2014 – – ГОД КУЛЬТУРЫ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОРВЕГИИ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

2014 – – ГОД КУЛЬТУРЫ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОРВЕГИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Актуальность выбранной темы связана с тем, что 2014 - Год культуры. В своей статье мы хотим показать культуру Норвегии, культуру сохранения природного и национально-культурного наследия в одном из северных регионов Европы. Увидеть такие примеры важно для российских дизайнеров, формирующих визуальную культуру наших городов и небольших селений.

Ключевые слова. Дизайн и экология культуры, национально-культурное наследие, проект тематического павильона, исток метафорической образности павильона.

Предисловие или «Обоснование выбора культурного наследия». Год назад я была в Норвегии, фотографировала все, что меня окружало. Вернувшись, я подумала, почему бы не организовать выставку фотографий, привезенных из поездки?

На первом семестре в магистратуре (педагог Ткалич С.К., д.п.н.) мы получили задание по дисциплине «История и методология проектирования в дизайне»: разработать тематическую мультимедийную инсталляцию, посвящённую культурному наследию народов планеты. Выбор территории - по желанию. Можно сказать, что я приблизилась к своей мечте: показать всем Норвегию.

1-ый этап подготовки проекта: поисковый.

Системный анализ литературы, Интернет-источников, личного фотоархива. Главное сокровище Норвегии - её природа. Норвегия притягивает внимание – фьордами, горами и «полуночным солнцем». Тысячи укромных бухт и живописных фьордов опоясывают её побережье. Невысокие горы, покрытые лесами и лугами, создают неповторимый природный колорит этой страны. Тысячи чистых озёр и рек, стекающих со снежных вершин, дают уникальную возможность наслаждаться рыбалкой и водными видами спорта. Бережно охраняемая природа позволяет познакомиться человеку с экологическим подходом к проблеме сохранения природного наследия в одном из уголков Европы.

Осло – столица Норвегии.Осло ("поле бога") - индустриальный, коммерческий и портовый центр Норвегии, но в то же время и одна из самых маленьких (численность населения около 500 тыс. человек) и экологически чистых столиц Европы. В Осло немало уникальных музеев, где можно больше узнать о культуре, ее жителях [5]. Осло является столицей Норвегии и одним из наиболее популярных туристических направлений. Этот город один из самых живописных в Европе. Где еще в Европе вы сможете доехать до леса на метро? Или сможете прогуляться по лесным тропам, не выезжая за пределы города? Помимо своей потрясающей красоты, Осло также славится богатой историей. В течение 19 века Норвегия и Швеция были частью одного королевства, которым правил король Карл Йохан. В 1905 году Норвегия отделилась от Швеции и стала столицей отдельного государства.

Сегодня Осло это город, в котором, прежде всего, живет норвежская королевская семья, а также послы различных государств, студенты, ученые, бизнесмены. Благодаря прибыли, которую норвежское правительство получает от продажи нефти, уровень жизни в Осло растет с каждым днем. Открываются все новые рестораны, кафе, мьюзик-холлы, ночные клубы, пабы, в которых можно весело провести время с друзьями, отдохнуть после рабочего дня. Осло, возможно, самая северная столица в Европе, но не самая холодная. Близость Гольфстрима делает климат в Осло умеренным, с теплыми зимами. Конечно, зимой в Осло температура все-таки опускается ниже нуля, особенно в период с декабря по март. Большинство туристов, предпочитают приезжать в Осло летом, когда температура в городе около 18-20 градусов по Цельсию.

Когда бы вы ни летели в Осло, вместе с вами в самолете, будьте уверены, обязательно будут: заядлые лыжники, историки, посвятившие себя изучению викингов, художники и искусствоведы, изучающие современное искусство, а может быть даже парочка нобелевских лауреатов. В столице Норвегии найдется что-нибудь для каждого, и ни один не заскучает в этом городе. Самые “туристические” сезоны: зима, когда люди летят в Осло, чтобы отпраздновать рождество и новый год на скандинавский манер, и лето, когда на улицах города светло до 12 ночи, и можно “гулять круглосуточно”. Осло – портовый город, вы всегда сможете купить билет на паром и побывать в городах Киль, Копенгаген, в Германии, в Дании.

