СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Капитаненко А.С., Животов В.А., Гуремина Н.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспорт сегодня играет критическую роль в современном обществе, внося с одной стороны весомый вклад в развитие экономики, а с другой стороны, порождая новый класс транспортных проблем, которые становятся все более серьезными и значительными. Решение их традиционными подходами только усугубляет ситуацию. Необходим инновационный прорыв в решении транспортных проблем.

Одним из важнейших условий обеспечения территориальной целостности и единства страны, ликвидации диспропорций в развитии регионов, а также развития международной торговли является формирование и развитие региональных Центров управления транспортом территорий.

Повышения качества транспортного обслуживания населения и его безопасности, увеличение объемов междугородных и внутригородских перевозок, интенсификация международных туристических обменов и увеличение международных пассажирских и грузовых перевозок требуют комплексного развития транспортной системы, которое невозможно без мощной информационной и аналитической поддержки. Транспортная политика всех развитых стран мира уже более 20 лет базируется на разработке и продвижении Интеллектуальных Транспортных Систем (ИТС) и технологий, создании на их базе единого информационного пространства в будущих мультимодальных сетях.

В целях увеличения объемов и повышения качества транспортных перевозок на территории Дальнего Востока и особенно Приморского края, как одной из ключевых территорий Федерального округа, необходимо осуществить ряд приоритетных мероприятий, в том числе среди наиболее важных - информатизация транспортной сети.

В настоящее время для транспортной отрасли на территории Приморского края не сформированы ни локальные, ни, тем более, комплексные Центры единого управления, крайне слабо используются программные средства для универсальной автоматизированной системы обработки информации о пассажирских и грузовых перевозках, а также для управления ими.

В основе автоматизации транспортных процессов лежит концепция создания Региональных Навигационно-Информационных Систем (РНИС) – комплекса региональных навигационно-информационных подсистем на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, в которых Интеллектуализация является, безусловно, ключевым элементом.

Актуальность создания РНИС состоит в том, что она обеспечивает:

- повышение экономической эффективности при эксплуатации транспорта;

- повышение эффективности процессов управления транспортным комплексом;

- повышение безопасности перевозок транспортными средствами;

- повышение степени доступности информации гражданам об организации и

- повышение качества транспортного обслуживания на территории субъекта РФ.

Информатизация транспортных систем территорий должна обеспечить унифицированное и стандартизованное применение различных технологий идентификации, навигации и позиционирования, телематического мониторинга и видеонаблюдения транспортных средств и грузов. Это в свою очередь через объединение правовых, интеллектуальных, технических, финансовых и административных ресурсов для обеспечения безопасного, защищенного, эффективного, экологически чистого и комфортного перемещения людей и грузов создает предпосылки для формирования общенациональной системы.

ИТС субъектов РФ должна стать элементом единой общероссийской Интеллектуальной Транспортной Системы.

Наиболее активное развитие проект ИТС получил в нескольких регионах и городах Российской Федерации: в Рязани и Рязанской области, в Барнауле. В Рязани одними из первых в России внедряются новейшие технологические разработки - элементы Интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС. Например, на пассажирском транспорте внедрены информационные системы «Безопасный автобус» и «Умная остановка», навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС оснащен уже пассажирский транспорт и специальная техника Рязани, для населения разработаны информационные сервисы и наиболее полно развернута Интеллектуальная транспортная система. Для управления и координации работы транспорта создано более 60 рабочих диспетчерских мест. На протяжении ряда лет работа ведётся в гг. Москве и Санкт-Петербурге.

В мировой практике существуют примеры успешной реализации подобных проектов. Так, в Евросоюзе в 1991 году была создана Европейская Ассоциация участников рынка интеллектуальных транспортных систем ERTICO, которая представляет собой консорциум, в который входят все ведущие европейские производители, заинтересованные в развитии рынка интеллектуальных транспортных систем, общественные организации, представители различных министерств и ведомств, инфраструктурные операторы связи, пользователи, и прочие организации. Несмотря на то, что ERTICO создана с участием Еврокомиссии и Министерств Транспорта стран участниц Евросоюза, она является негосударственным общественным институтом, обеспечивающим реализацию политических решений, принятых странами Евросоюза на внутреннем и внешних рынках.

