ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы, связанные с расследованием преступлений, совершенных в исправительных учреждениях остаются до сих пор актуальными. Анализ статистических данных о состоянии преступности в исправительных учреждениях ФСИН России свидетельствует о том, что даже применение самой строгой меры уголовного наказания к лицам, совершившим преступление, не способствует снижению преступности в пенитенциарной системе и ее уровень остается достаточно высоким. Так, в 2006 г. осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, было совершено 1231 преступление, в 2007 г. - 1133; в 2008 г. - 964; в 2009 г. - 893; в 2010 г. - 944; в 2011 г. было зарегистрировано 799 преступлений.

На первый взгляд, анализ статистических данных, приводимых в ведомственных отчетах, формирует мнение о снижении преступности в местах лишения свободы. Мы же полагаем, что причиной снижения количества преступлений, совершаемых в ИУ, служит снижение количества осужденных, вызванное мероприятиями, проводимыми в рамках реализации концепции реформирования УИС до 2020 года и смягчением наказаний в УК РФ. Так, в 2007 г. в местах лишения свободы находились 882 942 чел., в 2008 г. - 887 723; в 2009 г. - 863 990; в 2010 г. - 818 037; в 2011 г. - 755 648 чел.

В действительности преступность в местах лишения свободы обладает высокой латентностью, и чем ниже категория преступлений (по тяжести), тем выше латентность, поэтому в реальности, по сравнению с официальными статистическими данными, все намного серьезнее.

В то же время в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) происходит процесс реформирования. Концепция развития УИС до 2020 года предусматривает достижение следующих целей:

- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Таким образом, данные преобразования затронут и процесс расследования преступлений, совершенных в ИУ и СИЗО.

В условиях реформирования системы исполнения наказаний, особое внимание уделяется совершенствованию деятельности систем охраны и надзора, внедрению новейших технических средств. Многие из них успешно используются в режимных мероприятиях и при проведении следственных действий на территории исправительного учреждения.

Помещения и охраняемые территории ИУ и СИЗО должны оборудоваться системой видеонаблюдения, которая на сегодняшний день позволяет эффективно предупреждать и пресекать преступления и нарушения установленного режима содержания, обеспечивает безопасность осужденных и подследственных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений. Но если преступление совершено, система видеонаблюдения становится важнейшим источником криминалистической информации.

В 2011 году в ряде регионов России начали применять новое оборудование для контроля за поведением осужденных - видеорегистраторы. Портативное регистрирующее устройство Neoline-1000SA (видеорегистратор) предназначено для видеосъемки и записи информации. Видеорегистратор - компактная цифровая видеокамера, которая работает в автономном режиме благодаря аккумулятору. Запись ведется на флэш-карту с большим объемом памяти. Устройство благодаря специальному креплению позволяет вести запись независимо от того, чем занят сотрудник, видеорегистраторы крепятся на нагрудный карман и работают в автоматическом режиме.

Настоящим прорывом в развитии систем видеонаблюдения в УИС стало использование купольных видеокамер. Увеличение изображения в таких устройствах составляет 220 раз. Для предотвращения несанкционированного перемещения осужденных по территории ИУ и соблюдения требований режима на локальных секторах ИУ устанавливаются системы контроля доступа - видеодомофоны, изображение и звук с которых выведены в дежурную часть на компьютер оператора поста контроля доступа.

В опытном порядке в ряде ИУ и СИЗО с 2009 года функционирует система идентификации личности "Фэйс-интеллект". Главная цель использования новейшей системы распознавания - на 100% исключить подмену лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при проведении следственных действий или этапировании на судебные заседания. "Фэйс-интеллект" считывает индивидуальные особенности человеческого лица по биометрическим параметрам, которые в виде электронной фотографии заносятся в базу данных. При несовпадении каких-либо параметров система автоматически выдает сигнал тревоги.

Использование в ИУ новейших технических средств, с одной стороны, облегчает процесс расследования, а с другой, в связи с этим возникают новые проблемы в правоприменительной практике.

Во-первых, осужденные всячески стараются обойти технические средства охраны и надзора. На практике встречаются случаи, когда осужденные стараются установить не просматриваемые видеокамерами участки и используют эту информацию при совершении правонарушений. Также в ряде ИУ осужденные нашли весьма интересный и простой способ противодействия видеонаблюдению. При несанкционированном перемещении по территории ИУ они меняются верхней одеждой с нагрудными отличительными знаками или используют нагрудные отличительные знаки с чужой фамилией. В результате оператор поста видеонаблюдения фиксирует факт нарушения режима "несуществующим осужденным". Так как качество записи многих видеокамер невысокое, порой в такой ситуации выявить нарушителя не представляется возможным.

