В настоящее время наблюдается значительный рост применения компьютерных технологий в медицине и здравоохранении, поэтому усиливаются требования к информационной подготовке студентов медицинского колледжа.
Говоря о современном представлении об образовательных целях информационной подготовки, которые формировались в течение нескольких последних лет,можно выделить основные требования к специалисту в современном информационном обществе[1]:
- иметь представление о возможных способах организации данных;
- уметь осуществлять поиск данных из различных источников;
- уметь пользоваться реферативной информацией и проверять ее достоверность;
- уметь организовывать хранение информации, выбирать адекватные формы ее представления;
- уметь использовать полученную информацию для решения своих профессиональных проблем;
- уметь осваивать и использовать новые средства информационных технологий.
Анализновых стандартов в области информатики, разработанных для группы специальностей 060101 « Лечебное дело», квалификация – фельдшер и060501 «Сестринское дело», квалификация – медицинская сестра/медицинский брат, позволил выделить основную цель информационной подготовки студентов. Эта цельсостоитв формировании готовности будущихмедицинских работников к принятию решений о применении новых информационных технологий для успешного достижения результатовв профессиональной деятельности, а также обеспечения точности расчетов для эффективности своей работы. При этом данный стандарт предусматривает подготовку студентов указанных специальностей в области информатики только на первом и пятом курсах обучения.Таким образом, создается разрыв в информационной подготовке студентов, необходимость которой диктует современная медицина, осуществляющая свои функциональные задачи в сложной многоуровневой информационной среде.
Проведенный нами тест (таблица 1) по остаточным знаниям в области информатики студентов первого, второго и пятого курсов Медицинского колледжа показывает, что уровень соответствующих знаний и умений находится на низком уровне.
Таблица 1
Результаты тестирования студентов на знание «Информатики и ИТК»
Умение |
Умение |
Умение |
Умение |
Умение |
|
работать в |
работать в |
работать в |
работать в |
работать c |
|
любой ОС |
приложений |
приложении |
приложении |
другими |
|
Курс, группа |
семейства |
WORD в % от |
MS EXCEL в % |
MS ACCESS в |
программами в |
Windows в % от |
общего числа |
от общего |
% от общего |
% от общего |
|
общего числа студентов |
студентов |
числа студентов |
числа студентов |
числа студентов |
|
1 курс СД |
80 |
70 |
50 |
20 |
40 |
1 курс ЛД |
85 |
75 |
65 |
30 |
60 |
2 курс СД |
75 |
70 |
50 |
30 |
45 |
2 курс ЛД |
75 |
80 |
65 |
35 |
65 |
4 курс СД |
64 |
60 |
45 |
15 |
30 |
5 курс ЛД |
74 |
65 |
40 |
20 |
50 |
Более того, из таблицы 1 видно, что показатели умений, приобретенные студентами при изучении предметов «Информатика и ИТК» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», снижаются с каждым годом обучения. Причиной этого, на наш взгляд, является отсутствие постоянной работы студентов на персональном компьютере и возможности применения этих знаний при изучении других дисциплин, особенно дисциплин специальности.
Спасти положение, на наш взгляд, поможет модель непрерывного сопровожденияинформационной подготовки студентов, в процессе которой учащиеся будут систематически пополнять свои знания в области информатики, выполняя индивидуальные практические задания в период производственной практики на втором и третьем курсах.
Необходимо отметить, что идея педагогического сопровождения в последние годы активно обсуждается в научно-педагогической литературе.
Так М.В. Ососова[2],определяет педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения в колледже. О.Л. Гончарова [3] выделяет два основных принципа выбора целей и направленности педагогического сопровождения: нормативности развития и развития психической деятельности, т.е. выбор основных средств и способов достижения поставленных целей, которые вытекают из принципа деятельностного сопровождения. Основная задача педагогического сопровождения студентов заключается в формировании у них качеств социально активной и профессионально компетентной личности.
