ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «СЛАВЯНСКАЯ РУСЬ». АВТОРСКАЯ КУКЛА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «СЛАВЯНСКАЯ РУСЬ». АВТОРСКАЯ КУКЛА.

Филиппова Н.Н. 1, Балябкина В.А. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Обычно, когда звучат слова «история куклы», первое, что приходит на ум: речь пойдет о том, как развивались эти игрушки, от простейших примитивных соломенных и тряпичных кукол до современных, пластиковых, почти «живых», оснащенных всякими интересными возможностями. На самом деле, увы, никакой «истории» у кукол-игрушек нет. И развития, как такового, тоже не было. Это удивительно, но лишь на рубеже 19-го и 20-го веков произошел однократный и резкий скачок, в ходе которого эти игрушки сделали шаг из средневековья в современную эпоху. Все тогда поменялось резко и в одночасье.

Так получилось, что старшие дочери в семьях играли самодельными тряпичными куклами, а младшие — уже фабричными фарфоровыми. Разумеется, профессия кукольника существовала и в средние века, и в эпоху возрождения, и во время наполеоновских войн. Их творения до сих пор можно видеть в музеях.

Но все эти симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей и даже — государственными наградами. Во многих английских аристократических семьях до сих пор передают из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше, которые были вручены их предкам лично королями или королевами за заслуги перед империей.

Почему дети не допускались в прежние времена до этих чудесных созданий, сейчас остается только гадать. Возможно, играла роль чрезвычайная дороговизна «хороших» кукол и их маленькая прочность (тогдашние материалы не отличались надежностью), возможно, суеверия, — ведь эти куклы так были похожи на живых людей, а кое-где до сих пор верят, что, причинив вред кукле, можно тем самым причинить вред человеку, на которого она похожа.

Симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей и даже — государственными наградами.

Но как бы то ни было, так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок. Обидно, согласитесь. Меж тем, взрослые для своих кукол не скупились. Для них придумывали поистине драгоценные наряды, в которых использовались и драгоценные камни, и жемчуг, и золотые нити. А технологии их изготовления не уступали порой по сложностям «военным технологиям» тех времен.

Актуальность. Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.

Сегодняшние технологии далеко шагнули вперед, и современные мастера делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Из обрядов рождался кукольный театр.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.

Авторская кукла - это уникальное художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера, она наполняет дом теплом, отражает индивидуальность хозяев и вносит изюминку в повседневную жизнь. Авторская кукла стала объектом коллекционирования знатоков и ценителей искусства. Автор наделяет ее характером и определяет ее судьбу. Кукла говорит без слов, языком, понятным всем, и способна вызвать как восхищение и радость, так и грусть. Каждая деталь, будь то одежда или миниатюрные аксессуары, продумана до мелочей и является составляющей цельного образа.

Целью данной исследовательской работы является выполнение авторской куклы.

Задачи:

  1. изучение технологии выполнения авторской куклы;

  2. приобретение навыков самостоятельной работы со специальной литературой;

  3. углубление практических умений по работе лепки из паперклея.

Объект – авторская кукла как средство украшения интерьера.

Предмет – авторская кукла «Славянская Русь».

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В руках разных художников один и тот же материал становится той самой «божественной глиной», из которой рождаются сотни миров и галактик. Ведь приступая к работе над куклой, мы начинаем выстраивать свой собственный мир, шаг за шагом погружаясь в его магическую философию. Этот мир может быть похож на тот, что окружает нас, а может быть чрезвычайно далек от реальности, выдуман от начала до конца. В данном случае никаких общих правил и никаких предписаний. Художник свободен и всесилен, его девиз— «Делайте то, что вам подсказывает ваше сердце...»

Для данной исследовательской работы был выбран и утвержден образ авторской куклы «Славянская Русь».

Славянский богатырь - основа древнерусских сказаний это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. Традиционные народные сочинительства становились причиной того, что герои эпоса были уже не просто героями, и отважными воинами, выступавшими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью. И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходится сражаться против драконов, ведьм и прочих потусторонних существ. Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти

Основной задачей для практической части исследовательской работы являлось найти технические приёмы для воплощения данного образа в авторской кукле.

Утвержденный эскиз увеличили до натуральной величины. Рабочим материалом для авторской куклы был выбран паперклей.

