ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шиманская С.В. 1
1Майкопский филиал Университета Российской Академии Образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Проблема роста и развития ребенка, его здоровья – одна из важнейших проблем современного общества. А ухудшению состояния здоровья населения и в том числе, детского, принадлежит ключевое место среди социально-экономических проблем.

Основную угрозу здоровью (50-55%) представляют условия и образ жизни людей. Даже соматический компонент здоровья зависит от состояния здравоохранения лишь на 10-15%. Следовательно, здоровье является производным, главным образом, воспитания. Необходимо осознать, что подключение системы образования к решению проблемы сохранения здоровья является вполне обоснованным (3; 7; 12).

В формирующейся сегодня здравосберегающей системе обучения особое место отводится проблеме физического воспитания, т.к. она «имеет самое непосредственное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, нравственному воспитанию населения, отказу от вредных привычек, формированию положительных морально-волевых качеств» (Охрана здоровья населения России. – Выпуск 1. Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья. – Март – декабрь 1994. – М.: Юридич. литер., 1995. – С. 90–97).

Одним из факторов имеющих решающее значение в укреплении здоровья детей является организация двигательной деятельности. Помимо проблемы физического развития существует проблема умственного и психического развития детей старшего дошкольного возраста. А это возраст подготовки детей к школе, к учебной деятельности. В психологических исследованиях установлено, что предпосылками успешного овладения учебной деятельностью, в частности, являются следующие: высокий уровень развития познавательных процессов, умение подчинить свою деятельность поставленной задаче, произвольный, осмысленный характер познавательной деятельности (А.А. Антонов, 1991). В ряде исследований выявлялись и характеризовались сенситивные периоды развития различных сторон личности детей. Данные, полученные в исследованиях Д.Б. Эльконина, А.Л. Люблинской, Ш.А. Амонашвили, Л.Л.Венгера и др., результаты наблюдений психологов, педагогов, позволяют считать дошкольный период сензитивным к развитию познавательной деятельности и личности в целом (А.А. Антонов, 1991).

По мнению ряда авторов, подвижные игры являются наиболее адекватной формой занятий физическими упражнениями, способствуют повышению естественной двигательной активности детей.

Необходимо, чтобы двигательная среда отвечала двигательным возможностям и потребностям детей, а умственная среда – их умственным возможностям и потребностям.

Малоотражена в имеющейся литературе прямая связь между умственным и физическим развитием на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Отсутствие научно-обоснованного подхода к организации дифференцированного процесса послужило основанием для постановки педагогического эксперимента, основанного на разработанной методике занятий с применением элементов настольного тенниса для развития физической подготовленности и познавательной деятельности дошкольников. В связи с этим совершенствование старых и поиск новых организационно-методических подходов к воспитанию дошкольников является актуальным.

Это определило научно-исследовательский интерес и актуальность данного исследования, касающегося проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Методика определения и коррекции познавательной деятельности дошкольников.

Цель исследования. Повышение уровня физического, психического развития и адаптации детей 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Глава 1.Особенности воспитания и образования детей дошкольного возраста 1.3. Познавательная деятельность. Определение понятий способность, одаренность

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологчческих особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа – приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре ) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.

По широте различаются:

– общие;

– специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя и сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.

Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей – мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

1. Биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

2. сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

4. эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками – анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального – действующего человека. В связи с этим обратимся к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором – проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется – просто сохраняется) превращение их в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности – процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов, отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:

– способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы ( мы слышим, видим, нюхаем и т. д. – все органы чувств работают на этот процесс);

– способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез - завтра сделать то- то и то-то.);

– способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).

Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую – целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязано и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии – человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где механизмы – это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они – новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это – система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя – человек познает, а познавая – действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант – это человек, оригинально решающий всем известные задачи».

Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:

Воображение, как один из элементов таланта – это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров – их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение – самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально – в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека – его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

– новизна воспринятого «что-то»;

– осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

– импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру – состояние совершенной гармонии – логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:

1. По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

2. По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

3. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

4. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

1.2. Особенности адаптации детей в системе детских дошкольных образовательных учреждений.

Адаптация или приспособление к условиям существования – одно из основополагающих качеств живой материи. Оно настолько всеобъемлюще, что отождествляется с самим понятием жизни. Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем, в ходе индивидуального развития, факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, порой приобретая необычайную силу или необычайный характер, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к общеприродным (климато-географическим, производственным и социальным) условиям представляет собой универсальное явление. Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности человека, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В литературе адаптацией называют как процессы и явления приспособления к жизни индивидуума, так и изменения в организмах целых популяций на протяжении их существования. Таким образом, проблема необычайно широка и многогранна. [17]

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако каким бы благоприятным не был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия.

По мнению Е.А. Васильевой [21], комплексные медицинские осмотры детей, проведенные в последние годы, показывают, что хроническая патология находится на крайне высоком уровне, и лишь 5-7% из общего числа детей являются здоровыми. Среди заболеваний наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата (63%), отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (33%), болезни желудочно-кишечного тракта (18%), причем частота этих и других заболеваний с возрастом увеличивается.