Музей Мунка. В Музее Мунка хранится крупнейшая в мире коллекция работ самого знаменитого норвежского художника, мастера экспрессионизма Эдварда Мунка.

Центр Нобелевской премии мира. От Фритьофа Нансена до Нобелевской премии мира, ежегодно вручаемой в Осло в декабре. В Центре Нобелевской премии мира вы сможете узнать историю Норвегии как нации, стремящейся к миру.

Музей лыж. В Норвегии говорят, что «норвежцы рождаются с лыжами на ногах». Вы сможете больше узнать о самом популярном в Норвегии виде спорта в Холменколлене.

Музей Ибсена. Посетите квартиру, в которой в течение 11 лет жил и работал знаменитый норвежский драматург. Узнайте подробнее о жизни знаменитого на весть мир писателя.

Музей народного творчества. Посетите крупнейший в Европе Музей народного творчества, в котором представлена великолепная коллекция домов со всей Норвегии, а также множество различных национальных костюмов - бюнадов.

Саамы признаны коренным народом Норвегии. Посетите Северную Норвегию, чтобы узнать их культуру. Научитесь бросать лассо и ездить на оленьей упряжке.

Музей кораблей викингов в Осло

В музее кораблей викингов в Осло (норв. Vikingskipshuset) представлены 3 старинных судна викингов и предметы, обнаруженные на этих кораблях. У входа в музей – памятник путешественнику, доказавшему, что викинги достигли берегов Северной Америки на 4 века раньше, чем Христофор Колумб.

Среди туристов Норвегии особой популярностью пользуются те музеи, чьи экспозиции знакомят с историей морских путешествий и с различными проявлениями морской жизни. Одна из таких выставок – Музей кораблейвикингов (драккаров) находится на полуострове Бюгдё, недалеко от Осло. Экспозиция открыта в 1926 году. Для удобства осмотра огромных драккаров в музее оборудованы специальные балконы.

На выставке представлены три старинных судна викингов, обнаруженных в водах фьорда Осло во время раскопок: Гокстадский, Осебергский и Тунский корабли. Эти драккары были построены в 9 веке и лежали на морском дне целое тысячелетие. Осебергский корабль подняли со дна в 1904 году в местечке Осеберг. Эта дубовая ладья считается легкой, её размеры достигают 22 метра в длину и 6 метров в ширину. На носу и корме Осебергского корабля отлично сохранились замысловатые резные узоры. Существуют версии, что судно использовалось в прибрежной навигации в 820-834 гг., а позднее в качестве погребального корабля.

Гокстадский корабль построен целиком из дуба и отделан богатым орнаментом, он намного крепче Осебергского и на 2 метра длиннее его. На подобных драккарах викинги могли пересекать не только моря, но и океан.

В 1893 году двенадцать норвежцев доказали отличную мореходность кораблей такого типа. Они построили точную копию Гокстадского драккара, успешно пересекли на ней Атлантику и достигли берегов Чикаго. Корабль развивал скорость до 10-11 узлов, что является весьма неплохим показателем и для более поздних парусных судов.

Самый маленький, Тунский драккар, сохранился не так хорошо и представлен лишь отдельными частями.

Посетители музея викингов также смогут увидеть предметы, обнаруженные на кораблях: деревянные телеги, санки, домашнюю утварь, фрагменты тканей, трости, имеющие наконечники в форме голов зверей.

Сегодня музей драккаров является частью норвежского музея истории культуры при университете Осло. С 1969 года подобный музей открыт в датском городе Роскилде [4].