21 июня 2013 года Правительство Российской Федерации выпустило Распоряжение о распределении субсидий, предоставляемых в 2013-2014 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на навигационно-информационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Субсидии распределены между 31 субъектом РФ, входящим в транспортные коридоры РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2012 г. N1367 субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ с обязательным условием - утвержденная региональная программа информационно-навигационного обеспечения автомобильных маршрутов. Установлены требования к ее содержанию – обязательное создание региональных навигационно-информационных систем (РНИС) и подсистем РНИС, в т.ч. создание подсистем мониторинга и управления пассажирскими перевозками и школьными автобусами, обработки вызовов и управления с помощью ГЛОНАСС транспортными средствами скорой и неотложной медицинской помощи. Также обязательны подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, использования автомобильных транспортных средств организаций ЖКХ.

Однако создание РНИС, субсидируемое из бюджета, не охватывает всей территории региона. Как видно на карте субсидирование региональных РНИС касается исключительно Федеральной трассы, проходящей по территории Приморского края, - М-60. Для включения же прочих территорий Приморского края, в том числе на участках международных транспортных коридоров, в единую систему управления территорией края (РНИС) требуется проведение самостоятельных разработок и экспериментальных исследований

Интеллектуальные транспортные системы регионов и городов всегда носят уникальный характер в силу неповторимости объектов, для которых они создаются. Можно говорить только о той или иной базовой технологической платформе: М2М, предлагаемой компанией НИС-ГЛОНАСС, платформа компании («Российские навигационные технологии»), РНИС- Платформа НИИ Прикладной Телематики.

Предлагаемые для регионов технологические платформы в целом отличаются набором предоставляемых возможностей и универсальностью. Нам представляется, что

в настоящее время наиболее приемлемыми является РНИС - Платформа НИИ Прикладной Телематики и платформа М2М (НИС–ГЛОНАСС) в силу их определённых ключевых преимуществ перед прочими:

- возможность создания многоуровневых структур типа «центр-регион»;

- соответствие текущим и перспективным требованиям единой технической

политики при внедрении РНИС и создании Региональных навигационно-информационных центров;

- использование механизма единого централизованного администрирования в

рамках всей РНИС;

- широкий спектр специализированных web-приложений;

- сервис-ориентированная среда;

- гибкость настройки;

- возможность перспективного функционального развития и модернизации.

Каждая из вышеназванных технологических платформ, как и другие, используемые в аналогичных системах, несмотря на отдельные преимущества, обладает, тем не менее, рядом недостатков, позволяющих рассматривать вопрос о дальнейшем их развитии и совершенствовании.

Развитие Технологической платформы позволяет подойти к решению задачи создания такой региональной навигационно-информационной системы, которая должна объединить достоинства предшествующих проектов, созданных на их базе:

- обеспечивать функционирование РНИС в непрерывном и круглосуточном

режиме работы;

- обеспечивать web-технологиями (без установки специального программного обеспечения на рабочие места пользователей)

- предполагать единую централизованную базу данных РНИС, что позволит обеспечивать прозрачность управления региональной системой;

- взаимодействовать с различными телематическими и навигационными приложениями – BN-Complex®, НИС-Платформа®, ST Matix®, ST CrossPoint Server® и другими платформами, передающими данные с использованием технологии SOAPили по протоколам, соответствующим Приказу Минтранса №2854;

- обеспечивать открытость платформы;

- обеспечивать необходимый объём отчётной документации.

Реализованные в РНИС-Платформе® механизмы позволяют разработать на своей базе дополнительные обязательные и необязательные подсистемы, указанные в Постановлении №1367.

Литература

1. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Практические особенности внедрения навигационно-информационных технологий на современном городском транспорте». – М.: ВВЦ, 2013. – 267 с.

2.City Logistics: Network Modelling and Intelligent Transport Systems by E. Taniguchi , R.G. Thompson , Tadashi Yamada , J.H.R. van Duin.- Pergamon. Hardbound. 2001.- 260 p. ISBN: 0-08-04903-9

3.Лэндри Ч. Креативный город.- М.: Классика-XXI, 2011. – 399 с.

Просмотров работы: 1497