Сервисная концепция предполагает ориентацию на качество обслуживания покупателей, основы всей прибыли и дохода любой организации. Новизна данного направления заключается в том, что лишь единицы российских торговых предприятий на сегодняшний день ориентируются на покупателей при формировании стратегии своей деятельности – лишь немногие понимают, что наиболее ценный актив любой компании – это удовлетворенные покупатели, которые будут снова возвращаться к компании. Одним из ключевых факторов в реализации сервисной концепции является качество облуживания, предоставляемое компанией, степень удовлетворенности от полученных услуг и приобретаемой продукции.
ООО «Саусалито» – организация, работающая в сфере общественного питания и розничных продаж через автономные точки. Для компании «Саусалито» главным приоритетом является клиент. Вся политика продаж и сервиса строится исходя из платежеспособности потенциальных покупателей, спроса на продукцию, качества производимых продуктов питания. Компания была образована в январе 2011 года.
Первым требованием к системе качественного обслуживания и мотивации следует назвать учет функциональных обязанностей, которые выполняют сотрудники пит-стопа. Для примера приведем рекомендуемую схему оплаты работников в пит-стопе ООО «Саусалито», выполняющих различные функции:
Продавец-бариста: оклад + премия за перевыполнение плана в размере 3% от выручки точки за смену + премия за компетентность.
Повар: оклад + 3% от объема выручки свыше плана.
Как видно, для продавцов-бариста предусмотрена премия за компетентность, которая определяется 2 раза в год по результатам аттестации. Такая частота проведения аттестации обусловлена быстрой динамикой роста схожих видов малого бизнеса и необходимостью постоянного отслеживания новинок и новых технологий.
Вторым требованием к эффективной системе является ее прозрачность и объективность. В случае, если персоналу будет непонятно или неизвестно, за что их поощряют и как они могут влиять на размер своей заработной платы, если критерии оценки их деятельности не объективны и постоянно меняются, мотивационный эффект не будет достигнут, и дальнейший сервисный принцип будет под угрозой.
Рассмотрим результаты оценки удовлетворенности покупателей ООО «Саусалито», выявленные при проведении выборочного опроса в октябре 2011 года. Всего было опрошено 250 покупателей (таблица 1).
Таблица 1 - Удовлетворенность потребителей качеством обслуживания
№ п/п |
Параметр |
Средняя оценка, по 7-балльной шкале |
1 |
Внешний вид персонала |
7,0 |
2 |
Профессионализм продавцов-бариста |
6,8 |
3 |
Чистота торговой точки |
6,2 |
4 |
Готовность персонала помочь покупателям |
6,6 |
5 |
Общая атмосфера обслуживания |
6,8 |
6 |
Знание персоналом товара |
6,9 |
7 |
Представление продукции |
6,4 |
На основе представленных выше данных можно предложить ряд мероприятий, которые позволят улучшить качество обслуживания покупателей в ООО «Саусалито». Таким образом, можно говорить о том, что у компании есть некоторые проблемы с удовлетворенностью покупателей, несмотря на довольно высокие полученные значения оценок.
Для комплексного анализа работы точки со стороны покупателей рекомендуется обратиться к услугам компании-специалиста в данной сфере. Иными словами, повышение качества обслуживания в авто-питстопе ООО «Саусалито» должно начинаться с комплекса мероприятий по оценке текущего состояния обслуживания и представления продукции. Одним из методов оценки качества обслуживания является методика Mystery Shopper, которая предполагает оценку существующего уровня обслуживания посетителей и покупателей ООО «Саусалито» по следующим критериям:
а) интерьер авто-питстопа: чистота, освещение, ценники, наличие пустых мест на витринах, а так же прилегающая к магазину территория, вывеска, парковка.
б) внешний вид продавцов: фирменная одежда, бэйджики, прически, макияж, маникюр; речь: акцент, слова паразиты, жаргон.
в) работа продавца-бариста: умение вступать в контакт; выявление запроса, знание ассортимента напитков и блюд, их состава и способа приготовления, знание продвигаемой в данный момент продукции и блюд; работа с возражениями, умение работать одновременно с несколькими покупателями, расширение спроса, умение работать с конфликтными клиентами.
