МЕТОД РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОД РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что результатом развития рыночной экономики стало появление большого количества предприятий, которые также являются своего рода товаром, поскольку их можно покупать и продавать. Для того чтобы подобные сделки были наиболее эффективны, проводится оценка бизнеса. Она представляет собой совокупность действий, целью которых является установление стоимости приносящих или способных принести прибыль активов фирмы.

Оценка бизнеса является одним из инструментов управленческого анализа, позволяет осуществлять прогнозирование, а, следовательно, предупреждение и снижение негативного влияния кризисных ситуаций, и составлять план развития бизнеса. Объектом оценки считается комплекс процедур и решений, целью которого является получение прибыли.

При этом в зависимости от особенностей самого бизнеса, его размеров, организационно правовой формы зависят и методы оценки.

Рассмотрим использование модели ценообразования опционов Блэка-Шоулза в оценке бизнеса.

Согласно Модели Блэка-Шоулза, ключевым элементом определения стоимости является ожидаемая волатильность базового актива. В зависимости от колебания актива, цена на него возрастает или понижается, что прямопропорционально влияет на стоимость опциона. Таким образом, если известна стоимость опциона, то можно определить уровень волатильности ожидаемой рынком.

Модель основана на 6 допущениях:

  1. По базисному активу опциона call дивиденды не выплачиваются в течение всего срока действия опциона.

  2. Нет транзакционных затрат, связанных с покупкой или продажей акции или опциона.

  3. Краткосрочная безрисковая процентная ставка известна и является постоянной в течение всего срока действия опциона.

  4. Любой покупатель ценной бумаги может получать ссуды по краткосрочной безрисковой ставке для оплаты любой части ее цены.

  5. Короткая продажа разрешается без ограничений, и при этом продавец получит немедленно всю наличную сумму за проданную без покрытия ценную бумагу по сегодняшней цене.

  6. Торговля ценными бумагами (базовым активом) ведется непрерывно, и поведение их цены подчиняется модели геометрического броуновского движения с известными параметрами.

Указанная модель, по мнению ряда экономистов, имеет свои преимущества и недостатки.

Так Татьяна Гиш, руководитель проектов по оценке бизнеса ООО «Бейкер Тилли Русаудит» считает что метод реальных опционов дает более объективную и многостороннюю оценку любого проекта и даже на стадии его разработки позволяет предусмотреть большое количество вариантов для каждого этапа его реализации. Метод требует от аналитика творческого подхода, благодаря чему даже убыточные, на первый взгляд, проекты могут оказаться прибыльными — и по итоговым расчетам, и в реальности.

По словам Никиты Пирогова, заместителя заведующего кафедрой «Экономика и финансы фирмы», старший преподаватель ГУ-ВШЭ (Москва) метод реальных опционов — это в первую очередь дополнительный инструмент в любом переговорном процессе, начиная от обоснования инвестиционной привлекательности и заканчивая обсуждением сделки о продаже компании. Метод реальных опционов дает количественную оценку неосязаемым стратегическим возможностям, ценность которых все интуитивно признают.

Татьяна Секлецова, руководитель отдела финансового и инвестиционного консультирования Департамента консалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем» (Москва) говорит,что применение при управлении компанией методологии реальных опционов, которая может быть рассмотрена как совокупность инвестиционных проектов, позволяет увеличить гибкость управления предприятием и, как следствие, быстрее достичь поставленных целей.

Таким образом, применение этой методологии может негативно влиять на бизнес компании и ее конкурентную позицию. Поддержание излишней гибкости в решениях может привести к частому пересмотру планов, потере "стратегического фокуса" и, как следствие, к тому, что компания никогда не достигнет поставленных стратегических целей. Другой немаловажный момент - правильный учет стоимости создания и поддержания реальных опционов. Например, возможность увеличить выпуск продукции (инвестиции в резервы мощностей) может оказаться невостребованной, и не все затраты на создание такого опциона будут оправданны.

Кроме того, внедрение модели реальных опционов требует изменения внутренней культуры компании и подходов к ведению бизнеса, что нередко становится непреодолимым препятствием.

Не смотря на значительное преимущество модели она также характеризуется проблемой отсутствия квалифицированных специалистов, а также нехваткой российского опыта ее применения.

При этом, использование в управлении компанией такого инструмента, как реальные опционы, позволяет менеджменту уделять меньше внимания созданию «идеальных» прогнозов и направлять больше усилий на определение альтернативных путей развития компании.

По мнению С. Файз, которая успешно внедрила методы оценки реальных опционов в практику «Тексако», реальные опционы — это метод XXI в. [5]. Компании, которые первыми применят его, обеспечат себе конкурентные преимущества в будущем.

Среди предприятий, успешно использующих методы опционов, можно назвать следующие [5]:

  • крупнейшая международная фармацевтическая компания Merck уже много лет применяет опционные методы для оценки миллиардных инвестиций в разработку новых препаратов;

  • «Рино Тинто», английская горнодобывающая группа с годовыми продажами свыше 9 млрд фунтов, осуществляет оценку шахт и принятие решений;

  • RTZ-CRA проводила оценку месторождений цинка в Перу в целях их возможного приобретения;

  • «Тексако» оценивает нефтяные месторождения, находящиеся в начальной стадии освоения, и объективно разрешает конфликт между группами руководителей относительно стратегии их дальнейшего освоения;

  • «Бритиш Петролеум» провела оценку и разработала стратегию освоения нефтяных месторождений в Северном море, экономическая эффективность которых в начале 90-х годов представлялась сомнительной.

Таким образом, метод реальных опционов для оценки инвестиционных проектов получает все большее распространение. Использование в управлении компанией такого инструмента, как реальные опционы, позволяет менеджменту уделять меньше внимания созданию «идеальных» прогнозов и направлять больше усилий на определение альтернативных путей развития компании. Применение традиционного метода дисконтированных денежных потоков приводит к тому, что менеджменту в ходе реализации проекта бывает трудно отказаться от запланированных действий и увидеть новые возможности, которые принесут компании большие прибыли.

Принимая во внимание, что сфера применения этой методики практически неограниченна и везде, где есть неопределенность, можно найти реальные опционы, уже через три-четыре года количество компаний, взявших на вооружение этот метод, значительно возрастет.

Библиографический список

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. — М.: Олимп-Бизнес, 1997.

2. Брусланова Н. Оценка инвестиционных проектов методом реальных опционов // Финансовый директор. — 2004. — № 7.

3. Бухвалов А. В. Реальные опционы в менеджменте // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 2.

4. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

5. Калинин Д. Новые методы оценки стоимости компаний и принятия инвестиционных решений // Рынок ценных бумаг. — 2000. — № 8.

6. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2000.

Просмотров работы: 3218