РЕАЛЬНОЕ И СЮРРЕАЛЬНОЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ ИСПАНЦЕВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕАЛЬНОЕ И СЮРРЕАЛЬНОЕ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ ИСПАНЦЕВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федерико Гарсия Лорка вошел в литературу, как поэт, который использовал широко и разнообразно поэтический и музыкальный фольклор своей страны - Испании. В ХХ в. мало кто из испанских поэтов и писателей обращался к народным приданиям, а Лорка не мыслил свою поэзию без национального фольклора, за что его и полюбили испанцы. Это подтверждается тем, что день гибели Лорки был назван национальной трагедией.

Федерико Гарсия Лорка родился 5 июня 1898 года в Испании, в Селении Фуэнте – Вакерос, в семье состоятельного арендатора Федерико Гарсия.

В 1919 году в «студенческой резиденции» Лорка познакомился и подружился с Сальвадором Дали, начинающим художником, который приехал в резиденцию учиться изобразительному искусству. В истории культуры XX века Сальвадор Дали считается самой экстравагантной личностью. Этот человек был поочередно то художником, то поэтом, то теоретиком, то сценаристом. И самое удивительно, что все у него получалось. Дали смог оставить свой след почти во всех, отраслях искусства.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в Фигерасе 11 мая 1904 года. В 17 лет Сальвадор Дали начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Его первые работы были далеки от сюрреализма, они были реалистичными. В последствии Дали говорил, что только человек умеющий писать правильно «реально», может написать стоящую сюрреалистичную картину.

Дружба Дали и Лорки была основана на контрасте между атеистом художником и исключительно религиозным поэтом. Федерико был открыт миру и людям, что вызывала у Дали протест, ведь сам художник привык всех соотносить с самим собой и в своих интересах. Вместе они познакомились с новым течением в искусстве – с сюрреализмом.

В сюрреализме, для Дали, не существовало ни политики, ни эстетики, ни техники, ни истории и ничего другого.

Для Дали сюрреализм стал не течением в искусстве, а типом мышления, стилем жизни. Для Федерико Гарсия Лорки сюрреализм являлся лишь одним из способов восприятия мира. В творчестве Лорки сюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом.

После знакомства Федерико Гарсии Лорки и Сальвадора Дали с сюрреализмом, Лорка сделал попытки рисовать сюрреалистические картины. Его рисунки получались выразительными и производили трагическое впечатления, но они были по-младенчески наивны. Друзья Лорки даже устроили в Барселоне выставку картин поэта, но она не имела большого успеха. Тогда Федерико решает попробовать писать сюрреалистические стихи, такие как «Потемки моей Души» и «Мадригал городу Сатьяго».

«Мадригал городу Сантьяго»

Дождик идет в Сантьяго, сердце любовью полно.

Белой камелией в небе светится солнца пятно.

Дождик идет в Сантьяго: ночи такие темны

Трав серебро и грезы лик закрывают луны.

Видишь, на камни улиц падает тонкий хрусталь.

Видишь, как шлет тебе море с ветром и мглу и печаль.

Шлет их тебе твое море, солнцем Сантьяго забыт

Только с утра в моем сердце капля дождя звенит [4, 200].

В этом стихотворении можно найти черты сюрреализма, но назвать его сюрреалистичным невозможно. Однако, после пробы себя в роли художника, Федерико начал рисовать картинки к своим стихам, которые являлись поистине сюрреалистичными.

А Сальвадор Дали стал одним из ярчайших представителей этого направления в искусстве. На картинах Дали поражает сочетание безудержной фантазии и виртуозной техники исполнения. Его фантасмагории обладают удивительной достоверностью противоестественных ситуаций и немыслимых сочетаний предметов. Например, знаменитая картина «Постоянство памяти», которую иначе называют «Мягкие часы». Это самая известная картина Дали, ставшая своеобразным символом его творчества.

