КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЕВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЕВЕДЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музейный мир богат и многогранен. Современный музей является концентрированным выражением духовных устремлений культуры прошлого и настоящего. Музей помогает решать насущные проблемы и адаптироваться человеку уже в новом тысячелетии. По утверждению специалистов, сейчас в мире едва не ежедневно открывается новый музей, и за последнее время их стало больше, чем за последние полвека. Продолжается выставочный бум, извлекаются из запасников и хранилищ уникальные музейные предметы, которые становятся экспонатами. В музейной среде посетитель вступает в диалог культур, круг общения личностных ценностных представлений. Посетитель по-разному воспринимает музейные ценности посредством понимания, сопереживания, объяснения и созерцания. Погружение в самобытный мир музея требует определенной самоотдачи, душевных усилий, а порой преодоления стереотипов и внутренних барьеров. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возникает взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдельные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается элементарный акт коммуникации в музее.

Цель курсовой работы - рассмотреть коммуникативные технологии в музееведении.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- дать определение понятию «музейная коммуникация»;

- рассмотреть этапы развития музейной коммуникации;

- рассмотреть коммуникационный подход в музееведении;

- описать уровни музейной коммуникации;

- проанализировать современные коммуникативные технологии в музееведении.

Объект исследования - коммуникативные технологии. Предметом исследования являются коммуникативные технологии в музееведении.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной музееведческой литературе имеется значительный объем работ, касающихся коммуникационного подхода. Это работы Д.Ф. Камерона, Ю. Ромедера, Э. Хуппер-Гринхилла, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского, Н.Ф. Федорова, Н.А. Никишина, З.А. Бонами, Е.К.Дмитриевой, В.Ю.Дукельского, Т.П.Калугиной, Е.Е.Кузьминой, Н.Г.Макаровой, Т.П.Полякова.

1 Коммуникационный подход в структуре музееведческих знаний

1.1.Музейная коммуникация: сущностный аспект

Коммуникация (лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - это передача информации от одного сознания к другому.

Коммуникация - это информационная связь субъекта (отправителя информации) и объекта (ее получателя), а общение - это связь собеседников, «соучастников общего дела». Коммуникацию различают как монолог или как общение-диалог. Коммуникация протекает посредством какого-либо носителя. Это могут быть материальные объекты, знаковые системы, речь, логические конструкции, ментальные формы и другие проявления. Коммуникация может осуществляться посредством текста или другого носителя информации, если субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт. Главная черта коммуникации - это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает [1]. Таким образом, если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась. Отсюда вытекает и обратное правило: чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь.

Что касается музея, то можно отметить, что всякое собрание музейных предметов, изъятых из первоначальной среды бытования, возникает как осмысленное собрание, создаваемое специалистами, наделяющими вещи определенными ценностными значениями. Собрание не существует как «самодостаточное», а предназначено для включения его в музейную деятельность по отношению к посетителю, который воспринимает этот материал с учетом своих культурных установок. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возникает взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдельные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается элементарный акт коммуникации в музее, причем в данном случае - успешный.

Если же культурные установки субъектов различны или если ценностная природа предметов недостаточно выявлена в их структуре, коммуникация может оказаться нарушенной. Для того чтобы этого не произошло, необходим диалог между субъектами (возможно, с участием третьего лица), направленный на выработку «общего взгляда на вещи», который может включать элементы вербального комментирования либо попытки пространственной визуальной организации предметов [1].

Следует отметить, что существуют два условия обеспечения эффективной обратной связи. Первое - в процессе общения всегда необходимо предусматривать способ обратной связи. Такими способами обратной связи могут быть ответы на задаваемые вопросы, повторение вкратце выработанного решения или перечисление последовательности действий каждой из сторон. Второе - внимание к собеседнику, к языку его тела. Наиболее важные сигналы обратной связи поступают собеседнику именно на этом языке. Умение постоянно и внимательно наблюдать за поведением собеседника, отмечать и понимать выражение глаз, тон голоса и жесты будет способствовать пониманию того, как на самом деле воспринимаются слова собеседником.

1.2. Развитие теории музейной коммуникации

Коммуникационные представления появляются в музееведении в 1960-е гг., на волне «музейного бума», и быстро завоевывают статус радикального теоретического нововведения, революционизирующего музейную науку, соразмерного новой музейной практике. С этого момента можно говорить о наличии в музееведении коммуникационного подхода, который развивается наряду (и во взаимодействии) как с традиционными теоретическими направлениями (теория музейного предмета, теория музейной деятельности), так и с другими подходами (средовым, проектным, сценарным).

