В данной статье исследуется одна из ключевых проблем. Эта проблема касается всего ученого мира и общества в целом. Современный мир претерпевает грандиозные превращения и изменения. Но стоит задаться вопросом, чем сейчас научный мир отличается от мира прошлого века или прошлых веков. Всегда были ученые, всегда были ученики и всегда были те, кто стремился расширить границы науки (Эдисон, Ньютон, Эйнштейн). Что объединяет ученых прошлого и ученых современности? Что их заставляло заниматься наукой? Благодаря чему рождались шедевры научного творчества и необычные технологические решения?
В качестве гипотезы допустим, что мотивация ученого есть та определяющая причина, которая и стимулирует научное творчество, независимо от времени и эпохи. Попробуем разобраться с этим. Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, как физические, так и духовные. Рассмотрим различные подходы относительно структурных составляющих мотивации.
Современные социологи и психологи выделяют следующие моменты в мотивации:
Исследование мотивации исследовательской деятельности прочно вошло в категориальное поле науковедения, психологии, других дисциплин, изучающих особенности ученых, научных коллективов, творческую деятельность [3] В частности, зафиксирован факт того, что чрезвычайно высокая мотивация ученого, занимающегося научной деятельностью, связана с огромным интересом к своему делу, стремлением достичь в нем успеха. В социальной психологии науки принято выделять внутреннюю и внешнюю мотивацию исследовательского труда [3].
Внутренняя мотивация является необходимым личностно-психологическим фактором творческой деятельности ученого и определяется логикой разработки предмета исследования, то есть она «создается в результате противоречия внутри познавательного поля между тем, что надлежит формализовать данному исследователю, чтобы претендовать на преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации». [2]. Внутренняя мотивация представляет собой ориентацию на собственные предметные интересы, на интеллектуальную потребность. При данном типе мотивации ученый руководствуется собственными научными идеями [2].
Внешняя (по отношению к научно-познавательной деятельности, развивающемуся предмету знания) мотивация определяется стремлением к престижу, самоутверждению, желанием сохранить свою позицию, авторитет и т.д. Внешняя мотивация связана с ориентацией исследователя, на карьерный рост, на получение признания, на установление благоприятных межличностных отношений с коллегами. Собственно научные интересы уходят на задний план [2]. В основе внешней мотивации лежат социальные ценности научной деятельности, конкретизирующиеся в получении наград, званий, продвижении по карьерной лестнице, а в основе внутренней мотивации находятся когнитивные ценности, например, любознательность, интерес процессу познания [2].
Эмпирическое изучение творческой мотивации научных работников показало наличие таких потребностей, как потребность в поиске удовлетворяющих ответов на профессиональные вопросы, потребность в создании социально и практически значимого результата, потребности в собственном развитии в процессе творческой деятельности, упорство и стремление к получению все лучших результатов как показатель степени самосовершенствования.
Но не следует строго противопоставлять внутреннюю и внешнюю мотивацию научной деятельности. Оба вида стимулов присутствуют и переплетены у любого ученого. В условиях коллективной научной деятельности меняется характер мотивации. Независимое следование собственным идеям может оказаться несовместимым с запросами «научного предприятия». Путь, выбираемый ученым, определяется теперь не только внутренним развитием его мысли, но и сложной сетью связей с другими людьми. Отказ ученого от свободного развития своих идей парализует основной источник творчества. Такие мотивационные факторы как подчинение интеллекта внешним по отношению к познавательным интересам личности задачам, стремление избежать риска при выборе научной темы, оказывают губительное влияние на работу ученого.