Всему миру известны эти мягкие, свисающие, стекающие часы, которые повторяются и в скульптурах Дали. На картине пустынный берег – символ пустоты в душе. Обрубленный ствол без листьев, с него свисают, как тряпка, часы. На песке расплывчатая, амёбообразная фигура – якобы голова Дали, тоже накрытая свисающими часами. Эти размягченные часы говорят об относительности времени человеческой жизни. О неизбежности угасания, исчезновения. Картину считают шедевром.

Вот другая картина под названием «Всадник по имени смерть». Это одна из картин параноидально-критического периода (1934-1937), как его называл сам Дали. Картина очень мрачная, на фоне огромной горы, с полуразрушенной башней движется скелет на скелетообразной лошади. Это образ смерти, которая неизбежно приходит к человеку. Окружающая природа – метафорическое изображение жизни. Мрачная гора – это жизненные трудности. Полуразрушенная башня – честность наших деяний. Темные тучи – горе, несчастья, катастрофы. А радуга – неожиданный проблеск счастливых надежд или счастливых переживаний.

Тема жизни и смерти

Тема жизни и смерти – одна из основных тем в творчестве Сальвадора Дали и Федерико Гарсии Лорки. Чаще всего она звучит как напоминание о неумолимой быстротечности времени и тщетности жизненных устремлений.

В 1940 году Дали создал картину «Лицо войны», которая воспринимается как осуждение войны, несущей массовую смерть. На картине огромная голова, похожая на череп, окруженная змеями. В глазницах и во рту – черепа, наполненные более мелкими черепами. Эта начиненная смертью голова – символ кровопролитных битв, братских могил, концлагерей, массовой гибели людей. Ее нельзя воспринимать иначе, как осуждение войны.

Тема жизни и смерти звучит и в поэзии Лорки. В сборниках стихов «Канте-хондо» и «Цыганское романсеро» господствуют две силы – Любовь и Смерть. Фоном для трагедии человека становится у Лорки ночь. Однако в «Цыганском романсеро» уже не только ночной пейзаж, традиционный фон испанского, вернее андалузского фольклора, в него вплетается новый образ враждебной человеку «силы», противоестественной, сеющей гибель, но в человеческом облике – «Гражданская гвардия». Этот символический образ появляется у Лорки уже в одном из произведений сборника «Канте хондо» - в диалогической «Сцене о подполковнике гражданской гвардии», в которой изображено знаменательное столкновение жандарма и вольного цыгана, строящего «имбирные башни» и изобретшего крылья для полета. В «Цыганском романсеро» гражданские гвардейцы появляются чуть ли не в каждом романсе. В знаменитом «Романсе об испанской жандармерии» жертвой жандармов становится целый город. Цыганам из сказочного города, в буйном празднестве, раскрывающем свои жизненные силы, противостоят жандармы – мрачное воплощение мертвящей силы закона.

Самым проникновенным стихотворением, по мнению многих является «Романс об испанской жандармерии».

И поэт и художник оставили в своем творчестве частичку друг друга. Федерико Гарсия Лорка написал оду, посвященную Сальвадору Дали:

«Ода Сальвадору Дали»

Сальвадор Дали, голос оливкового цвета

Но важнее другое, не судьба эпохи с ее канителью,

Породнили нас общие поиски смысла.

Как назвать это, дружбою или дуэлью?

Остальное не в счет. И рисуешь ли букли

Своенравной Матильды, Терезу с иглою

Или женскую грудь, ты рисуешь загадку

Нашей близости, схожей с азартной игрою [4].

В свою очередь Сальвадор Дали посвятил Лорке картину под названием «Мелкие останки».

Поэт и художник постоянно ссылаются друг на друга в своих произведениях, но не всегда эта ссылка положительна. Так например в период конфликта между друзьями, Сальвадор вместе с Луисом Бунюэлем создает киноиужасов «Андалузский пес». В основу сценария «Андалузский пес» легли сновидения Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. В фильме присутствуют отчетливые отсылки к поэзии Федерико Гарсии Лорки, которые были исполнены злым сарказмом.

Дружбе Дали и Лорки пришел конец, когда в Испании разгоралась революция, и Лорка участвовал во всевозможных митингах, шествиях, выступал со своими стихами на сцене «Ла Баракка», и зрители кричали: «Да здравствует свобода!». В то врема, как Сальвадор Дали уезжает из своей страны и начинает поддерживать фашизм.

