РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Шолохова Д.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры детей.

Русский язык один из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается во всех сферах жизни общества, а главное и в жизни учебных заведений.

Именно поэтому, мы должны сделать наших детей невосприимчивыми к злу и способными творить добро[1]. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка [3].

При подготовке к педагогической практике, мы сделали вывод о том, что в современных условиях, учитывая большую заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для развития личности младшего школьник на уроках русского языка в начальных классах. Поэтому нами были разработаны упражнения по русскому языку для 2 класса.

1. 1. Прочитай стихотворение.

Храм - это дом, посвящённый Богу.

Храм - это общей молитвы зов.

Храм - это свечи, кресты и иконы.

Храм - это светлая песнь веков.

(А. Лотин )

1)Чем отличается храм от дома, в котором ты живёшь?

2)Спиши, диктуя себе по слогам.

3)Обозначь ударение в словах.

1. 2. Спиши, разделяя слова чёрточками на слоги.

Святые, добро, красота, вера, молитва.

1)Поставь красные точки под гласными буквами.

2)Составь предложение с одним из слов.

2. 1. Определи, сколько в тексте предложений.

Господь Бог сотворил мир за шесть дней в начале сотворил Бог небо и землю вокруг была пустота и тьма над бездною.

1)Напиши каждое предложение с большой буквы, поставь в конце точку.

2)Прочитай, делая паузу после каждого предложения.

3.1. Прочитай слова. Какими звуками они различаются?

Мир – пир, храм – храп, вера – мера, грех – грек.

1)Спиши. Подчеркни буквы, которыми различаются слова.

2)Сравни эти слова по смыслу.

4. 1. Напиши только те слова, в которых есть слог из одного гласного звука.

Собор, библия, Иосиф, святая, икона, совесть, добро, прощение.

5.1. Прочитай и спиши поговорки.

Самая необходимая для человека пища – хлеб.

Необходимое для человека питьё – чистая вода.

1)Поставь красные точки над гласными буквами.

2)Подчеркни слова, в которых есть слог из одного гласного звука.

6.1. Произнеси правильно слова. Проверь себя по словарику.

Фреска, церковь, элемент, поэт, эгоист.

1)Спиши слова с буквой э. Подчеркни эту букву.

7. 1. Спиши, вставляя пропущенные согласные буквы.

Лю..овь, ра..ость, непослу..ание, улы..ка, монас..ырь, ан..ел, все..енная.

1)Назови буквы, которые ты вставал.

2)Какие звуки они обозначают.

8. 1. Спиши, разделяя слова черточками на слоги.

Прибой, прибои, покой, покои, святой, святые, райский, райские.

1)Сравни звуки [и] и [й].

2)Какой звук составляет слог, а какой не составляет? Почему?

9. 1. Прочитай. Найди слова с шипящими звуками.

Если человек совершил недостойный поступок, нарушил правила, данные Богом людям, он должен просить у Бога прощения.

1)Спиши предложение.

2)Подчеркни буквы, которые обозначают шипящие звуки.

10.1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ж..знь, служ..ть, ш..рота, ж..вуший, ош..баться, верш..на.

1)Подчеркни сочетания жи, ши.

2)Обозначь ударение.

11.1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ешь молч.. . Ч..ще проветривай класс. Дыш.. глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ..м.

11. 2. К данным словам подбери слова с сочетаниями чу, ча, ща, близкие по значению. Напиши.

Волшебник –

Глушь –

Храбрец –

Внимательный –

Нередко –

Грязный –

Изумительный –

Жалеть –

Слова для справок : чаща, чуткий, чародей, часто, чудесный, щадить, чумазый, смельчак.

12.1. Прочитай.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

1)Скажите, что обозначает слово ключ.

2)Подчеркни сочетание чн.

13. 1. Спиши слова каждой строчки в алфавитном порядке.

1)Храм, собор, церковь.

2)Добро, зло, рай, ад.

14. 1. Прочитай пословицы. Спиши, разделяя слова на слоги.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

14. 2. Спиши, разделяя слова на слоги.

Комнату лампада

Кротко озаряла,

Мать, над колыбелью

Наклонясь, стояла.

15. 1. Прочитай слова. Запиши, разделяя их черточками для переноса.

Рождество, крещение, церковь, часовня, молитва, вероисповедание, непослушание, наказание.

16. 1. Спиши. Сколько предложений в стихотворении?

Ах ты мать – кормилица,

Мать сыра земля!

Широта привольная,

Нивы да поля.

16.2. Прочитай текст.

Кроме того мира, в котором мы живем, Бог создал и невидимый мир.

В том мире живут невидимые существа – духи. Они называются ангелами.

Ангелы были созданы Богом добрыми. Они любили Его, были Ему верны и послушны.

1)Сколько частей в тексте?

2)Спиши текст. Каждую часть текста пиши с красной строки.

17. 1. Прочитай.

Труд всегда даёт, а лень берёт.

Не гордись званием, а гордись знанием.

1)Спиши.

2)Подчеркни слова, в которых мягкость согласного обозначена мягким знаком.