Первым в разработке коммуникационной теории в музееведении в конце 60-х годов XX в. стал канадский ученый Дункан Ф. Камерон. Однако до Д. Камерона еще в конце XIX в. Эту проблему затронул русский философ Н.Ф. Федоров. В его работе «Музей, его смысл и назначение» 1982 г. слово «коммуникация» не прозвучало. Но то, о чем он говорит, близко к понятию «коммуникация» сейчас. Н.Ф. Федоров убежден, что музей - это «собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления…», музей - это «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь…». Н.Ф. Федоров видит музей как проект, механизм объединения всех предшествующих поколений («отцов») с последующими («сынами»), «чтобы иметь мир внутренний и лад душевный, без которого невозможен и мир внешний, нужно быть не врагами своих предков, а действительно благодарными их потомками; нужно, чтобы все живущие, объединялись по-братски в храме предков или музее» [2]. По его мнению, музей выступает посредником между культурой умершей и культурой настоящей, и, исходя из этого, служит объединяющим фактором для современного поколения.

Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. Дункан Ф. Камерон. Его работы оказались поворотными в развитии музееведческой теории и позволили по-новому взглянуть на музей как на место, в котором созданы все условия для общения посетителя с «реальными вещами». Условиями этого общения являются способность посетителя понимать «язык вещей» и способность организаторов экспозиции выстраивать с помощью произведений особые невербальные пространственные высказывания. («Язык вещей», «язык музея» - одно из основных понятий, рассмотренных Н.А. Никишиным, как представление упорядоченной системы, служащей средством коммуникации и пользующейся знаками [3]).

По мнению Д.Ф. Камерона, в создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В музей должны прийти новые специалисты - музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала ощущаться потребность в теории, позволяющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Заполнить этот вакуум в музееведении помогли коммуникационные представления, получившие к тому времени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду с другими традиционными направлениями. Существенный вклад в разработку теории музейной коммуникации внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского.

Принципиально новым в контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-исторического содержания» [3]. Музейная экспозиция в данном случае предстает как знаковая система, отображающая различные историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты. Причем отображается не сама действительность, а ее понимание автором экспозиции, которое представлено в виде определенной логики (концепции) и художественного образа (дизайна). Эта модель музейной коммуникации используется для общения с иной культурой, и главное в ней - преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в общении между двумя культурами.

В начале 90-х гг. теория музейной коммуникации была существенно обновлена благодаря исследованиям Э. Хуппер-Гринхилла, который полагал, что музейная коммуникация - процесс двунаправленный, где не только музейный работник организует вещи в экспозицию, наделяя их при этом смыслом, но и каждый посетитель привносит собственную интерпретацию этих предметов в соответствии с личным опытом.

В отечественной музееведческой литературе коммуникационная терминология появляется с середины 1970-х гг. В 1974 г. Е.А.Розенблюм пишет о музее как о лаборатории, «в которой испытываются коммуникативные свойства вещей».

Отечественные ученые при рассмотрении коммуникативной модели музейной деятельности используют семиотический подход, рассматривая музей как знаковую систему, наделяющую материальные вещи ценностными значениями (концепция «чистого музея»), и показывая, что в нем происходит перманентное конструирование «языка вещей», выражающего отношение человека к действительности [3]. Авторы социологического исследования «Музей и посетитель» (Ю.П.Пищулин, Д.А. Равикович и др.), проведенного в конце 1970-х гг., трактуют посещение музея как избирательное восприятие «музейной информации», которое человек осуществляет в соответствии со своими мотивами и потребностями.

З.А. Бонами предложила рассматривать культуру как систему хранения и передачи информации, отмечая коммуникативный характер культуры в целом и, таким образом, привнесла новое понимание образовательной функции музея через призму коммуникативной модели. Если функционирование культуры, преемственность культурной традиции возможны лишь как результат социального взаимодействия, которое осуществляется посредством обмена различными культурными кодами. Поэтому способность участников коммуникации оперировать данными кодами, является необходимым условием возможности информационного обмена и, в итоге, передачи культурной информации. Музей, являясь необходимой составляющей системы культуры, служит для овладения посетителем определенных кодов, позволяющих ему адекватно взаимодействовать с культурной средой.

В работах Е.К.Дмитриевой, В.Ю.Дукельского, Т.П.Калугиной, Е.Е.Кузьминой, Н.Г.Макаровой, Т.П.Полякова и др. коммуникационные представления выступают одновременно как теоретическая «рамка» и как исследовательский инструмент, позволяющий по-новому ставить и решать проблемы, традиционно относящиеся к области экспозиционной и образовательно-воспитательной работы музеев. В работе Н.А. Никишина (1989 г.) показано, что эта рамка может быть расширена до границ предмета музееведения в целом, где сквозь призму коммуникационного подхода рассматривается также фондовая работа и комплектование [3].