Рекомендуется проведение аналогичного исследования в конкурентных авто-питстопах с целью сравнения качества обслуживания и использования успешного опыта в ООО «Саусалито».
На основе проведенного исследования может быть разработан стандарт обслуживания в организации, которые включает в себя следующие позиции:
- разработка критериев обслуживания;
- разработка методов внутреннего контроля и мотивации;
- разработка описания «процесса идеального обслуживания клиента»;
- обучение стандартам обслуживания сотрудников ООО «Саусалито»;
- аттестация.
- закрепление ответственности за директором за соблюдение принятых стандартов поведения.
Стоимость проведения независимой оценки компанией-экспертом составляет примерно 8 тыс. руб. Стоимость разработки стандарта обслуживания составит 15 тыс. руб.
Помимо оценки и разработки стандарта обслуживания необходимо проведение обучения персонала сервисным технологиям. Стоимость обучения составит 25 тыс. руб. за полный курс на каждого сотрудника. Итого на 5сотрудников придется 125 тыс. руб.
В дальнейшем рекомендуется проверка соблюдения разработанных стандартов обслуживания на основе методики Mystery Shopper по четко известным критериям, включающим в себя стандарты поведения и стандарты оформления дизайна пит-стопа. Сотрудники могут быть в курсе того, что их проверяют. После результатов проверки обязательно должны следовать выводы: обучать, премировать, штрафовать и т.п.
Таким образом, можно говорить о том, что предложенные рекомендации позволят ООО «Саусалито» и будущей сети в целом значительно повысить свою конкурентоспособность и эффективность деятельности. Затраты составят 148 тыс. руб. Реализация данного мероприятия:
требует затрат в размере 148 тыс. руб.;
не требует увеличения численности персонала;
приведет к росту производительности, объему товарооборота и других показателей деятельности ООО «Саусалито», затраты будут отнесены на себестоимость продукции;
прогнозируется, что прирост товарооборота за счет мероприятия увеличится, что моет быть отражено в данных (таблица 2).
Таблица 2 - Основные показатели деятельности ООО «Саусалито» до и после проведения мероприятия.
№ п/п |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2013 |
2014 (план) |
Изменение +/- |
1 |
Товарооборот (без НДС) |
Тыс. руб. |
97 220,1 |
122 060 |
24 840 |
2 |
Издержки обращения |
40 002,1 |
52 012 |
12 010 |
|
3 |
Стоимость основных фондов |
6 543,7 |
6 996,4 |
453 |
|
4 |
Численность работающих |
Чел. |
125 |
125 |
- |
5 |
Фонд оплаты труда |
Тыс. руб. |
34 780 |
39 680 |
4 900 |
6 |
Прибыль от продаж (с.1 – с.2) |
57 218 |
70 048 |
12 830 |
|
7 |
Рентабельность продукции (с.6/с.2) х100 |
% |
143,03 |
134,67 |
8,36 |
8 |
Рентабельность продаж (с.6/c.1) х100% |
% |
58,85 |
57,38 |
1,47 |
9 |
Производительность труда (с.1/c.4) |
Руб/чел. |
777,76 |
976,48 |
198,72 |
10 |
Фондоотдача (с.1/с.3) |
Руб./Руб. |
14,85 |
17,44 |
2,59 |
11 |
Средняя заработная плата (с.5/с.4) |
Тыс.руб./ чел. |
278,24 |
317,44 |
39,2 |
Исходя из данных таблицы 13, можно сделать следующие выводы: в 2014 году по сравнению с 2013 товарооборот увеличится на 24 840 тыс. руб., что позволяет говорить о сбалансированности издержек обращения, при этом соблюдаются среднерыночные пропорции – на приобретение товаров и оплату труда приходится основной объем издержек обращения.
Существенно возрастут показатели, связанные с уровнем оплаты труда персонала – фонд оплаты труда увеличится почти на 5 млн. рублей, а средняя заработная плата составит 317 тыс. рублей в год (26 500 р. в месяц) .
Таким образом, можно говорить о довольно высокой эффективности предложенного мероприятия.