18. 1. Прочитай. Измени слова по образцу.

Удалец – удальца.

Пенёк, денёк, мотылёк, палец, жилец, стебелёк.

19.1. Прочитай вслух. Какой звук слышится в конце выделенных пар слов? Какими буквами он обозначен?

Терпенье и труд всё перетрут.

Береги нос в сильный мороз.

1)Напиши по памяти.

2)Подчеркни парные согласные.

20.1. Прочитай отрывок из стихотворения. Запиши, расставляя ударение.

О Благодатная, с Тобою

Господь, живущий в небесах.

Мария, радуйся душою –

Благословенна ты в женах!

(Л. Граве)

21.1. Прочитай слова. Спиши. Обозначь точкой гласную в безударном слоге.

Бог – Богиня, грех – грехи, душа – душу, собор –соборы, крест – кресты.

21.2. Спиши. Вставь пропущенную букву.

Вёсны – в..сна

Звёзды – зв..зда

Хлеб – хл..ба

Ряд – р..ды

22.1. Прочитай. Напиши по памяти.

Как повезло тебе и мне.

Мы родились в одной стране,

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь – кругом друзья!

( Я. Аким )

1)Подчеркни мягкий знак.

2)Объясни, почему он пишется.

23.1.Спишите. Раскройте скобки.

ма(ш,шш)инка, дро(ж,жж)и, ва(н,нн)очка, гру(п,пп)ка, ка(с,сс)овый, ва(н,нн)иль, тра(с,сс)а, к(л,лл)а(с,сс)ики, а(л,лл)о, ма(с,сс)овый.

24. 1. Назови предметы, которые есть в храме. Напиши 5 слов.

24.2. Выбери праздники, которые считаются православными.

Крещение, Новый Год, Пасха, День Рождение, Рождество.

1)Какой праздник ты больше любишь? Почему?

2)Составь 3 предложения .

25.1. Прочитай.

Пронеситесь, тучи

Чёрные, сторонкой.

Спи, дитя, спокойно.

Вот гроза стихает.

Матери молитва

Сон твой охраняет.

1)Выпиши слова, которые обозначают предметы ( имена существительные)

2)Кто?.......

3)Что?.......

26.1. Прочитай фамилии. Спиши.

Москвин, Толстоногов, Николаев, Петров, Хлебникова, Сластёнин, Луговой.

Как ты думаешь, по какому признаку они раньше давались людям?

27.1. Прочитайте. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос что будемделать?

Будем, ребята, беречь, красоту,

Будем, ребята, беречь, доброту.

Будем дерзать, будем творить,

Будем дружбой своей дорожить.

1)Составь предложения со словами, которые отвечают на вопрос что будемделать?

28. 1. Поставь к слову золотой вопрос.

Золотой характер, золотые руки, золотые часы, золотое сердце.

1)Составь предложения .

2)Как ты понимаешь выражения: золотой характер, золотое сердце, золотые руки?

28. 2. Прочитай. Угадай, что это за зверь.

И этот зверь живёт в лесу. Шерсть у него рыжая. Хвост пушистый. Мордочка длинная. Зверь этот хитрый.

1)Какие слова помогли тебе угадать, о ком идет речь?

2)Составь рассказ – загадку о животном или птице.

29. 1. Прочитай. Объедини пары слов с помощью предлогов.

Заботиться – животное, встречать – друзья, скучать – семья, нуждаться – поддержка, говорить – сестра.

30.1. Спиши однокоренные слова. Подчеркни корень.

Дом, домашний, домовой, домик.

Любовь, любимый, влюблённый, возлюбленный.

Род, родители, родные, родственники.

31.1. Прочитай загадку. Напиши отгадку вместе с проверочным словом.

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку.

(К..са)

31. 2. Напиши в три столбика двусложные слова с безударными гласными:

о а е

32. 1. В какой части слова пропущена буква? Подбери проверочные слова.

Хле.. , сосе..ка , лу…. , ено…, сапо.., ры…ка, мор.. , пру…

33. 1. Прочитай выразительно.

Русский знают все ребята

В нашей солнечной стране.

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

( Т.Абдарахманов)

1)Спиши. Подчеркни главные члены предложения.

2)Выучи стихотворение наизусть.

34. 1. Прочитай. Подготовься писать по памяти.

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от труда.

1)Подчеркни согласную, которую надо проверить.

2)Скажи, как произносится звук, который обозначен этой буквой?

34. 2. Спиши пары слов, разделяя их на слоги.

Герой – герои, музей – музеи, случай – случаи, урожай – урожаи.

1)Составь предложение с одной из пар слов.

2)Почему в первом слове каждой пары слов слогов меньше, чем во второй?

На наш взгляд, применение упражнений для второклассников на уроках русского языка благотворно влияет на развитие духовно-нравственных качеств личности, если упражнения применять в системе.

Таким образом, целью воспитательного процесса на уроках русского языка будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.

Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к духовному опыту без развития, без приобщения к другим культурам коммуникативных компетенций [2].

Список литературы:

1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

2. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

3. Соловцова, И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г.[Текст] / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

Просмотров работы: 2324