающее значение придаётся динамике «внутренней позиции», т.е. динамике отношения к себе, окружающим, делу в настоящем и к перспективе на будущее!

В результате психологических исследований установлено, что «индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается».

Социологический анализ проблем культурной иденти­фикации молодежи выявил тенденцию к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, пассивно-потребитель­ского отношения к культуре.

Итак, еще раз хотелось бы отметить, что в представленный период жизни у подростков складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки15. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

3.1. Структура и направленность личности

Развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» — на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и профессиональной перспективы. Данное положение позволяет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10 - 11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12-13 лет, до выбора определенной социальной позиции в 14—15 лет.

Хотелось бы подробнее остановиться на структуре и направленности личности. Личность – это человек, обладающий сознанием и индивидуальностью. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

 

Природный компонент

Социальный компонент

Деятельностный компонент

 

ЛИЧНОСТЬ

ШКОЛЬНИКА

 

Интелектуальная сфера

Эмоционально-волевая сфера

Ценностно-мотивационная сфера

 

Структура личности состоит из следующих компонентов:

  1. Природный компонент. Такой компонент включает в себя следующие составляющие: здоровье, задатки, тип нервной системы.

  2. Социальный компонент. Включает в себя: микросреду(семья), макросреду(школа).

  3. Деятельностный компонент. Содержит в себе: учение и воспитание)

Существуют следующие сферы в структуре личности школьника:

1. Интеллектуальная сфера подразумевает имеющийся у человека запас знаний, а также умственный потенциал. Составляющие этой сферы являются обученность и обучаемость. Обученность - уровень подготовки человека, результат усвоения им того или иного материала. Обучаемость - это возможности человека к усвоению материала.

2. Эмоционально-волевая сфера-это способность к произвольной саморегуляции, рефлексии, а также показатель лабильности нервной системы, то есть приспособляемость к изменяющейся обстановке(ситуации).Включает в себя произвольность, рефлексию, лабильность. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Произвольность – это зачаточная форма рефлексии. Лабильность - функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях.

3. Ценностно-мотивационная сфера означает направленность личности, которая выражается в терминальных и инструментальных ценностях. Содержит терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности-ценности-цели(например, получение образования, поступление в вуз и др.) Инструментальные ценности-тактические ценности, позволяющие достигать те или иные цели, занимать определённые социальные позиции, роли.

Структуру направленности личности, сущность которой составляют определённым образом взаимосвязанные потребности, мотивы, установки и цели человека, можно условно представить в виде следующей схемы:

 

Потребности

Мотивы

Установки

Цели

 

-биологические

-социальные

-материальные

-духовные

Потребность - нужда в чём-либо.

Мотив - это внутренняя побуждающая сила, зависящая от потребности.

Установки - это система убеждений (ценностей)

В соответствии с установками человек и стремится к достижению значимых для себя целей.

В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс профориентационной работы с подростками. Особое внимание следует уделять изучению психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.

Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду также дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника.

4. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации

Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.

Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: «Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни»16.

В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Но родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку».

Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой характер. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и умственному труду.

Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.

Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической.

5. Характеристика собственной профессиональной направленности

Основная цель нашей работы состоит в выявлении уровня собственной профессиональной направленности. Для этого потребовалось изучить теоретические вопросы, посвященные профессиональной ориентации личности и пройти ряд тестов, позволяющих оценить уровень профессиональной направленности личности, к ним относятся тесты: «темперамент и выбор профессии», «интересы и выбор профессии», «профессиональный тип личности», «склонности и профессиональная направленность», «тест на самооценку», «коммуникативно-организаторские склонности», «анкета мотивов выбора профессии».

В результате проделанной работы мы получили определенные результаты.

Тест «Темперамент и выбор профессии» показал, что я отношусь к типу сангвиников.

Сангвиники гиганты нервной системы, оптимисты, меньше всех болеют и мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Быстро меняют чувства. Очень хорошие работники. Из сангвиников получаются хорошие водители, саперы, инженеры. Сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками. Кроме этого, по результатам теста мы высянили, что я отношусь к значительным экстравертам. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, добродушен, весел, склонен к рискованным поступкам. Мне присуще такое качество, как средняя эмоциональная устойчивость, т .е я свободно сохраняю организованное поведение, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.

Таблица №1.