По мнению В.К. Бальсевича [8,9,11], Ю.К. Чернышенко [78], Л.С. Дворкина [29] изменения, произошедшие в политическом укладе страны, требуют серьезных реформ в системе и содержании деятельности образовательных институтов, в том числе, а может быть, и в первую очередь, для детей дошкольного возраста.

Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. [81]

В связи с резким ухудшением здоровья молодого населения, проблема адаптации детей к учебным и физическим нагрузкам является ведущей в исследованиях по возрастной физиологии. Основная цель этих исследований состоит в том, чтобы изучить физиологические механизмы адаптации и получить возможность влиять на нее средствами физической культуры, гигиены.

Адаптацию детей к учебным и физическим нагрузкам И.О. Тупицын [71], рассматривает как длительный процесс достижения такого состояния, когда реакции срочной адаптации к воздействиям, адекватным для каждой возрастной группы, протекают благоприятно и не вызывают перенапряжения в деятельности функциональных систем.

Процессы роста и развития детей не имеют резких половых отличий лет до 8-10. Далее физическое развитие девочек идет более быстро. К концу пубертата диспропорции сглаживаются. В постнатальном развитии выделяют три критических периода, два из которых приходятся на дошкольный. Первый критический наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет, т.е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным психическим и физическим развитием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований – к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным медицинской статистики именно в этот период появляется большинство психических заболеваний. Второй критический период совпадает с окончанием дошкольного и началом школьного обучения, и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди – школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации вновь необходимо особенно бережное отношение к ребенку со стороны воспитателей, учителей и родителей. По мнению некоторых авторов [28,37,64,80], в этом возрасте отмечается наибольший прирост скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости – в 6-7 лет, координации и точности – на 7 году.

Ребенок, как существо социальное, прежде всего, должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа. При этом адаптация детей не является посивной приспособительной реакцией, она представляет собой активный процесс приспособления их в высшей нервной и психической деятельности к соответствующим условиям коллектива. Воспитателю необходимо знать, что адаптационные возможности детей существенно меньше, чем у взрослого человека, поэтому их следует оберегать от резких изменений условий жизни, от действия непривычных для них раздражающих факторов.

Таким образом, для нормального развития детей и подростков на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

Установлено, что процесс адаптации протекает в три фазы:

  • Ориентировочно-приспособительная (декомпенсация нарушенных функций).

  • Активный поиск организмом устойчивых состояний (не устойчивого, неполного приспособления).

  • Нарастание утомления (относительно устойчивого приспособления).

В разных условиях воздействия каждая из фаз может проявляться в различных отрезках времени [2,76].

Как известно, адаптационные изменения в организме детей отражают не только приспособление к текущей физической и учебной нагрузке, но и закономерные возрастные перестройки систем. По их мнению, за период пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении адаптация организма сопровождается закономерным ослаблением функционального резерва ведущих систем организма, что связано и с педагогическим, и с экологическим факторами.

Исследование процессов адаптации нашло отражение в многочисленных работах [20,42,52,65,66] и в значительной мере обогатилась изучением архитектуры системно-структурного следа, механизмов индивидуально-фенотипической адаптации, адаптивной саморегуляции функций , определение компонент адаптационных процессов.

Сейчас все большую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление функциональных сдвигов в организме для оценки донозологических состояний. Решение этих вопросов связано с изучением процессов адаптации, отражающих уровень и характер взаимоотношений в системе человек – среда.. [53]

По мнению Ю.Р. Теддера и Т.С. Копосововой [69]на успешность адаптации ребенка к режиму детского дошкольного учреждения оказывают влияние многие факторы. Важное значение в характере адаптационных процессов имеет степень морфофункционального развития и состояние здоровья ребенка. Резервные возможности гомеостатических механизмов у детей оказываются сниженными с периода эмбриогенеза, а сочетание различных видов нагрузки и техногенного загрязнения среды вызывают истощение саморегуляторных гомеостатических и напряжение нейрогуморальных механизмов, приводящих к хроническим заболеваниям у детей. Выделяют по сочетанию функциональных изменений, происходящих в организме дошкольников, три группы детей по степени их адаптации:

  • Группа «адаптировавшихся».

  • Группа «с незавершенной адаптацией».

  • Группа «неадаптировавшихся детей».

По мнению Киселева А.Ф. [38] и др. авторов очень сложным для всех образовательных учреждений, особенно дошкольных, является период адаптации детей к условиям учреждения, в которых они проводят большую часть своего времени. Значительная часть детей испытывает психологический дискомфорт не только в первые дни и месяцы своего пребывания в дошкольном учреждении, но и в последующие месяцы, а иногда и годы. Проблема адаптации ребенка связана с психологическими и физиологическими причинами. Наиболее детерминантными для решения этой проблемы направлениями являются психологическое и медицинское сопровождение развития ребенка дошкольного возраста.