Ученые, ориентированные на разработку идей, выдвинутых другими, могут оказаться более эффективными в тех случаях, когда эти идеи адекватны запросам научного развития. А эффективность труда «внутренне мотивированного» работника – низкой в тех случаях, когда их идеи бесперспективны с точки зрения этих запросов. А.В. Юревич – доктор психологических наук приводит такое высказывание: «Хотя внутренняя мотивация в целом предпочтительнее для научного творчества, ученые приходят в науку разными путями, руководствуются самыми различными мотивами, и нет единого мотивационного профиля, который гарантировал бы им успех» [9]
Вопрос о мотивирующих стимулах научной деятельности сохраняет свою актуальность в современных условиях не прекращающегося реформирования отечественной науки, так как стимулирование непосредственно влияет на желание ученого продолжать заниматься научной деятельностью и на решение молодого человека войти во врата науки
Известно, что Маслоу в книге «Мотивация и личность» под мотивацией ученых выделял потребности человека [1]. Перечислим их: а) пища; б) безопасность; в) познание; г) понимание; д) положительная репутация; е) общественное положение; ж) самоактуализация; (или реализация заложенных в нас возможностей); з) защита; и) покровительство; к) социальные связи и любовь; л) уважение и самоуважение; м) красота; н) симметрия; о) простота; п) завершенность; р) порядок; с) самовыражение. Как видим, А. Маслоу рассматривал мотивацию ученых как мотивацию любого представителя человеческого вида, вне зависимости от его профессии и жизненного статуса.
Попробуем реконструировать мотивацию ученых прошлого на примере Р. Декарта и Б. Спинозы. Как известно, Р. Декарт был из старинного и известного рода, его отец был судья, он получил хорошее образование и не нуждался в деньгах. В своей работе «Рассуждение о методе» Р.Декарт начинает с того что рассказывает нам, о том, что он ведет так называемый уединенный образ жизни. Он аргументирует это тем, что хочет исключить все внешние и посторонние факторы из его исследований, и даже публикацию своих работ он просит осуществить только после его смерти, чтобы вопросы, несогласия и предложения которые могут и появятся после публикации, не могли его сбить с выбранного им пути [11]. Своим решение он демонстрирует так называемые внутренние мотивы ученого, а точнее желание не просто подвергнуть проверке все, а как бы раздвинуть рамки научного знания, изучить все настолько досконально и подробно насколько это будет возможным. Из этого мы можем видеть, что слава, почет, уважение, деньги и другие мотивы «внешние мотивы» его не интересуют. Ведя уединенный образ жизни, он полностью отказывается от «внешних мотивов», он даже отказывается от учеников и ассистентов ради научного знания.
Б. Спиноза существенно отличается от Р. Декарта. Б.Спиноза родился в еврейской общине, откуда был исключен за свои убеждения. Если Р.Декарт был обеспеченным человеком и мог позволить себе вести уединенный образ жизни ни в чем, не нуждаясь, то Б.Спиноза позволить подобного не мог. Б.Спиноза был не только исключен из общины, он был подвергнут полной анафеме, то есть ни один член его семьи, ни один еврей не мог с ним ни разговаривать и ни помогать. Но на этом его наказание было не закончено, и Б.Спиноза был вынужден покинуть родной город. Зарабатывал он тем, что полировал линзы для микроскопа [6].
Два разных ученых и два разных начала. Но теперь мы посмотрим, какими, же мотивами руководствовался Б.Спиноза. Б.Спиноза также вел уединенный образ жизни, он не брал учеников, хотя и не прогонял их как Р.Декарт. Но также как и Р.Декарт, он полностью погрузился в свои исследования. Он отказался от места преподавателя в одном из Английских Университетов, аргументировав это тем, что тогда у него не будет времени на научные исследования. Из этого видно, что у него преобладают «внутренние мотивы».
Рассмотрев двух разных ученых, двух разных людей, с разными судьбами и разными статусами мы можем видеть, что научный интерес и желание раздвинуть границы науки из совершенно разных людей делают «близнецов», полностью отдающих время, силы и жизнь науке, отказываясь от материальных благ, статуса, даже от учеников и последователей в угоду науки. Общее между этими новаторами нового времени – признание внутренней мотивации как ведущей силы, стимулирующей их к научной деятельности.
Перенесемся в сегодняшний день. Вот один и современных ученых получивших Нобелевскую премию. Серж Арош родился 11 сентября 1944 года в Касабланке, Марокко. Его мать – уроженка Одессы Валентина Арош (урождённая Рублёва, 1921-1998) – работала учительницей, отец – Альбер Арош (1920-1998, родом из Марракеша) – был адвокатом. Его бабушка и дедушка (Исаак и Эстер Арош) возглавляли школу Всемирного еврейского союза École de l’Alliance Israélite. Бабушка и дедушка по материнской линии, врачи Александр Рублёв и София Фромштейн, покинув в начале 1920-х годов СССР, поселились в Париже, а оттуда перебрались в Касабланку.