Музей «Фрама» (норв. Frammuseet). Музей в Осло, посвящённый истории норвежских полярных экспедиций. Расположен на полуострове Бюгдёй, рядом с музеем Кон-Тики. Основан 20 мая 1936 г. по инициативе Ларса Кристенсена, О. Свердрупа, О. Вистинга и С. Скотт-Хансена, и посвящён трём выдающимся полярным экспедициям, проходящим на борту «Фрама» (созданы отдельные фотовыставки).

Музей представляет собой в архитектурном плане стеклянный шатёр непосредственно на берегу Ослофьорда, в котором экспонируется экспедиционный корабль Ф. Нансена — «Фрам». В музее, среди прочего, присутствуют стенды, посвящённые организованной Ф. Нансеном гуманитарной помощи жертвам голода в Поволжье в период гражданской войны в России.

Главный экспонат — судно «Фрам», на борт и во внутренние помещения которого поднимаются визитёры. В музее также экспонируются чучела представителей полярной фауны Северного и Южного полушария, в частности, белых медведей и пингвинов [3].

Орнаменты – источник современных культурных достижений. Большой интерес у многих художников мира, в том числе и России, вызывают фрагменты норвежского орнамента (стиль «Урнес» в Норвегии, стиль «Рингерике», стиль «рунических камней»).

Норвежская музыка.Норвежская музыкальная культура активное развитие получила только в 1940-х годах. Эдвард Григ (1843-1907) – «Пер Гюнт – Утро», «Сольвейг», а также Кристиан Синдинг (1856-1941) – «Шелест весны», «Сюита в старинном стиле Ля минор», являются наиболее яркими представителями норвежской классики.

Современная музыка. К началу 1990-х Норвегия стала известна как родина «блэк-металла». К настоящему времени большое количество музыкальных коллективов, известных за ее пределами, придерживаются в музыке стиля джаз, металл и электронной музыки [8].

Легенды и мифы Норвегии: «Подземные жители». В Норвегии подземные жители — к которым относились турсы (туссы), ваетты и карлики, и иногда хулдры, ниссы и эльфы — были на удивление многочисленны. Туссы, или тролли, были ростом с человека и населяли горные хребты и холмы. В стародавние времена их было столь много, что ни один христианин не мог жить в Норвегии, пока христиане не стали заключать с троллями смешанные браки. Как и люди, они имели дома, церкви, личные вещи и прекрасный скот, который пасся по ночам под присмотром женщин-сторожей или черных собак. Все туссы были бледного или синего цвета.

На Севере относились к этим сверхъестественным существам с почтением. Сравнивая народные легенды с древней мифологией, можно найти между ними множество соответствий. Такие же соответствия можно найти между ютулами и огромными росерами-йотунами, а также рисарами — врагами не только людей, но и богов.

Национальный костюм, танцы.Норвежские национальные костюмы появились около ста лет назад, когда страну охватил дух национального романтизма. Их дизайн разработан на основе местных народных костюмов, которые были на грани исчезновения.

У людей внезапно возникло желание сохранить все традиционное, включая старинные костюмы. Стали цениться сельские крестьянские традиции, которые были исконно норвежскими. Ведь именно в деревнях была наиболее развита культура национального костюма, а на жителей городов оказала сильное влияние зарубежная мода.

Первые национальные костюмы (по-норвежски bunad – «бюнад») очень похожи на наиболее распространенные народные костюмы. В случае если знаний старых традиций не хватало, черпали вдохновение из отдельных элементов костюма или от других региональных элементов, таких как роспись и резьба по дереву или вышивка.

Существуют сотни различных «бюнадов»: в каждой долине или городе свой собственный, с множеством вариаций и расцветок.

В последние годы интерес к норвежским национальным костюмам постоянно растет. Это становится особенно видно во время празднования Дня Конституции Норвегии 17 мая, во время которого происходит настоящее шоу: норвежцы выходят на улицы в традиционных костюмах своих родных регионов.

В Норвегии помнят и чтят музыкальные традиции, сложившиеся из культуры самой и традиций северо - германских народов. Народные танцы и музыка по-прежнему имеют большую популярность. Хардангерфеле – народный музыкальный инструмент, а традиционным песнопением считается йойк. По-прежнему во время похорон, свадеб, религиозных и других праздников исполняют народные сельские танцы.

