АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА

Гераева М.М. 1
1РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых и, к сожалению, сегодня еще рано говорить об идеальности, введенной в действие налоговой системы, обеспечивающей полную социальную защиту интересов и законных прав налогоплательщика.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса России на пути создания рыночной экономики и интегрирования экономики России в мировую.

Исходя их того, что налоговое администрирование, фактически, и есть налоговая политика, управление налоговой реформой заключается в ее юридическом, организационно-техническом и административном обеспечении как сложного процесса, с точки зрения своевременного и экономически эффективного претворения в жизнь; повседневного контроля над однозначным толкованием на всей территории страны и неукоснительным соблюдением требований налогового законодательства, в том числе, по защите прав налогоплательщиков; оперативного решения возникающих при этом вопросов

Анализ эффективности исчисления и уплаты налогов РФ

Недостатки:

  1. Издержки бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки;

  2. Недостаток налога на добычу полезных ископаемых, в связи с его дифференциацией только по видам полезных ископаемых, в нем не учитывается разницы между высоко и низкодоходными предприятиями и месторождениями;

  3. Отсутствие налогового законодательства по платежам за пользование лесным фондом;

Предложения:

  1. Бремя налогообложения переориентировать на рентные платежи природных ресурсов;

  2. Переход от единых ставок налога на добычу полезных ископаемых к дифференцируемым;

  3. Повышение эффективности ставки НДС;

  4. Снижение административных издержек налогоплательщиков;

  5. Введение налогообложение за пользование лесным фондом.

Анализ эффективности системы налогового администрирования РФ

Недостатки:

1) игнорирование налоговыми органами существующих процессуальных норм налогового законодательства;

2) апатичное поведение налоговых органов по отношению к процедурам и формальным требованиям назначения и проведения налоговой проверки, к порядку и срокам оформления ее результатов;

3) отсутствие адекватных мер юридической ответственности за нарушение норм налогового законодательства представителями налоговых органов.

Предложения:

1) проблема определения пределов налогового администрирования должна решаться через установление пределов властных полномочий налоговых органов и их должностных лиц;

2) властные полномочия налоговых органов и их должностных лиц должны ограничиваться, с одной стороны, существованием конституционных прав и прав налогоплательщика и, с другой стороны, интересами самого государства;

Анализ реализации задач социальной защиты населения

Проблемы:

1) повышение благосостояния граждан;

2) развитие эффективной налоговой политики РФ;

3) проблема пенсионного обеспечения населения;

4) проблемы занятости населения и социальной защиты безработных.

Предложения:

1) создать эффективную и стабильную налоговую политику, чтобы государство могло максимально пополнять свой бюджет для осуществления социальной политики;

2) государственные расходы необходимо приспосабливать к уровню бюджетных доходов государства;

4) создать устойчивую, надежную, социально справедливую и гибкую систему пенсионного обеспечения.

В связи с этим, необходима гармонизации налоговых отношений, которая достигается в столкновении и приведении к общему знаменателю в основном не совпадающих, а то и противоположных интересов участвующих в налогообложении сторон.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) -- это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов.

В сложившихся условиях экономического кризиса налоги становятся наиболее активно используемым рычагом государственного регулирования экономики. Важнейшим показателем, который позволяет оценить меру воздействия регулирующей функции налогов является налоговая нагрузка.

В настоящее время в России не существует единого термина «налоговая нагрузка» и часто данное понятие сравнивают с понятием «налоговое бремя». Обобщив разные точки зрения на определение «налогового бремени», считаем, что налоговое бремя это, с одной стороны, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством по уплате налогов, с другой стороны, это величина, отражающая потенциально возможное воздействие государства на экономику, посредством налоговых механизмов.

Соответственно, можно выделить два уровня классификации налоговой нагрузки: макроуровень (на общегосударственном уровне) и микроуровень (на уровне организации или физического лица).

Однако нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с показателями в развитых странах. При сравнении налоговой нагрузки нашей страны с другими странами надо исходить из того, что многие положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития экономики России на современном этапе .

Во-первых, данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной (напр., в стране существует система создания различных схем ухода от налогообложения).

Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет показатель собираемости налогов . Через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год.

В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершённым ещё и потому, что имеются существенные погрешности изменения ВВП.

В-четвёртых, достаточно частые изменения, вносимые в акты налогового законодательства, не способствуют упрощению процедуры уплаты налогов, а лишь увеличивают налоговую нагрузку на налогоплательщика.

В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Так, сумма собранных в стране за год налогов поступает как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.

Налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций. Зачастую их получают как раз те организации, которые имеют относительно большой доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки предпринимательства - это правильно, но с позиции налоговой нагрузки - нет, так как её распространение осуществляется неравномерно..

На основе изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Налоговая нагрузка на экономику РФ несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего, они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению, продолжают испытывать повышенное налоговое бремя

3. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики: низкий уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов, неравномерность распределения налогового бремени между предприятием, погрешности измерения ВВП. Эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой баз

Кризис лишил Министерство финансов возможностей для дальнейшего снижения налогов. Они исчерпаны и в будущем ожидать уменьшения сборов не стоит.

Если предприятие находится во владении частного лица, то на него накладываются все налоги - от налогов на прибыль и имущество до налога на дивиденды.

Кроме того, это частное лицо платит налог на доходы физических лиц, ставка которого составляет 13%.

Увеличение налогов напрямую связано с потерями федерального бюджета от кризиса

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.

Учитывая, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов. Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

С учетом, вышесказанного в перспективе предстоит реализовать ряд следующих мер в области налоговой политики:

  1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена, за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов. При этом необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязательств по уплате налогов. Следует продолжить работу по внедрению административных регламентов деятельности налоговых органов. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основании открытых критериев, учитывающих, в том числе качество обслуживания налогоплательщиков.

  2. По-прежнему актуальной задачей является восстановление финансового потенциала реального сектора экономики. Это является базой для совершенствования процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). В связи с этим связаны основные направления совершенствования НДС. Для реализации данной задачи необходимо:

    • отменить уплату НДС с авансов;

    • сократить срок возврата НДС по экспорту продукции, уточнить механизм применения нулевой ставки НДС, в том числе перечня необходимых документов;

    • произвести модернизацию информационных технологий и процедур, используемых налоговыми органами для мониторинга деятельности налогоплательщиков, с целью оперативного выявления фактов уклонения от уплаты НДС;

    • закрепить за налогоплательщиками обязанность предоставления налоговых деклараций и расчетов по налогам в электронном виде.

  3. В долгосрочной перспективе по мере наработки соответствующих методов налогового администрирования, возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.

  4. Введение налогового законодательства по платежам за пользование лесным фондом, для применения в полной мере налогового инструментария для обеспечения обязательности, полноты и своевременности внесения платежей. Объект налогообложения -объем древесины на корню, отпускаемой лесопользователю. Ставки дифференцировать в зависимости от разрядов высот, объемов стволов, выхода отдельных сортиментов из деловых стволов, разработанные по лесотаксовым поясам и породам леса. Введение льгот за пользование лесным фондом для собственных нужд следующих категорий граждан:

    •  
      • Участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

      • Инвалидов I и II группы;

      • Пенсионеров, проживающих в сельской местности;

      • Крестьянских (фермерских) хозяйств.

Установить объемы лесопользования для собственных нужд, в соответствии с нормативами, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Переход к дифференцированным ставка по добыче полезных ископаемых с учетом высоко и низкодоходных предприятий. Поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ.

  2. Введение налога на недвижимость. Создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

  3. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.

  4. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения

Просмотров работы: 2645