ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВУЗОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВУЗОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Шарипова Л.Р. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "КНИТУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход к информационному обществу и угроза глобальных кризисов стимулировали новые вызовы к профессиональному образованию. Использование зарубежных методик образования предполагает, что молодым специалистам будут присущи такие качества как мобильность и высокая адаптивность к информационно-технологической динамике профессиональной деятельности, также следует упомянуть и такое важное качество зрелой личности, как социальная ответственность за принимаемые решения.

Очевидной причиной роста актуальности изучения проблем образования и мотивации обучения является все более тесная связь этих проблем с социально-экономическим развитием общества, так как образование обеспечивает обратную связь со всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой. Испытывая на себе социальное давление этих подсистем, оно, упорядочивая в своих границах случайные воздействия, превращает их в устойчивые формы знания о мире, как повторяющиеся формы поведения обучаемых и формирует традиционную систему ценностей подрастающего поколения, что, в конечном итоге, создает возможность дальнейшего развития общества.

В современном стремительно меняющемся и глобализирующемся мире, пронизанном масштабными потоками информации, требующем постоянного притока новых знаний, возрастает роль образования. Понимание этого стимулирует новое отношение к молодому поколению, являющемуся важнейшим ресурсом развития современного российского государства.

Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Интеграция социума с производством, развитие производственных отношений и социальная ответственность бизнеса – являются ключевыми проблемами, находящимися в фокусе внимания ученых и практиков последних лет. Известно, что основной целью предприятия, независимо от его миссии, функции и других сущностных характеристик, является производство, т.е. начальная стадия воспроизводства, в ходе которой создаются экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Значительно меньшее внимание уделяется социальному аспекту.

Известная независимость науки, образования и производства как социальных институтов и правовых субъектов, а также непроработанность механизмов интеграции не позволяют реализовать потенциал объединения усилий научного, образовательного и промышленного сообществ. Так, действующее законодательство допускает образовательную деятельность научных организаций только по программам послевузовского профессионального образования, то есть фактически незаконными оказываются такие традиционные для России формы интеграции образования и науки, как базовые кафедры вузов и научно-образовательные центры.

Процессы проектирования, планирования и организации совместной деятельности вузов и предприятий носят пока традиционный, нередко случайный и недостаточно системный характер. Государственная поддержка интеграционных процессов в данной сфере пока не обличается реальной активностью и целенаправленностью.

До настоящего времени не создано единой правовой базы для более широких интеграционных процессов, органично сочетающих образовательный, научный и профессиональный виды деятельности.

Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.

Заинтересованность предприятия и вуза в сотрудничестве очевидна, а сторон соприкосновения и даже проникновения образования и промышленности настолько много, что назрела необходимость создать для их координации специальную структуру, которая сможет, объединив финансовые ресурсы предприятия и интеллектуальный потенциал вуза, обеспечить благоприятную среду для решения множества взаимоинтересующих обе стороны образовательных задач.

Проблема взаимосвязи учебных заведений и промышленных предприятий, как способ решения вопросов, повышения качества образования и привлечения в вузы дополнительных средств достаточно активно рассматривается в рамках исследовательских работ учёных Казанского научно-исследовательского университета.

Так Н.П. Гончарук и Е.И. Хромова [1, С. 275] изучают теоретические и технологические аспекты формирования профессиональной мобильности, отражающей динамику профессиональной сферы. Проблема формирования профессиональной мобильности стала особенно значимой в результате изменившихся за последние десятилетия социальных условий жизни в России: исчезло гарантированное государством распределение на работу после окончания высшего учебного заведения. В рамках модели формирования профессиональной мобильности данные авторы описывают концепцию непрерывного образования и интеллектуализацию образовательного процесса в вузе.

П.Н. Осипов и А.В. Якубова [2, C. 463] предлагают новую систему организации производственных практик с позиций освоения студентами квалификаций, сопутствующих получаемой специальности. В условиях рыночной экономики тесная связь с предприятиями и целевая подготовка компетентных специалистов по их заказам – существенный фактор развития ресурсного обеспечения учебного заведения. По их мнению, предприятия должны понимать, что уровень эффективности производства напрямую связан с качеством рабочей силы и ее мотивацией на профессиональную карьеру. При этом одними из наиболее важнейших вложений средств являются инвестиции в образование, которое, в свою очередь, способно обеспечить предприятиям успех и конкурентоспособность.

Возрастание научного интереса к деятельности вузов по усилению производственных связей освещается в работе К.С. Курамшиной [3, С. 243]. В своих исследованиях данный автор рассматривает участие государства в решении вопросов повышения возможностей и перспектив взаимодействия вузов с промышленными предприятиями и в преодолении барьеров инновационного развития в сфере образования. Кроме того ею уделяется внимание особенностям формирования и развития малых инновационных предприятий на базе национальных исследовательских университетов. Как один из методов интеграции вузов и предприятий предлагается создание бизнес-инкубаторов. Основными функциями бизнес-инкубаторов должны стать сервисное, информационное и методологическое сопровождение научных проектов, а также обеспечение сотрудничества с другими научными организациями. Для полноценной деятельности бизнес-инкубатор, по мнению данного автора, необходимо сформировать квалифицированный штат консультантов и преподавателей [4, С. 234].

Для того, чтобы у молодого специалиста не возникало трудностей в первые годы работы на предприятии, нужно устранить большой разрыв между вузовской теорией и тем, что ожидается от выпускников на практике. Поэтому сейчас все чаще говорится о необходимости усилить и укрепить сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, что дало бы возможность студентам получить реальное представление о рабочей обстановке на производстве или в организации.

Литература:

1. Гончарук, Н.П., Хромова, Е.И. Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза // Вестник казанского технологического университета : Т. 15. №13; М-во образ. и науки России. Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань, 2012. С. 274 – 280.

2. Осипов, П.Н., Якубова, А.В. Организация производственных практик с позиции освоения квалификаций, сопутствующих специальности // Вестник казанского технологического университета : Т. 15. №8; М-во образ. и науки России. Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань, 2012. С. 463 – 467.

3. Курамшина, К.С., Останина, С.Ш. Возможности и перспективы взаимосвязи вузов с промышленными предприятиями при участии государства, преодоление барьеров инновационного развития в сфере образования // Вестник казанского технологического университета : №14; М-во образ. и науки России. Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань, 2012. С. 243 – 247.

4. Курамшина, К.С. Особенности формирования и развития малых инновационных предприятий на базе национальных исследовательских университетов // Вестник казанского технологического университета : Т. 16. №2; М-во образ. и науки России. Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань, 2013. С. 234 – 237.

Просмотров работы: 1463