Из погружения в биографию ученого видно, что С. Арош не является человеком из богатой семьи, да и никто из членов семьи не является научным деятелем. Другими словами, никто из членов семьи не мог особенно помогать С. Арошу в его научной карьере. Это наводит нас на мысль, что здесь опять играют роль внутренние мотивы, а именно интерес и желания сделать открытия. Арош работал научным сотрудником Национального центра научных исследований (CNRS, 1967-1975), затем на протяжении года стажировался в Стэнфордском университете в группе Артура Шавлова. В 1975 году он был назначен профессором Университета Пьера и Марии Кюри. В 1974-1984 годах преподавал также в парижской Политехнической школе. В 1994-2000 годах возглавлял отделение физики Высшей нормальной школы. С 2001 года – профессор Коллеж де Франс, где он заведует кафедрой квантовой механики; с сентября 2012 года также администратор колледжа. В 2012 году Серж Арош совместно с Дэвидом Уайнлендом был удостоен Нобелевской премии по физике за «создание прорывных технологий манипулирования квантовыми системами, которые сделали возможными измерение отдельных квантовых систем и управление ими» [7].
При более глубоком знакомстве с биографиями Нобелевских лауреатов, можно увидеть, что ученые, получившие Нобелевскую премию, являются непосредственно учениками прошлых лауреатов. Число таких учеников достигает 80 %. Но получить такое признание лишь за счет влиятельного наставника нереально, человек должен был полностью отдаться своему занятию, он должен был быть заинтересован в нем настолько глубоко и настолько полно, что посветил бы все свои мысли и цели своей работе.
В Москве независимым источником было проведено анкетирование студентов разных ВУЗов на предмет возможного продолжения обучения в аспирантуре [http://waucondastore.com, Устинова Д.В.]. В анкетировании приняло участие 7000 студентов разных специальностей и разных курсов - со 2 по 5. И вот результаты, которые они получили. Из всех опрошенных студентов продолжить обучение в аспирантуре намерены лишь 10%, а 60,5% ответили на данный вопрос отрицательно.
В качестве факторов, оказывающих влияние на решение поступить в аспирантуру, респонденты указали: хорошо зарабатывать, получать высокую зарплату – 58,7%; возможность повысить свой квалификационный уровень -56,3%; иметь более престижную работу – 55,3%; установить связи с влиятельными людьми – 49,7%.
Среди мотивов поступления в аспирантуру ведущее положение занимают: желание заниматься научной деятельностью, желание совершенствоваться как профессионал, а также развиваться и совершенствоваться как личность. Следовательно, мотивация поступления в аспирантуру отличается преобладанием содержательных мотивов и мотивов саморазвития. Таким образом, преподавательская и научно-исследовательская деятельность для студентов стоит на последнем месте. Низкая зарплата и наличие лучших перспектив – главные причины нежелания поступать в аспирантуру.
Московское исследование стало в некотором смысле, базовым для нас. Оттолкнувшись от этого эмпирического материала, мы провели небольшое собственное исследование, но в качестве целевой аудитории взяли магистров первого курса Нижегородского государственного технического университета – поток количеством 130 человек. Опрос был проведен во время итоговой потоковой конференции по курсу «Философия и методология науки»; присутствовало – 105 чел. Собственно, идея экспресс-опроса возникла на семинарском занятии во время обсуждения темы «Исследование мотивация научно-исследовательской деятельности», вопроса, касающегося падения интереса к науке со стороны молодежи. Автор этой статьи подготовил сообщение на итоговую конференцию, в ходе которого и были заданы некоторые вопросы. Уже можно сказать о нашем начатом исследовании мотивов нынешних магистров потока ИРИТ/АМИ/ФМВТ/ХТФТ относительно дальнейших планов продолжения обучения в аспирантуре. Так, на итоговой конференции по курсу «Философия и методология науки» магистрантам были заданы следующие вопросы:
1.Чем Вы руководствовались, выбрав инженерную специальность?
