УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Васильева В.В. 1, Дрепа Е.Н. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данного исследования состоит в том, что проведение оценки современного состояния коммуникативных процессов в филиале ОАО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети (далее  ОАО СК «НкЭС») является важным фактором обеспечения стабильности, целостности предприятия, и соответственно, повышения результативности его деятельности.

В современных условиях развития процессов информатизации общества особое значение приобретают рост образованности и информированность сотрудников предприятия. Для успешного функционирования ОАО СК «НкЭС» необходима целостная технология управления персоналом, имеющая в своей основе ориентацию на внутренние коммуникативные процессы.

На сегодняшний день эффективно протекающие внутриорганизационные коммуникации становятся все более важным критерием в успешной деятельности предприятий, как субъектов хозяйствующих на рынке. Это выдвигает на повестку дня требование непрерывного изучения состояния коммуникативных процессов и их составляющих, которые позволяют достичь не только высоких экономических результатов, но и создают благоприятный климат в коллективе, повышают удовлетворенность работников своим трудом.

Анализ текущего состояния организационных коммуникаций необходим ОАО СК «НкЭС» для обеспечения его стабильности, единства, так как наличие успешных внутрифирменных коммуникаций  это есть процесс, который формирует чувство общности, а также обеспечивает единение и целостность не только конкретного структурного функционального подразделения, но и всей организации в целом для достижения общей цели.

Во внутрифирменной среде эффективно протекающие процессы обмена информацией влекут за собой сохранение самого ценного, что удалось накопить фирме за все время ее существования, а также способствуют пониманию основных целей и задач предприятия, интеграции усилий сотрудников и специализированных отделов. Целенаправленная работа по выявлению коммуникационных проблем позволяет избежать различных негативных последствий, которые в дальнейшем могут отразиться на деятельности ОАО СК «НкЭС».

Внутриорганизационные коммуникации должны способствовать тому, чтобы сотрудники понимали корпоративную культуру, цели фирмы и ее основные ценности.

Стоит отметить, что коммуникации из всех организационных процессов на сегодняшний день занимают центральное место, так как лежат в основе жизнедеятельности организации.

Коммуникация (лат. «communicatio»)  делать общим, связываться, общаться. В практическом плане коммуникационный процесс  это процесс, включающий обмен идеями и информацией между двумя и более людьми, который в дальнейшем ведет к взаимному пониманию.

Наиболее полное определение коммуникации дает М. М. Назаров: «Коммуникация – одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которой содержатся результаты отражения людьми действительности; способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим), главным образом посредством символов» [1].

Организационная коммуникация представляет собой процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам, и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления [2].

Коммуникации являются средством, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации.

Для того чтобы проанализировать современное состояние коммуникативных процессов и интенсивность их протекания в ОАО СК «НкЭС» в первую очередь необходимо выявить факторы, которые оказывают на них значительное влияние. Под интенсивностью следует понимать показатель, с помощью которого можно оценить частоту, степень осуществления обмена информацией между ее носителями (например, как часто в организации циркулируют документы между руководителем и подчиненными и т.д.).

Первым фактором, оказывающим влияние на коммуникационные процессы, является качество данных (информационных потоков), поступающих по корпоративным каналам коммуникаций. Качество информации  это совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем [3].

Оценка качества осуществляется по следующим критериям:

- понятность  сообщения должны быть понятны всем;

- полнота  предоставляемая информация должна полностью освещать затрагиваемый вопрос;

- оперативность  поступление сообщения в указанные сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

- достоверность  формирование на основе объективных данных;

- адресность  информация должна предоставляться тем, кому она предназначена;

- адекватность средства коммуникации  необходимо учитывать специфику сообщения: обратную связь руководителя лучше предоставлять в личной беседе, об изменении целей подразделения удобнее рассказать на общем собрании отдела и т.д.;

- доступность  важная информация должна быть доступна одновременно в разных формах, удобных для сотрудников;

- своевременность  необходимая информация должна вовремя предоставляться всем участникам коммуникативного процесса [4, с.77].

Вторым фактором следует считать удовлетворенность сотрудников обеспечением информационных потребностей  это чувства удовольствия, испытываемые персоналом организации, чьи потребности в получении необходимой для работы информации удовлетворены, исполнены [5].

Таким образом, с целью совершенствования организационных коммуникаций в филиале ОАО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети, и как следствие повышение удовлетворенности работников своей деятельностью, усиление их приверженности организации, наличие благоприятного климата, автор считает актуальным изучение оценки факторов, влияющих на интенсивность протекания коммуникативных процессов в данной организации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема исследования является весьма актуальной и требует использования имеющихся подходов в вопросах исследования коммуникативных процессов. В качестве основного подхода при проведении исследования был выбран интеграционный подход. Он представляет собой такое направление методологии научного познания, в основе которого лежит усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента. Т.е. интеграция  это процесс объединения, углубления сотрудничества субъектов управления; управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления [6]. Процесс интеграции внутри предприятия осуществляется в первую очередь с помощью коммуникаций, так как они являются связующим процессом, объединяющим в единое целое организационную деятельность.

Объектом исследования выступают сотрудники ОАО СК «НкЭС», а также документы, характеризующие систему управления персоналом.

Предметом исследования является интенсивность протекания коммуникативных процессов в ОАО СК «НкЭС», а также факторы на нее влияющие.

Целью исследования является изучение факторов, влияющих на интенсивность протекания коммуникативных процессов в ОАО СК «НкЭС».

Общая гипотеза исследования: предполагается, что интенсивность протекания коммуникаций в филиале ОАО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети на сегодняшний день является несимметричной, т.е. обмен информацией осуществляется зачастую только в нисходящем направлении.

Исходя из данной гипотезы, представляется следующая задачаисследования:

- проанализировать количество документов, которые получают подчиненные от руководителя организации;

- выявить, как часто поступают сообщения от подчиненных к руководителю организации, и в каком виде.

Дополнительные гипотезы исследования:

- на сегодняшний день в ОАО СК «НкЭС» существует низкое качество предоставляемых данных (или в целом информационных потоков);

- удовлетворенность сотрудников организации тем, как обеспечиваются их информационные потребности, на данный момент находится на среднем уровне.

Исходя из выдвинутых гипотез, представим задачи исследования:

- оценить качество данных (информационных потоков), поступающих по корпоративным каналам коммуникаций по определенным критериям;

- проанализировать степень удовлетворенности персонала ОАО СК «НкЭС» обеспечением информационных потребностей;

- выявить, существует ли заинтересованность у сотрудников организации в решении проблем, касающихся их профессиональной деятельности.

Список использованных источников и литературы

1 Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и правила исследований / М.М. Назаров.  М.: Изд-во УРСС, 2009.

2 Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер.  5-е изд., испр. и доп.  М.: ИНФРА-М, 2012.

3 Качество информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23731, свободный.

4 Хлынина, М. В. Внутрикорпоративные коммуникации: проверка на прочность / М. В. Хлынина // Справочник по управлению персоналом. Журнал российской HR-практики.  2011.  №11.  С. 77.

5 Головин, С. Ю. Удовлетворенность [Электронный ресурс] / С. Ю. Головин.  Режим доступа: http://psychology.academic., свободный.

6 Мызрова, К. А. Анализ факторов устойчивого развития сетевого взаимодействия организаций, предприятий, образовательных учреждений / К. А. Мызрова, Н. З. Хаймурзина // Известия Юго-Западного государственного университета.  2013. №6.  С. 110112.

 

Просмотров работы: 1976