Пока на родине творился хаос, Дали развивал в себе талант писателя. Идея попробовать себя в качестве писателся навеяна Лоркой, но, в отличие от него, Сальвадор решает писать про себя, естественно, не для того, чтобы проинформировать о своей жизни, а чтобы позволить всем увидеть гениальность «изнутри»: «В полном унынии я занялся своими изобретениями. Для начала составил полный список беспроигрышных идей. Что же я выдумал? Накладные ногти – в каждом маленькое зеркальце, чтоб смотреться. Прозрачный манекен – внутрь льют воду и запускают рыбок, чтобы дать наглядное представление о кровообращении. Пластиковое кресло, застывающее в точном соответствии с фигурой хозяина. Фотомаски для репортеров. Туфли на рессорах, чтобы наслаждаться ходьбой. И наконец, осязаемое кино – я разработал этот проект самым подробным образом. Довольно простое приспособление позволит зрителям осязать – в точном соответствие с изображением на экране – все, что угодно: шелк, шерсть, мех, сыпучую струйку песка, гладкую кожу…» [1, 242-245].

Так же он пишет роман «Скрытые лица». Герои романа – представители европейского аристократического общества. Живой и выразительный слог Дали легко воссоздает картины того времени: роскошь и расточительность европейской богемы накануне войны, страсти, обуревающие представителей декадентской Европы.

18 июля в Гранаде начинается фашистский мятеж, и Лорка едет в Гранаду, где ему присылают анонимки с угрозами, а вскоре врываются в дом и арестовывают на глазах его семьи. 18 августа 1934 года Федерико Гарсия Лорку расстреляли. Его расстрел долгое время хранился в тайне, но потом об этом объявили по радио и в этот же день сожгли все его книги на главной площади Мадрида.

Федерико Гарсия Лорка прожил не так долго, и его жизнь не была столь насыщена, но он оставил значимый след в истории культуры, как и Сальвадор Дали. Каждый день он хотел сделать что-то полезное для своего народа, помочь своей стране в трудные минуты. Ему не нужны были признание и слава, он хотел служить своему народу.

Когда Сальвадор Дали услышал о смерти Лорки, он закричал «Браво! Федерико Гарсии Лорке» [7, 78]. Дали казалось, что умереть от рук войны - лучшая смерть.

Сальвадор Дали прожил достаточно долгую жизнь и умер 23 января в возрасте 84 лет от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнес за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: видимо, художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсия Лоркой.

Тело художника замуровано в полу в музее Дали в городе Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле ходили люди. Тело Федерико Гарсии Лорки так и не найдено. Извесно только то, что он похоронен в братской могиле.

Имена Сальвадор Дали и Федерико Гарсия Лорка занимают почетное место в истории мировой культуры. У поэта и художника была разная судьба, но представить их друг без друга невозможно.

Список литературы.

1. Дали С. /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989.

2. Дали С. /Дневник одного гения/ О.Л. Щукина. – М.:Феникс, 1999.

3. Сольвадор Дали/ Рудольф Баландин.-М. : Вече, 2010. стр. 176-184; стр. 194-205; стр. 239-251; стр. 268-277.

4. Плачь гитары: [поэмы, стихотворения] / Федерико Гарсия Лорка ; ИД Комсомольская правда, 2012.

5. Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mir-dali.ru/library/michel-nuridsany-salvador-dali5.html

6. Ян Гибсон. Гранада 1936 г.: Убийство Федерико Гарсиа Лорки http://www.lib.ru/POEZIQ/LORKA/lorka0_2.txt

7. Сальвадор Дали / Пер. с англ. О.И. Шульман, И.Н. Белозерцева - М.: ЗАО «БММ», 2007

8.Галерея репродукций картин Сальвадора Дали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mir-dali.ru/pictures.html

9.Иллюстрированный путеводитель по Театру-музею Дали [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://mir-dali.ru/library/teatr-musey-dali-v-figerase.html

 

Просмотров работы: 1589