МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧИМОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧИМОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Петрань Л.Б. 1
1Забайкальский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, в эпоху глобальных экономических и нравственных преобразований для становления и развития интеллектуальной, независимой личности как никогда актуально изучение иностранного языка. Расширяющиеся границы делают возможным обучение в престижных университетах Европы и Америки вместе со сверстниками в зарубежных странах. В этой связи необходимо быстрое, качественное освоение иностранного языка.

Существует весьма стойкое убеждение, что в основе знания любого иностранного языка лежит знание его лексического состава. А обладание правильным произношением, навыками в употреблении грамматических форм, без достаточного словарного запаса не гарантирует эффективное усвоение иностранного языка. В связи с этим утверждением, каковы бы ни были поставленные цели, огромное количество времени и сил, особенно на продвинутом уровне изучения языка расходуется на пополнение лексического запаса.[4, с.2]

И здесь необходимо, при разработке методик освоения языка эффективно скоординировать усилия на облегчении и упрочнении запоминания слов. Однако на практике мы сталкиваемся лишь с механическим заучиванием хаотично подобранных слов, потому что авторы предлагаемых методик обеспокоены тем, какие слова будут заучиваться, а не тем как они будут запоминаться. Эффективность данного подхода чрезвычайно низка.

Упомянутая выше проблема заставляет обратиться к мнемотехнике - древнем искусстве запоминания и усвоения информации в приложении к современным реалиям. Определение термина выглядит следующим образом: Мнемотехника (или мнемоника) - от греч.mnemonicon - есть искусство запоминания, означает совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемоника известна со времён Пифагора Самосского в 6 веке до н.э. А первый сохранившийся труд приписывают Цицерону. Изучением мнемоники занимался Джордано Бруно, интерес к ней проявлял Аристотель, обучая Александра Македонского. Ее методами руководствовался Наполеон Бонапарт.[2, с.8]

Основатель отечественной школы нейропсихологии А.Р. Лурия детально исследовал опыт мнемониста, который мог однократно запомнить последовательно более 100 рядов чисел. Рекордсмен книги рекордов Гиннесса Самвэл Гарибян, запомнивший и озвучивший под диктовку комиссии более 1000 слов из разных языков, является автором и пропагандистом авторского метода, основанного на принципах мнемоники в преломлении к изучению иностранного языка.[3, с.19]

Заинтересованность современных исследователей в применении мнемоники очевидна. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизме человеческой памяти. А феноменальная память сегодня становится обычным доступным навыком запоминания, который можно сформировать наряду с другими навыками. Мнемоника сегодня состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Ее методы позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации.

Техническое оснащение современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основным способом запоминания здесь является приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации). Примером ассоциации, вербальной, в виде рифмованной фразы или текста может служить стихотворение, помогающее запомнить, когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание ie (как в словах brief, thief), а когда [ei] (receive, perceive):

If the letter «С» you spy,

Put the « Е» before the « I».

If you do not spy the « С»,

Put the « I» before the « E».

Процессом запоминания, возможно, сознательно управлять, если запоминание осуществляется в зрительной анализируемой системе. Запись образов в память осуществляется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для немедленного преобразования любого вида информации в образ, применим ограниченный набор приёмов кодирования. Длительность сохранения в памяти напрямую зависит от частотности в активизации запомненной информации. Возможность запоминания с применением методов мнемоники в десятки раз превышает возможности обычного запоминания. Правило ассоциаций является самым простым, но очень важным мнемоническим приемом. Если вы вспомните один предмет из ассоциативного ряда, за ним последуют остальные. Трудностью здесь является лишь создание искусственной ассоциации с ее последующим «увязыванием» в один информационный пласт. При запоминании и усвоении вся поступающая информация должна быть преобразована в образы. Таким образом, отпадает необходимость механического заучивания лексики.[5, с.34]

Приведем еще несколько примеров воздействия мнемотехники на качество образования. Одним из положительных моментов здесь является обратная связь - важнейший компонент обучения. Вы видите результаты своих усилий, когда все быстро и легко запоминается, и это вызывает желание продолжить обучение; возникновение интереса к изучаемой дисциплине один из главных факторов, так как объём запоминаемого материала обширен, а, следовательно, процесс обучения носит продолжительный характер.

Возможности нашей памяти безграничны. Они в десятки раз превосходят современные программы трехмерного моделирования. Мы в состоянии приблизить, осмотреть со всех сторон и даже деформировать любой предмет. Возможности нашего мозга в этом плане практически не изучены. Как правило, мнемотехника признается большинством, но среди исследователей распространена её некорректная трактовка. Многие уверены, что её простота и доступность не приведет к хорошим результатам. Мы привыкли мыслить рационально, и зачастую простые решения сложных задач редко находят отклик в умах взрослых. Но школьники и студенты, однако, легко приступают к освоению этого материала, с легкостью запоминая множество понятий, терминов, определений. Формирование навыка запоминания достигается последовательной отработкой каждого отдельного приёма с помощью выполнения психотехнических упражнений, способствующих развитию визуального мышления, так как речевое мышление медленнее, вследствие чего препятствует запоминанию. Каждое запоминаемое слово вызывает в мозге наглядный образ, привлекая дополнительную информацию, обеспечивающую точность и прочность запоминания.[1, с.116]

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что мнемоника сегодня есть интересная тема, затрагивающая такие области знаний как: методика, психология, лингвистика, фонетика, семантика - важнейшие составляющие для качественного изучения любого иностранного языка. Ее практическая реализация найдет свое отражение в качественно новом подходе к изучению лексического состава любого иностранного языка.

Литература:

1. Васильева Е. Е. Секреты запоминания английских слов. Авторская методика «Полиглот», М.,2010

2. Степанов О. Мнемоника: правда и вымыслы. М., 2007.

3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 2004.

4. Смоленский В. Метод мнемонических новелл в изучении иностранного языка. Режим доступа: www.novella.ru/theory1.html (дата обращения: 18 декабря 2013 года)

5. Зиганов М.А.Техника запоминания иностранных слов. М., 2011.

Просмотров работы: 1281