а) пример родителей
б) набор изучаемых предметов в школе
в) желание делать что-то своими руками
г) больше ничего не подходит (все остальное не вызывает интереса )
д) глубокий ИНТЕРЕС с детства заниматься инженерной деятельности
2. Собираетесь ли Вы заняться дальше своим образованием (идти в аспирантуру)
а) нет
б) не знаю еще
в) ни за что
г) да
3) Что движет Вами, если «ДА»:
а) желание учиться
б) не могу не продолжить начатое
в) возможность состояться в данной сфере
г) обществу нужны специалисты - инженеры
д) страсть изобретателя
е) возможность зарабатывать деньги.
ж) пример родителей
з) условие, поставленное близким человеком
и) чем-то надо заниматься
к) любовь к избранному делу жизни
л) требования, предъявляемые жизнью
Можем подвести итог, посчитав количество респондентов, выбравших путь продолжения обучения в аспирантуре:
желание учиться - 10
не могу не продолжить начатое - 6
возможность состояться в данной сфере - 10
обществу нужны специалисты – инженеры - 4
страсть изобретателя - 1
возможность зарабатывать деньги - 6
пример родителей - 0
условие, поставленное близким человеком – 0
чем-то надо заниматься - 0
любовь к избранному делу жизни - 5
требования, предъявляемые жизнью - 4
Количество человек решивших пойти в аспирантуру составило 30 – из 105; количество – еще не определившихся, т.е. не решивших хотят они продолжить обучение или нет – 25 чел. из 105,. Среди мотивов, по которым респонденты решили продолжить научную деятельность, стали следующие мотивы: а) желание учиться и б) возможность состояться в данной сфере. Незатронутыми мотивами остались: а) пример родителей, б) условие, поставленное близким человеком и б) чем-то надо заниматься. Можно сказать, что выбор респондентов является осознанным и серьезным. По сравнению с московским опросом, 28,6% готовы пойти учиться в аспирантуру; это цифра объясняется избранным нами контингентом, более зрелым в возрастном и профессиональном отношении. В нашем опросе в качестве респондентов взяты не студенты, а магистры, что и объясняет более высокий процент по сравнению с московским опросом.
Количественный опрос решено было подкрепить качественным исследованием. Было взято интервью (сразу же после конференции) одного магистра ИРИТА, выступление которого открыло эту декабрьскую заключительную конференцию. Цель этого интервью – выяснить отношение «яркого», состоявшегося магистра на предмет дальнейшего обучения в аспирантуре и его планами на будущее. Ниже список заданных ему вопросов и его варианты ответа:
Почему вы выбрали именно техническую специальность?
Еще со школы просто давались математика, информатика и физика, поэтому при поступлении вопрос стоял только в выборе – между ННГУ или НГТУ, хотя скорее даже какой факультет НГТУ, потому, что в ННГУ для меня – научная деятельность, а НГТУ – «работа руками». Поэтому как уже было отмечено, вопрос стоял только в выборе факультета – ИРИТ или ФАЭ. В итоге был выбран ИРИТ. Современный мир нельзя представить себе без информационных технологий, поэтому захотелось быть в курсе и работать с подобными вещами, отсюда и такой выбор
Хотели бы вы продолжить обучение на своей специальности в аспирантуре или же хотели бы начать другое направление?
Честно говоря, пока желания нет. Возможно, это связано с низкой популярностью науки как таковой в современном мире, она все больше становится какой-то «ограниченной» – множество мелких теорий, занимающихся какими-то совсем мелкими вопросами. Плюс ко всему, наверное, я разделяю мнение Пола Фейерабенда – «необходимо отделить науку от государства», так как пока, она все больше, на мой взгляд, «разваливается» на мелкие кусочки и «угасает», нежели процветает, как можно подумать на первый взгляд. Хотя возможно через год я изменю свое решение, а через два уже буду учиться в аспирантуре!
3 Как вы думаете, как можно было бы привлечь ваших однокурсников также продолжить обучение в аспирантуре?
На данный момент никак. Желание практически каждого современного студента, да и вообще любого человека – зарабатывать деньги, чтобы было, на что прокормить семью у кого она есть, или создать ее, имея какой-то «начальный» капитал. Аспирантура на данный момент этого дать не может. Более того, фактически получается, что для многих это просто лишь потраченное зря время.
