Так называемая информационная образовательная среда (ИОС) кафедры включает в себя не только какие бы то ни было технические средства, в том числе и сети, но и людей, обслуживающих указанное оборудование, преподавателей, студентов. В состав ИОС входит и программное обеспечение, и наполнение банка знаний учебной информацией, организованной либо в виде учебных пособий нового типа – интерактивных учебных пособий, либо отдельных документов, обслуживающих учебный процесс. Многие из подключаемых в ИОС учебных документов могут быть подготовлены самими обучающимися. В этом случае документы могут оказаться подготовленными в различных средах, плохо согласовываться между собой. Задача согласования разнородных обучающих документов является наиболее важной в развитии ИОС.
Приведем пример обучающей программы, подготовленной на языке С#, исследующей сходимость рядов. Алгоритм работы программы приведён ниже.
В самом начале работы программы, пользователю необходимо выбрать “тип” ряда, с которым он будет работать.
Изначально, в программе, ряды будут выглядеть следующим образом:
, , и так далее,
где a, b, c, d – константы.
Допустим пользователю необходимо задать следующий ряд:
2 + 4 + 8 + … … + qn +…
В этом случае, пользователь нажимает на кнопку, с изображением следующей формулы:
И вводит в специальные поля следующие данные:
a = 1; q = 2; b = 0; c = 1; d = 0;
Делаем проверку (результаты выводятся на экран):
, , и так далее.
Далее программа должна проверить существует ли предел ряда (т.е. имеет ли он сумму). С этой целью в программе предусмотрена проверка выполнения для введённого ряда достаточного признака сходимости ряда – признака Даламбера. В качестве последующей модернизации программы – подбор соответствующего признака в зависимости от «внешнего» вида ряда. Алгоритмом также предусмотрена проверка поведения общего члена ряда: например, если предел n-го члена ряда не равен нулю или не существует, то программа выдаст в отдельном окне уведомление о том, что ряд расходится (по теореме о необходимом условии сходимости ряда).
В общих чертах описан алгоритм работы программы, прототип которой делает пока не очень много. Учитывая, что тема "Сходимость рядов" довольно ёмкая, то по мере наполнения алгоритма новыми фактами и содержанием, разрабатываемая программа, будет дополняться и изменяться. Работа над подобными алгоритмами и программами позволяет чувствовать студента включённым в ИОС кафедры. Несомненно, развивает его не только с точки зрения изучения соответствующего учебного материала, повышения информационной и математической культуры, но и прививает вкус к научной исследовательской работе.