Во-вторых, до сих пор результаты режимных мероприятий не используются при расследовании. По мнению С.Д. Аверкина, должностные лица, расследующие преступления, совершенные в исправительных учреждениях, не всегда принимают процессуальные решения об использовании предметов, изъятых при проведении режимного досмотра или обыска, в качестве вещественных доказательств (ст. 81 УПК РФ), а протоколов и актов изъятия - в качестве иных документов (ст. 84 УПК РФ). Информация, полученная при производстве режимного досмотра и обыска, не реализуется в процессе расследования в полном объеме, что отрицательно сказывается на установлении обстоятельств совершения преступления.

В-третьих, отмечается неэффективность использования технических средств по причине отсутствия у сотрудников ИУ и СИЗО навыков обращения с техническими средствами.

В условиях реформирования УИС РФ существенно меняется и организация процесса расследования преступлений, совершенных в местах лишения свободы. Например, до 2007 года производство неотложных следственных действий по пенитенциарным преступлениям в основном осуществляли органы дознания, что подтверждается исследованиями О.П. Александровой, А.Т. Валеева и Л.В. Казариновой.

В настоящее время, что подтверждают опросы оперативных сотрудников УИС и анализ уголовных дел, на данном этапе возросла роль следователей Следственного Комитета РФ, которые стараются самостоятельно решить вопрос о возбуждении уголовного дела и произвести неотложные следственные действия. Это можно объяснить следующими обстоятельствами:

1. Сотрудники ИУ часто не заинтересованы в возбуждении уголовного дела, так как факт совершения преступления негативно отражается на оценке деятельности учреждения. Уголовное дело часто возбуждаются по постановлениям, предоставляемым прокурорами по надзору за соблюдением законности в ИУ о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

2. Профессиональный уровень оперативных сотрудников УИС остается невысоким. Исследования показали, что высшее юридическое образование имеет только 20% опрошенных респондентов, более 50% опрошенных имели только среднее специальное образование. Поэтому во многих регионах складывается практика, что при совершении преступлений в ИУ администрация вызывает следователей СК РФ, ФСКН РФ, МВД РФ, которые согласно ст. 151 УПК РФ уполномочены расследовать данное преступление.

3. Процессуальная деятельность сотрудников ФСИН не является основной. Поэтому оперативные сотрудники стараются ограничить свою процессуальную деятельность проверкой информации о совершенном преступлении и передачей ее по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Но это не означает, что оперативные сотрудники ИУ не занимаются и не должны заниматься производством неотложных следственных действий и их участие в раскрытии и расследовании преступлений незначительно. Речь идет о том, что, как и требует УПК РФ, следователь руководит процессом расследования, являясь ключевой и независимой фигурой. Он не должен перекладывать свои полномочия на сотрудников ИУ и СИЗО. Это может повлечь необъективность полученной информации и существенные нарушения УПК РФ.

Расширяющиеся возможности и постоянное совершенствование средств мобильной связи делают все более привлекательными их использование и в противоправных целях. Наличие бесконтрольных средств мобильной связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах способствует дестабилизации оперативной обстановки, при помощи указанных средств связи спецконтингент устанавливает преступные связи с лидерами уголовно-преступной среды, организует доставку запрещенных предметов в учреждения УИС. Наличие у осужденных средств сотовой связи не только облегчает совершение преступлений, но и позволяет активно противодействовать расследованию преступлений.

Сегодня остро стоит вопрос использования следователем и администрацией ИУ средств массовой информации (далее - СМИ) при расследовании преступлений. Объективное и своевременно предоставление информации для СМИ позволяет снять излишнее напряжение вокруг сложившейся ситуации и снизить давление на следователя и сотрудников ИУ и СИЗО. Представляется перспективным использовать для этого интернет-сайты территориальных органов ФСИН, следственных органов, отдельных учреждений. Указанные интернет-ресурсы в отдельных субъектах РФ уже созданы и используются для взаимодействия с общественностью.

Необходимо активизировать использование возможностей кинологической службы ФСИН России при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Кинологические отделения ИУ и СИЗО обладают большим потенциалом, который не всегда используется. Качественно улучшится ситуация в части состава служебных собак в ИУ и СИЗО. Основными видами служебных собак будут розыскные, также при каждом учреждении будет специальная собака по поиску наркотических веществ. В исправительных учреждениях уже созданы банки запаховых данных осужденных склонных к побегу, однако не закреплен порядок создания банков запаховых данных, методика сбора запаховых данных и правила их хранения. Имеется необходимость в разработке единого для органов и учреждений ФСИН России нормативного акта, где данные вопросы будут регламентированы.

Таким образом, можно констатировать, что реформирование УИС, изменение уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства требуют детальной научной переработки тактических и организационных основ производства следственных действий в исправительных учреждениях в целях повышения качества расследования пенитенциарных преступлений.

Просмотров работы: 3495