Как вы думаете, что отпугивает студентов от продолжения обучения в аспирантуре?
Как я уже сказал, существует две главные причины – непопулярность науки и «малооплачиваемость» обучения в аспирантуре. Правда, к этому списку можно еще отнести слабый уровень знаний большинства современных студентов. Я думаю, многие согласятся, что образование становится все слабее и слабее. Хотя это естественно, так как оно сейчас представляет не что-то, чего хочется получить, а то, что необходимо получить, как бы «поставить галочку» в списке достигнутых в жизни целей – «получил диплом: сделано». А с таким отношением понятное дело не хочется учиться, я бы даже сказал «мучиться» дальше.
Что вы планируете после окончания аспирантуры?
Даже если я туда пойду, то… не знаю! Что загадывать что-то, да тем более на столь далекий срок, надо жить настоящим, а не будущим!
В заключении мы можем сделать следующие выводы:
Главными причинами отказа от продолжения обучения в аспирантуре стали такие факторы как непопулярность науки и малооплачиваемость, (это подтверждено не только нашим опрошенным но и исследованием, проведенным в Москве). Т. е. внешние мотивы: мотив стремлением к престижу, самоутверждению, желанием сохранить свою позицию, авторитет и т.д. Респонденты не чувствуют возможности полной самореализации, если они продолжат обучение в аспирантуре; при трудоустройстве же на работу, их шансы получить престижные должности, почет, финансовую обеспеченность, как им представляется на данном этапе, достаточно высоки, приоткрывая перспективы и способствуя осуществлению их надежд.
В пользу продолжения обучения выступают: а) желание учиться и б) возможность состояться в избранной сфере. Иначе говоря, внутренние мотивы, под которыми понимается ориентация на собственные предметные интересы, т.е. интеллектуальные потребности – становятся доминирующими. Студенты видят в факте обучения в аспирантуре возможность саморазвития, что предполагает удовлетворение когнитивных потребностей.
Их заинтересованность в получении дальнейшего образования преобладает над внешними мотивами, но говорить о том, что студенты и аспиранты только посвятят себя науке – слишком «громко». И чтобы не потерять будущих ученых, надо сделать особый акцент на преподавании в аспирантуре. Как говорит опрошенный студент: «Я думаю, многие согласятся, что образование становится все слабее и слабее». Налицо тот фактор, что студент не всегда может удовлетворить внутренние мотивы, он хочет углубиться в науку; естественно, ему нужна помощь. В настоящее время, обучаясь в магистратуре, автор столкнулся с подобной проблемой, обозначенной как некоторое несоответствие доступных материалов и знаний, и возможностью их самостоятельного получения и разбора. Последнее почти невозможно и сложно. Поэтому важно, чтобы в магистратуре не просто выдавался материал и информация студенту, а осуществлялись попытки увлечь будущего ученого, «подстегивая» его интерес с помощью различных нестандартных образовательных форм и методов. Надо не просто дать ему развиваться самостоятельно, но и протянуть руку помощи.
Список литературы
1 Маслоу, А. - Мотивация и личность СПб.: Евразия, 1999.
2 Е.А Володарская, В.В. Киселева Оплата труда ученых и мотивация научной деятельности
3 Володарская, Е.А. Мотивация научной деятельности и имидж науки // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности/Материалы 4 научн. конф. / Под ред. С.П. Быстровой, И.В. Убоженко. – М.: ИБП, 2009. – [с. 300-303. м].
4 Котенева А.В. Исследование факторов мотивации деятельности ученых в научном коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1989. –[с21]
5ru.wikipedia.org›Википедия›Рене Декарт (Дж. Реале и Д.АНТИСЕРИ «Западная философия: от истоков до наших дней»)
6 ru.wikipedia.org›Википедия›Спиноза,_Бенедикт
7 nobeliat.ru› АрошСерж
8 Устинова Д.В. – автор проведенного опроса, результаты которого вывешены в интернете http://waucondastore.com.
9 Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы Учебное пособие М. Изд. Дом ГУ-ВШЭ 2009. - 173 с.
10. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. / Под ред. Д. Бейлина. – М.: МГУ, ВШЭ, 2005. - 174 с.
11 Р.Декарт – Рассуждение о методе [с, 10-35]