Следующим этапом по созданию авторской куклы является моделирование каркаса. Далее наращивание тела. Лепка головы и других открытых частей тела. Лепка рук. Обработка и выкраска лица и других частей тела. Создание прически, костюма и аксессуаров для образа куклы. При выполнении авторской куклы необходимо соблюдать несколько правил: делая куклу, нужно помнить о вашем замысле, о том волшебном образе, который был задуман. Проволока должна быть прочной и гибкой. Если кукла сидит, стоит или даже висит, её центр тяжести должен быть продуман. Шкурить паперклей нужно нулевой шкуркой. Для тонирования деталей и придания им нужного оттенка лучше применять акриловые краски. Тонировать детали следует, равномерно нанося слой краски на поверхность изделия. Основное требование к тканям в авторской кукле - масштабность. Рисунок, фактура, толщина и плотность ткани должны соответствовать размеру куклы. Для небольших кукол лучше всего шить одежду вручную.

Работа над авторской куклой очень кропотливая и требует много терпения, внимания и усидчивости. Завершенное изделие может украшать интерьер, экспонироваться на выставках.

Выводы:

Таким образом, авторскую куклу можно создавать из различных материалов. У каждого мастера есть свои «секреты и хитрости». Инструменты и материалы также очень разнообразны и выбираются мастером в соответствии с удобством в применении. Паперклей, как материал для изготовления кукол, достаточно интересен и обладает рядом достоинств.

К ним относятся пластичность, легкость по весу, не токсичность, простота в обработке, достаточная прочность и возможность работы с ним на пространстве рабочего стола в домашних условиях. Для начала самый подходящий материал, тем более что он отвердевает на воздухе и не требует запекания в конце работы.

Создание куклы - процесс трудоемкий, требующий вдохновения, усидчивости и любви к творчеству. Это синтетический вид искусства. При создании авторской куклы используются материалы, не создающие материальной сложности для изготовителя. В работе над куклой проявляются такие нравственные качества как: доброта, юмор, радостное восприятие мира. Развиваются такие качества как: наблюдательность, аккуратность, усидчивость, фантазия, изобретательность и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремесел. Верное для любого вида творчества представление о том, что подлинное произведение искусства можно создать только по-настоящему любя свою работу, вкладывая в нее чувства, любовь, порывы души, абсолютно неоспоримо при создании кукол. Кукла, являющаяся, по сути, неким подобием человека, не может собираться "на потоке" из штампованных деталей. Выражение ее лица, характер отражают чувства и настроения творца куклы. Даже отлитые по одной модели лица могут принимать различные выражения за счет крошечных, почти незаметных штрихов, нанесенных кистью художника. Только творческий, очень личностный подход позволяет создать игрушку, приносящую радость как самому мастеру, так и всем, кто ее видит.

При выполнении теоретической части исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы со специальной литературой, углублены практические умения по работе с дополнительными материалами.

В практической части данной работы внимание было уделено разработке и выполнению авторской куклы «Славянская Русь». Разработка эскизов, подбор материала, выбор способа выполнения потребовали немало времени. Отработанный прием даёт возможность для дальнейшего применения в практической работе: как в кружковой работе с детьми, так и в личных творческих работах. Данная работа может служить оформлением кабинета, а также может экспонироваться на выставках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Е. В. Куклы / Е. В. Артамонова. - Эксмо, 2005 - 64 с.

2. Голдовский Б. П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Б. П. Голдовский. - Дизайн Хаус, 2009 - 296 с.

3. Егупец О. Е. Кукла из паперклея / О. Е. Егупец. - Дизайн - Кора, 2004

4. Егупец О. Е Искусство деталей / О. Е. Егупец. - Дизайн - Кора, 2007 - 41 с.

5. Зайцева О. В. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол. / О. В. Зайцева. - АСТ Издательство, 2009. - 111 с.

6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Г. И. Кругликов; - М.: ИЦ Академия, 2007. - 480 с.

7. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи / Ю. М. Лотман. - T. I. Таллин, 1992. 3 т.т.

8. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - Москва, 2000. - 251 с.

9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / Н. М. Сокольникова. - Издательство Академия, 2008. - 392 с.

Сетевой ресурс:

Статьи из интернета:

1.Назаренко Ю. Кукла из паперклея [Электронный ресурс] / Ю. Назаренко - Режим доступа: - www. Liveintermet. ru/users / veranikoI / post213126209/ 27.03.2012

2. Ожегова Т. Кукла из паперклея [Электронный ресурс] / Т. Ожегова - Режим доступа: nawcerybybu.ru / kukla – iz - papercleya - master - klass / 19.10.2012

 

Просмотров работы: 2369