1+

2+

3+

4+

5-

6-

7+

8-

9+

10-

11+

12+

13-

14+

15+

16+

17+

18-

19-

20+

21+

22+

23-

24+

25+

26+

27+

28-

29-

30-

31+

32+

33-

34+

35+

36+

37-

38+

39+

40+

41-

42-

43+

44+

45-

46+

47-

48+

49+

50+

51-

52-

53 +

54-

55-

56+

57+

58-

59-

60-

Тест «Интересы и выбор профессии» показал следующие результаты - я сильно заинтересована в двух сферах, это сферы математики и искусства. Хотелось бы отметить, что именно эти сферы вызывают у меня неподдельный интерес, и именно с одной из этих сфер мне бы хотелось связывать свою будущую профессию.

Таблица№2

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

ХII

ХIII

XIV

XV

1- -

2+

3-

4-

5--

6-

7+

8+

9--

10--

11+

12+

13-

14--

15+

16-

17-

18-

19+

20-

21-

22+

23--

24-

25+

26++

27++

28+

29-

30-

31-

32++

33++

34+

35-

36--

37+

38-

39--

40-

41+

42+

43+

44++

45-

46-

47+

48-

49+

50--

51-

52+

53 --

54++

55--

56++

57-

58-

59--

60+

61-

62+

63++

64--

65-

66-

67-

68+

69--

70--

71++

72+

73+

74--

75+

76-

77+

78-

79-

80-

81-

82+

83-

84--

85++

86-

87+

88-

89-

90-

Третий тест «Профессиональный тип личности» показал результат о том, что я отношусь к предприимчивому типу личности. Предприимчивый тип выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчёт. Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму. Настойчив достижении цели. Типы темпераментов - холеристический или сангвиник. Возвращаясь к результатам первого теста, хотелось бы напомнить, что мой темперамент – сангвиник – это совпадает результатами данного теста.

Таблица №3

I

II

III

IV

V

VI

10В

11В

12А

13В

14В

15А

16А

17В

18В

19В

20В

21В

22А

23В

24В

25В

26В

27В

28В

29В

30В

31В

32А

33В

34В

35В

36В

37В

38А

39 В

40В

41В

42В

Из теста под названием «Склонности и профессиональная направленность» мы узнали, что мои предпочтения сообразны типам: человек-знак, и человек-художественный образ. Эти результаты совпадают с выводами предыдущих тестов, где мы выяснили, что мне интересны сферы математики и искусства. К типу человек-знак относят профессии: бухгалтер, кассир, оператор, товаровед, начальник бюро и др. К типу человек-художественный образ: швея, кондитер, парикмахер, архитектор, реставратор и др.

Таблица №4

I

II

III

IV

V

   

       

   

     

10б

11а

 

12а

   

13б

14а

 

15а

 
   

16б

19б

17а

20а

     

18б

(совпадения с таблицей приведённой в тесте)

«Тест на самооценку» определил, что у меня завышенная самооценка, которая предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств. Завышенная самооценка, это не всегда хороший показатель, но для предприимчивого типа личности, это немаловажный фактор, который позволяет получать желаемый результат в своей деятельности.

Таблица №5

Мой идеал

Мой антиидеал

Аккуратность -

Вспыльчивость -

Заботливость -

Грубость +

Злопамятство +

Нервозность -

Капризность +

Подозрительность -

Мечтательность +

Презрительность -

Настойчивость +

Терпеливость +

Обаяние -

Завистливость -

Отзывчивость +

Легковерие –

Рассудительность +

Нерешительность -

Сдержанность +

Обидчивость +

Упорство +

Педантичность -

Беспечность +

Принципиальность +

Восприимчивость +

Радушие -

Жизнерадостность +

Сострадание -

Искренность +

Трусость -

Нежность -

Вдумчивость +

Решительность +

Застенчивость -

Гордость +

Медлительность -

Изысканность +

Несдержанность -

Мстительность +

Поэтичность -

Непринуждённость +

Развязность -

Осторожность -

Самозабвение-

Подвижность +

Стыдливость-

Увлечённость +

Мнительность-

Холодность -

Уступчивость-

Энтузиазм +

 

20/26=0,77; 5/25=0,2

Тест «коммуникативно-организаторские склонности». Из таблицы сразу видно, что мои ответы почти полностью совпадают с таблицей, данной в тесте, это значит, что уровень проявления коммуникативных склонностей очень высокий, то есть это умение быстро и легко устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремлением к расширению круга общения, к участию в общественных мероприятиях. Результат этого теста подтверждает предыдущий, где мы выяснили, что я отношусь к предприимчивому типу личности, которому просто необходимо уметь легко устанавливать деловые контакты с людьми.

