МЕСТО ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАТИВНОГО ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕСТО ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАТИВНОГО ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня все большее распространение получает банковская операция, именуемая «лизингом».

Лизинг — вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов предприятия.

Согласно одной из классификаций видов лизинга выделяют: финансовый и оперативный лизинг.

Следует различать два термина: «финансовый лизинг» и «оперативный лизинг» (обыкновенная аренда). В зарубежной практике слово «leasing» включает в себя оба эти понятия, в российских условиях термин «лизинг» относится только к финансовому лизингу (финансовой аренде). Поэтому вместо выражения «финансовый лизинг» в российской практике часто употребляют просто «лизинг».

По своей экономической сущности финансовый лизинг во многом схож с банковским инвестиционным кредитованием. В этой связи закономерно, что основное место на рынке предложения финансового лизинга занимают банки.

Финансовый лизинг (или просто «лизинг») - это вид прямых инвестиций, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определённого лизингополучателем продавца и передать данное имущество лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определённую плату, на определённый срок и на определённых в договоре финансового лизинга условиях во временное владение и пользование.

Отдельной разновидностью финансового лизинга является возвратный лизинг, при котором в одном лице совмещаются продавец оборудования и лизингополучатель, что позволяет предприятию-лизингополучателю привлечь финансовые ресурсы и получить налоговые выгоды, не выводя оборудование из производственного процесса.

В качестве операций, относимых к финансовому лизингу, могут быть представлены лизинговые сделки со следующим списком характерных признаков:

- по окончании сделки юридическое право собственности на объект лизинга переходит от лизингодателя к лизингополучателю;

- за лизингополучателем закрепляется опцион выкупа объекта лизинга по цене, которая предполагается значительно более низкой по сравнению со справедливой стоимостью объекта лизинга на дату реализации этого опциона;

- срок лизинга обычно практически полностью перекрывает срок полезного использования (срок службы) объекта лизинга, что верно даже в том случае, если по условиям сделки переход юридического права собственности от лизингодателя к лизингополучателю не предусмотрен;

- приведенная /стоимость лизинговых платежей, пересчитанная на момент начала реализации лизинговой сделки, должна, по крайней мере, быть не ниже справедливой стоимости объекта лизинга;

- объект лизинга обычно «подготовлен» под требования лизингополучателя, поэтому лишь он может эксплуатировать этот объект без существенных модификаций;

- все расходы и убытки лизингодателя, связанные с досрочным, не предусмотренным особыми условиями выходом лизингополучателя из лизингового соглашения, относятся на лизингополучателя;

- на лизингополучателя ложатся все прибыли и убытки, инициированные флуктуациями справедливой остаточной стоимости;

- лизингополучатель имеет право пролонгировать лизинговое соглашение, при этом, назначенные ему лизинговые платежи будут существенно ниже рыночного уровня.

Что же касается оперативного лизинга, то он представляет собой вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.

Предметом оперативного лизинга чаще всего являются любые транспортные средства, строительная автодорожная техника и производственное оборудование модульно-комплексного типа характеризуется более коротким, чем срок службы объекта лизинга (или, с учетом морального износа — чем его жизненный цикл как инновации), сроком лизингового соглашения и неполной амортизацией оборудования за время аренды, после чего лизинговое соглашение может быть пролонгировано на более легких для лизингополучателя условиях, вплоть до выкупа на льготных или символических условиях.

На сегодняшний день лизинг занял достойное место в экономике Российской Федерации наряду с другими финансовыми институтами. По объемам лизинговых сделок России занимает 6-е место в Европе, приближаясь к таким признанным мировым лидерам в этой сфере, как Великобритания, Италия, Франция и Германия. Объемы лизинга в России растут очень быстрыми темпами.

В III квартале 2013 года рынок лизинга немного отыграл падение 1 полугодия – сокращение новых сделок по итогам 9 месяцев составило 3% (за полугодие – 17%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2013 года составил 940 млрд руб. Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то объем авиасделок в III квартале был незначительным, однако сегмент по-прежнему занимает заметную долю на рынке.

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое. По итогам 9 месяцев 2013 года в общей сумме сделок он занял 8%.

Оперативный лизинг пока играет заметную роль лишь в авиатехнике и ж/д транспорте, но по мере развития вторичных рынков оборудования он будет открывать новые возможности роста для лизингодателей. Суммарно на сегменты ж/д и авиатехники пришлось 86% сделок оперативного лизинга, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости.

Основные препятствия для роста оперативного лизинга – отсутствие развитого вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность, невысокая культура эксплуатации техники, отсутствие налоговых преференций. Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов (транслирующие зарубежные принципы ведения бизнеса)

По прогнозу «Эксперта РА», в отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013-м, и в 2014 году вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии. Оптимистичный сценарий предполагает умеренные темпы снижения железнодорожного сегмента и сохранение среднеквартальной суммы сделок в сегменте авиализинга в IV квартале.

 

 

Просмотров работы: 1384