ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, на здоровье человека наибольшее влияние оказывает образ и условия жизни, в 2 раза меньше - наследственность и еще в меньшей степени здоровье зависит от здравоохранения. Концепция качества жизни предполагает ответственность каждого члена общества за свое здоровье. Говоря о здоровом образе жизни, большинство людей подразумевает предупреждение формирования и отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков. Но не менее важна профилактика вредных привычек детей младшего возраста - навязчивых ритуализированных действий, отрицательно сказывающихся на поведении ребёнка, его физическом и психическом развитии. Впроцессе развития личность ребёнка легко формируется, но также легко и деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или отношении к нему может повлиять на его поведение и здоровье. У ребёнка в самом раннем возрасте очень быстро формируются привычки, в том числе и вредные: сосать палец, кусать ногти, ковырять в носу, теребить мочку уха, шаркать ногами, раскачиваться и т. д.

Мы провели исследование, целью которого являлась разработка части проекта школы молодых родителей, направленной на предупреждение формирования и развития вредных привычек у детей младшего возраста.

Мы поставили следующие задачи исследования:

1.Выявить причины и условия, вызывающие развитие вредных привычек у детей младшего

возраста.

2.Выявить информированность молодых родителей о негативном влиянии вредных привычек на физическое и психическое развитие детей.

3. Научить молодых родителей создавать здоровые психо-эмоциональные условия жизни для их детей.

Мы провели исследование среди населения г. Ейска..

Методами исследования мы выбрали:

  1. интервьюирование родителей, возраст детей у которых от 2 до 7 лет;

  2. изучение специальной литературы и сайтов Интернета по проблеме вредных привычек у детей;

  3. наблюдение за поведением малышей;

  4. анализ медицинской документации (амбулаторных медкарт дошкольников)

Во время интервьюирования мы предложили следующие вопросы для родителей:

  1. Сколько Вам лет?

  2. Чем Вы занимаетесь (учитесь, работаете)?

  3. Сколько лет вашему ребёнку?

  4. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?

  5. Кто присматривает за ребенком в Ваше отсутствие?

  6. Посещает ли ребенок детское дошкольное учреждение?

  7. Как часто ребёнок остаётся наедине сам с собой?

  8. Возникают ли какие либо конфликтные ситуации вокруг малыша?

  9. Какие вредные привычки имеется у малыша (сосет палец, теребит мочку уха, мочится в постель, не может отвыкнуть от соски)?

10. Как вы укладываете ребёнка спать (ложитесь рядом и ждете, пока ребенок заснет, даёте любимую игрушку, приказываете лежать тихо и спать)?

В результате исследования молодых родителей 18-25 лет (в основном, студентов и работающих), мы получили следующие данные: 82% родителей мало проводят времени с ребенком из-за учебы, работы, развлечений. Во время их отсутствия детьми занимаются бабушки (тоже молодые и еще работающие), другие родственники (тети, дедушки и т.д.) и няни. У 15% респондентов дети часто остаются наедине с собой(!), а у 64% молодых мам в семье часты конфликты в отсутствии малышей. Отдают приказание «лежать тихо и спать!»83% опрошенных; о юных родителей пытаются успокоить своих детей лекарственными препаратами иногда очень сильными - карбамазепином, феназепамом) или алкогольными напитками - пивом, вином. В итоге 70% опрошенных родителей отметили наличие вредных привычек у детей: сосание пальца -55%, ночной энурез - 25% , трогание мочки уха- 20%.

На основании проведённого исследования мы сделали вывод, что зачастую дети начинают сосать палец либо из-за того, что рано отлучены от груди или же из-за), что малышу уделяется мало внимания. Если ребёнок мочится в постель, то его редко, а может и вовсе не укладывают спать, не читают сказки перед сном, не кладут в кроватку любимые игрушки. Так же мы выяснили, что если ребёнок теребит мочку то в зачастую его окружают конфликтные ситуации, ребёнок боится чего-либо.

Конечно, некоторые вредны привычки могут быть безобидными и проходят сами собой, но они также могут быть симптомами некоторых серьёзных нарушений в отношении ребёнка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определённого заболевания. Поэтому каждому родителю надо:

  1. уделять достаточное количество внимания малышу;

  2. укладывать спать (класть в кроватку малышу любимую игрушку);

  3. не рассказывать страшные истории, сказки, не пугать малыша, как очень многие взрослые любят пугать полицией или докторами;

  4. не ругаться у малыша на глазах (избегать конфликтных ситуаций).

Увидев, что малыш грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет. Если малыш опять повторяет жест, повторите и вы свое действие - все так же, с невозмутимым спокойствием. Если ребенок проявляет настойчивость, переключите его внимание: отвлеките лаской, щекотанием, игрой, даже банальным вопросом «Смотри, это что?» - и опять отведите его ручку. Если ребенок прилюдно ковыряет в носу, чавкает и, зевая, не закрывает рукой рот - не спешите обвинять в недосмотре бабушку, няню или сомневаться в собственных педагогических способностях. Да, это невоспитанность, ведь дети во всем копируют родителей, но тратить время на самобичевание не стоит. Чтобы отучить малыша от неприличного занятия, тихо, неслышно для окружающих и очень мягко скажите: «Чавкать (разговаривать с набитым ртом, брать руками котлету, ковырять в носу) некультурно, некрасиво, это может быть неприятно людям, которые тебя любят или просто находятся рядом». Не говорите ребенку, что он «ведет себя как свинья» или что-нибудь в этом роде, не оскорбляйте его! Помните, что многие дети наоборот сосут палец или же ковыряют в носу, чтобы привлечь к себе внимание при его недостатке со стороны взрослых.

Практическая значимость. В рамках разработки проекта для молодых родителей с целью их информирования мы создали специальную памятку. Она помогает избежать формирования или развития вредных привычек у детей. Эти памятки мы раздали половине родителям, которых интервьюировали. Впоследствии, связавшись с экспериментальной группой через 3 недели, мы обнаружили, что у детей родителей, следовавших нашим советам, вредные привычки проявлялись значительно реже и не так интенсивно, как у остальных.

Борьба с вредной привычкой- это всегда борьба с тревожностью.

Просмотров работы: 1369