Таблица №6

Коммуникативные склонности

1

11-

21

31-

3-

13+

23-

33+

5+

15-

25+

35-

7-

17

27-

37+

9+

19-

29+

39-

(совпадения с таблицей, данной в тесте)

Таблица №7

Организаторские склонности

2+

12-

22+

32-

4

14+

24-

34+

6

16-

26+

36

8-

18+

28-

38+

10+

20-

30+

40-

(совпадения с таблицей, данной в тесте)

В этой таблице такое же число совпадений как и в предыдущей, а значит уровень проявления коммуникативных склонностей и уровень проявления организаторских склонностей одинаковы. Организаторские способности выражаются в умении влиять на людей, стремлении проявлять инициативу, выполнять общественную работу и т.д. Результаты этого теста еще раз подтверждают полученные ранее.

«Анкета мотивов выбора профессии» показала следующие результаты. В столбце Б больше плюсов, это значит, что преобладает материальное благополучие, желание заработать. Для предприимчивого типа личности, которому характерен холодный расчет и получение выгоды – это основные характеристики, поэтому можем в очередной раз заметить, что результаты тестов совпали.

Таблица № 8

А

Б

В

Ответы

Ответы

Ответы

3

+

5

+

1

+

4

-

8

+

2

+

7

+

11

+

6

+

17

+

14

-

9

-

18

-

15

+

10

+

19

+

16

+

12

+

21

+

20

+

13

+

24

+

23

+

22

-

Все эти тесты помогли мне еще больше разобраться в моей профессиональной направленности. Теперь я с уверенностью могу сказать, что тип моего темперамента – сангвиник. Сферы, в которых раскрываются мои интересы – это математика и искусство. Профессиональный тип личности – предприимчивый. Тип профессии, к которым я склона - это человек-знак, и человек-художественный образ. Моя самооценка завышена, а чрезмерная уверенность в себе и высокий уровень коммуникативно-организаторских склонностей – это важные характеристики предприимчивого человека.

В целом можно отметить, что результаты тестов во многом совпадают. Характеристиками, представленные в тесте, безусловно, являются очень значимыми для меня и обязательно помогут мне в выборе профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности»17.

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком.

С другой стороны, каждый ученик самостоятельно может оценить свою профессиональную направленность, ведь сегодня существует множество различных методик, позволяющих нам сделать правильно свой выбор.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

«Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»18.

В представленной работе мы охарактеризовали процесс профориентации, показали его значимость для подрастающего поколения, дали характеристику личности старшеклассника и охарактеризовали собственную профессиональную направленность. В приложении мы подобрали тесты, которые могут помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.– М.: Проспект, 2009. – 688 с.

  2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2005. С. 148.

  3. Волкова. Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 7.

  4. Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИНБЮ,2007 – с.512.

  5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1988 - 272 стр.

  6. Зигуненко С.Н. Путь к профессии инженера //Твоя профессия. 1991. - № 5. (темперамент)

  7. Климов ЕЛ. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990

  8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические сочинения – М.1977-Т.2.

  9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, Москва, Издательство НПО “Модэк”2002 год, 392 стр.

  10. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьников / Под науч. Ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с.

  11. Цыпин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов – М.ЮНИТИ – ДАНА, 2004 –с. 446.

  12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00106840_0.html

  13. http://telesfor.org/index.php/proforientatsija-dlja-starsheklassnikov

1 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, Москва, Издательство НПО «Модэк»2002 год, 392 стр.

2 Цыпин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов – М.ЮНИТИ – ДАНА, 2004 –с. 446.

3 Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.– М.: Проспект, 2009. – 688 с.

4 Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИНБЮ,2007 – с.512.

5 Цыпин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов – М.ЮНИТИ – ДАНА, 2004 –с. 446.

6 Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.– М.: Проспект, 2009. – 688 с.

7 Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИНБЮ,2007 – с.512.

8 Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьников / Под науч. Ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с.

9 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, Москва, Издательство НПО “Модэк”2002 год, 392 стр.

10 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, Москва, Издательство НПО “Модэк”2002 год, 392 стр.

11 Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИНБЮ,2007 – с.512.

12 Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1988 - 272 стр.

13 Зигуненко С.Н. Путь к профессии инженера //Твоя профессия. 1991. - № 5. (темперамент)

14 Волкова. Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 7.

15 10 Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2005. С. 148.

16 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические сочинения – М.1977-Т.2.

17 http://telesfor.org/index.php/proforientatsija-dlja-starsheklassnikov

18 http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00106840_0.html

Просмотров работы: 9148