2-ой этап разработки проекта.

Эскизы павильона. В процессе поиска и систематизации материала по выбранной теме, я наткнулась на различные символы Норвегии. Основой метафорического образа выставочного павильона я решила взять цветок – вереск, один из символов. Именно цветок «вереск» я использовала как идею для разработки площадок выставочного пространства мультимедийной инсталляции (см. эскизы).

Таким образом, форма выставочной площадки (вид сверху) – это символ Норвегии (цветок «вереск»). Сверху мы видим цветочную пальметту (особый листообразный мотив орнаментики, получивший широкое применение в искусстве Возрождения). Высота входа в павильон мультимедийной инсталляции – 2,5 м (учтена возможная высота роста высоких скандинавов, посетителей павильона).

3-ий этап разработки проекта.

Размещение демонстрационных материалов и экспозиций. В проекте мультимедийной инсталляции мы предлагаем 4 выставочных блока, что обусловлено конфигурацией и количеством лепестков «цветочной пальметты вереска»:

1 блок - выставка национального норвежского костюма;

2 блок – демонстрация короткометражных видеофильмов о Норвегии;

3 блок – фотосессия о моём пребывании в Норвегии;

4 блок – небольшой по времени перформанс (10 минут), который демонстрируют участники в костюмах. Перформанс предполагает фрагмент ритуала из местных обычаев народной культуры. Поэтому основой для разработки перформанса мы предлагаем взять легенду;

5 блок – выступление современного танцевального коллектива в костюмах с народными норвежскими танцами.

4-ий этап разработки проекта.

Разработка знаковой символики для графической системы навигации и демонстрационных блоков павильона. В процессе поиска и систематизации материала по выбранной теме я наткнулась на различные символы Норвегии. Как отмечалось выше, основой метафорического образа выставочного павильона я решила взять цветок – вереск, один из символов. Но большой интерес вызывают также и орнаменты, несущие образы мифологии.

В заключение нашей краткой информации о подходах к разработке мультимедийного проекта, хочу отметить, что одного павильона в виде «пальметты вереска», где можно представить культуру этой необычайной, прекрасной страны с живописной природой, недостаточно. Один павильон лишь познакомит Вас с культурой Норвегии. Но для нас главное, чтобы появилось желание посетить эту экологически грамотно обихоженную страну.

В этой связи хотелось бы отметить особую роль норвежских дизайнеров. Результат их деятельности виден повсюду. Ведь задача дизайнеров не только рисовать эскизы, фантазировать и оформлять. Важно поддерживать рейтинг своей страны на культурной карте планеты.

Список литературы

  1. Антонова Ю.В. Норвегия. Страна фьордов и троллей. – М.: Вече, 2011. 320 с.; илл.

  2. Даниельсон Р., Дюрвик С., и другие. История Норвегии. От викингов до наших дней./Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 528 с.

  3. Маклаков К. Итоги Международного полярного года // Наука Урала. — Екатеринбург, 2011, № 5. — С. 6.

  4. Ткалич С.К. Курс для магистров – 2014 «Мультимедийная инсталляция: этапы разработки проекта». – Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова. 2014.

  5. Ткалич С.К. Универсальная модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: Дисс. – М., 2012. – 160 с.

Интернет-ресурсы

  1. Мифы и легенды народов мира.

[Режим доступа: URL http://http://www.legendami.ru/]

  1. Недвижимость в Финляндии.

[Режим доступа: URL http://www.nordhome.ru/]

  1. Норвегия. Официальный сайт в России.

[Режим доступа: URL http://www.norvegia.ru]

  1. Норвегия – Ощути силу природы.

[Режим доступа: URL http://www.visitnorway.com]

  1. Шпилькин С.В. БНИЦ. [Режим доступа: URL http://www.norge.ru/]

 

Просмотров работы: 1250