Залогом успешной подготовки студентов служит непрерывность образования. Следует указать, что система непрерывного образования является предметом изучения многих известных отечественных исследователей (Е.М. Ибрагимова, А.М. Новиков, Н.К. Сергеев и др.) [4,5,6]. Так, Е.М. Ибрагимова, которая изучала систему непрерывного образования с точки зрения историко-педагогического анализа, выделяет три этапа его становления и развития [4, с. 18-23]: феноменологический, концептуальный и аспектный, характеризующийся разработкой различных систем непрерывного образования: экономического, экологического, непрерывного профессионального. Анализ названных этапов позволил А.М. Новикову [5] отнести понятие "непрерывное образование" к личности, образовательным программам и организационной структуре образования. Рассматривая непрерывное образование с точки зрения организационной структуры, авторподчеркивает [6], что оно предполагает сеть связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения
Непрерывность сопровождения информационной подготовки студентов медицинского колледжа рассматривается нами как возможность оказания будущим специалистам квалифицированной помощи на всех этапах обучения, в том числе во время прохождения производственной практики.
Непрерывное сопровождение информационной подготовки студентов медицинского колледжа включает в себя следующие этапы:
Теоретическая подготовка, которая осуществляется на первом курсе в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИКТ».
Согласно требованиям, предъявляемым учебной программой курса, студенты должны знать:
• различные подходы к определению понятия «информация»;
• методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
• единицы измерения информации;
• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
Уметь:
• оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
• распознавать информационные процессы в различных системах;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
На данном этапе мы предлагаем ввестифакультатив «Медицинская информатика», которая рассматривает ряд следующих вопросов:рассмотрение основных классов медицинских информационных систем;наиболее важные события в развитии информационных технологий в медицине;ознакомление с аппаратным обеспечением автоматизированного рабочего места врача – медицинскими приборно-компьютерными системами; ознакомление студентов с автоматизированными системами управления лечебно-профилактическим учреждением и т.п.
Первая производственная практика на втором курсе в лечебном учреждении.
На этом этапе прохождения практикистуденты знакомятся с базовымимедицинскими компьютерными приборными системами, а также с работой базы данных в своем лечебном учреждении. На данном этапе мы предлагаем студентам следующие индивидуальные задания: познакомьтесь со структурной схемой программного комплекса автоматизированной больничной информационной системы крупного многопрофильного стационара;составьте структурную схему программного комплекса автоматизированной больничной информационной системы (АБИС) предложенного лечебно-профилактического учреждения; установите, какие компоненты АБИС отсутствуют в вашей схеме? В каком, по-вашему, мнению направлении необходимо провести усовершенствование АБИС данного лечебно-профилактического учреждения и т.п.
Вторая производственная практика,как и первая, также происходит в рамках ознакомления с медицинскими компьютерными системами в разных отделениях лечебных учреждений.
На данном этапе студенты выполняют следующие задания:познакомьтесь с МПКС отделений функциональной диагностики и интенсивной терапии; перечислите МПКС, которыми располагают данные отделения; к какому типу относится каждая из систем и т.п.
Итоговый теоретический этап включает знакомство с предметом «Информационные технологии в профессиональной деятельности», в котором рассматривают основные вопросы, связанные с исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники в медицине и здравоохранении. Данный этап также предполагает практическую часть работы со студентами не только в стенах колледжа, но и в лечебных учреждениях. Здесь, в отличие от предыдущих этапов, студенты напрямую контактируют с различными медицинскими приборами с целью получения интересующейся информации. Поэтому мы предлагаем задания конкретного практического содержания, например, ознакомьтесь с программой «УЗИ»; составьте протокол УЗИ-исследования исследуемого пациента.
Таким образом, подобная практика позволяет создавать специальные дополнительные условия обучения, которые расширяют возможности качественного профессионального образования и личностного развития студентов медицинского колледжа.
Библиографический список
Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб.пособие для студ. пед. вузов.- М.: «Академия», 2001. — 624 с.
Гончарова, О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования – социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательство МЭСИ, 2008. – С. 357-360.
Ососова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. 2010. – № 1 – С. 74-78.
Ибрагимова, Е.М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования. Дис.д-рапед. наук .- Казань, 1999.- 300с.
Новиков, A.M. Профессиональное образование России./ Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254 с.
Сергеев, Н.К. Непрерывное образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). Монография. С.Пб. Волгоград: изд-во «Перемена». 1997.-166 с.