По мнению С.Б. Шармановой, А.И. Федорова, в настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, например, компьютерное обучение, экология, иностранные языки, валеология и др. При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на детей и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Наряду с этим, введение дополнительных занятий неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОУ, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние, а, следовательно, к срыву адаптации. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим, должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок и повысить адаптивные возможности организма. Один из путей решения проблемы видится в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей на фоне высокого уровня двигательной активности. Эта идея, высказанная И.М, Козловым, завоевывает все большее число сторонников и находит экспериментальное подтверждение.

Деятельность ребенка не может быть без движений. Движения совершенствуют речь, способствуют становлению творческой деятельности ребенка, облегчают формирование условно-рефлекторных связей, на которых основано любое обучение. По мнению А.С. Лебедева, мышечные движения – сильный биологический стимулятор растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития. Вынужденный покой всегда неблагоприятно сказывается как на общем состоянии ребенка, так и на течении местного патологического процесса, что, в свою очередь, не позволяет использовать физическое воспитание во всем разнообразии его форм.

Одной из главных задач физической культуры в детском возрасте является компенсирование вынужденного дефицита движений при помощи дозированных физических упражнений и правильной организации всего двигательного режима детей. Одно из важных мест в этом отводится подвижным играм. Важнейший результат игры – это радость, эмоциональный подъем. Целесообразно подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка и профилактике заболеваний. Ряд авторов [30,58,61] считают, что возрастной период от 4 до 7 лет является наиболее важным в плане формирования правильной осанки и подготовки к школе. Основными задачами физического воспитания в этот возрастной период являются:

  1. Повышение общей сопротивляемости организма за счет адаптации детей к повышающимся физическим нагрузкам. Реализация этой задачи позволяет уменьшить частоту респираторных и других заболеваний.

  2. Устранение деформации опорно-двигательного аппарата, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, формирование сводов стоп.

  3. Повышение общей физической работоспособности до уровня возрастной нормы. Улучшение функциональных показателей дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

  4. Гармонизация физического развития ребенка, достижение среднего уровня физического развития по уровню антропометрических стандартов региона, в котором проживает ребенок.

  5. Развитие двигательных навыков и физических качеств в соответствии с календарными сроками.

  6. Воспитание навыков самообслуживания, ухода за инвентарем, участие в коллективных действиях (игры, танцы, праздники). Освоение основ музыкально-ритмической грамоты.

Авторы считают целесообразным, чтобы оптимальный индивидуальный подбор средств физического воспитания проводили совместно врач и педагог. Участие родителей в составлении таких программ следует только поощрять.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования

1. Определить уровень физического развития и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Установить двигательный режим детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать, экспериментально проверить и обосновать методику применения игрового компонента в структуре физического воспитания детей старшего дошкольного возраста для повышения уровня их познавательной деятельности.

2.2. Методы исследования:

1. Педагогические: анализ и обобщение литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, опрос воспитателей и родителей, тестирование.

2. Инструментальные: видеозапись.

3. Медико-биологические: антропометрия, пульсометрия.

4. Методы математической статистики.

2.3. Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился в два этапа: первый – предварительный, естественный (констатирующий) педагогический эксперимент; второй – формирующий педагогический эксперимент.

Целью первого эксперимента являлось определение методики проведения занятий с взаимным повышением уровня физического развития и уровня познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель второго эксперимента заключалась в проверке эффективности предлагаемой методики .

Первый эксперимент проводился на базе детского сада № 34 города Майкопа; детского сада «Росинка» поселка Краснооктябрьского. В этот период были изучены условия содержания детей в детском саду, объем их двигательной активности в режиме дня, собраны сведения у воспитателей и методистов, касающиеся методики и программы работы.

Также уделялось внимание анализу занятий с детьми на физкультурных занятиях, методам и методическим приемам обучения и воспитания с применением различных средств, поведению детей на других занятиях, анализу их двигательной активности в процессе пребывания в детском саду. Проводилось тестирование физической подготовленности, познавательной деятельности, антропометрия.

Второй формирующий эксперимент проводился в садах № 34 и № 9 города Майкопа с сентября 20 по май 20 года.

Экспериментальная группа, занятия в которой проводились по разработанной методике, была в саду № 34. Контрольная группа – в саду № 9.

Обе группы, экспериментальная и контрольная, участвовавшие в педагогическом эксперименте, характеризовались как общими признаками, так и различными.

К различным относятся: формы проведения занятий, регламентация нагрузки и отдыха, подбор средств, в том числе и упражнения различной направленности.

Физкультурные занятия проводились в контрольной группе воспитателями групп, в экспериментальной – воспитателями групп совместно с инструктором по физической культуре.

Однородность обеих групп определили следующие показатели: пол, возраст, исходный уровень физического развития и физической подготовленности, исходный уровень развития познавательной деятельности; исходный уровень развития двигательной чувствительности; средние результаты достоверных различий не имели. Оба детских сада относятся к муниципальным. Следовательно, режимы работы обоих садов, режим и качество питания одинаковы.

Глава 3. Результаты тестирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Для определения уровня познавательной деятельности детей использовались методики изучения памяти, объема внимания, мышления, восприятия (С. А. Лебедева, 1993; Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, 1994). Во всех тестах после эксперимента результаты достоверно различаются Р

Просмотров работы: 1494