Следует отметить, что на сегодняшний день в отечественной и зарубежной музееведческой литературе имеется значительный объем работ, касающихся коммуникационного подхода, но примеров практической реализации этого подхода в системе деятельности конкретных музейных учреждений пока еще мало.

1.3. Коммуникационный подход в музееведении

На сегодняшний день коммуникационный подход принадлежит к числу основных направлений музееведческой мысли. Однако структурные представления о музейной коммуникации, используемые различными авторами, не имеют единых типологических оснований.

Например, существует точка зрения, что посетитель общается с работниками музея, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. Другая теория предполагает, что посетитель общается непосредственно с экспонатами. Еще одна концепция исходит из представления, что посетитель общается в музее с представителями иных поколений или культур. Также до конца неясно, что представляет собой «язык вещей» в плане его содержания, какие «сообщения» можно передавать с его помощью, а какие - нет. Безусловно, это требует дальнейшей теоретической и практической экспериментальной работы, направленной на прояснение оснований коммуникационного подхода в музееведении.

В наиболее общем виде коммуникационный подход в музееведении характеризуется рядом принципов (постулатов), задающих особый взгляд на музейную действительность.

  1. Антропоцентричность или гуманитарный подход, который ставит во главу угла человека. Логика коммуникационного анализа предполагает движение «от субъекта», а не «от вещи», и потому не допускает априорной объективации музейного предмета (или собрания, или экспозиции).

2. Культурологический подход, который предполагает, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы, независимо от их материальных носителей, существуют в определенном поле культурных значений. Поэтому субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают как представители культурных позиций, а музейные предметно-пространственные «послания» - как культурные (или метакультурные) тексты.

3. Диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов, разнящихся по своей культурной позиции. Поэтому конституирующим элементом любой ситуации музейной коммуникации является «разность культурных потенциалов» или культурно-историческая дистанция.

4. Аксиологический подход, исходящий из представления, что межкультурное общение является в своей основе ценностным. Поэтому ценностный аспект музейной коммуникации рассматривается как ведущий, а иные ее аспекты (обучение, передача информации, знаний и т.д.) - как подчиненные [4].

Всякое собрание предметов, изъятых из среды бытования, возникает как собрание осмысленное. Это означает, что у его истоков стоит субъект (индивидуальный или групповой), наделяющий вещи ценностными значениями. Он реализует при этом определенную культурную норму отношения к предметному миру или впервые ее задает. Помимо субъекта, формирующего осмысленное собрание, всегда существует также субъект воспринимающий, ибо собрание, которое никто не осматривает, нельзя считать фактом культуры. Этот второй субъект тоже является носителем некоторых культурных установок. И если его установки близки установкам первого, между ними возможно взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание, будет адекватно воспринят. Это и есть элементарный акт музейной коммуникации - минимальная единицакоммуникационного анализа в музееведении.

1.4. Уровни музейной коммуникации

Сформированные точки зрения на проблему музейной коммуникации показывают, что необходим переход от описания и анализа частей, составляющих коммуникационный процесс, к структурированию всех основных элементов коммуникации для дальнейшего моделирования целостной структуры их взаимосвязей. Все уровни музейной коммуникации, связанные с обработкой информации, должны быть соединены в единую структуру. Если подобная структура будет создана, станет возможно говорить о музее как о коммуникативной системе.

Уровни музейной коммуникации - те коммуникационные каналы, по которым осуществляется передача и расшифровка культурно-значимой информации в соответствии со спецификой музейного отношения к действительности (в основу которой положено постижение информационного потенциала, заложенного в аутентичном предмете). Особенности «извлечения» этого потенциала и его основные этапы обуславливают специфику коммуникационных процессов, которые пронизывают все направления музейной деятельности и позволяют утверждать системный характер самой музейной коммуникации.

За основу коммуникационных процессов целесообразнее принимать их важнейшие компоненты, которыми являются предмет и человек (исследователь, профессионал-интерпретатор, посетитель), а фокус их взаимоотношений становится определяющим фактором протекания коммуникации в музее. В итоге, можно выделить два основных уровня музейной коммуникации: уровень «внешней» коммуникации и уровень «внутренней» коммуникации. Эти уровни отражают специфику самого процесса изучения музейных предметов и их дальнейшего представления. Уровень «внутренней» коммуникации связан с подготовкой самого музейного пространства, а уровень «внешней» коммуникации с его постижением и интерпретацией посетителем. Поэтому, если структурообразующим ядром первого уровня является сам музейный предмет (потенциал которого необходимо извлечь и представить, проанализировав его свойства и выделив основные функции), то ядром второго уровня является посетитель (на которого направлены все музейные технологии и методы музейной работы) [5].

К «внутренним» уровням относятся:

- уровень коммуникационной связи предмета музейного значения и его исследователя, связанный с раскрытием различных сторон информационного потенциала, заложенного в музейном предмете. К данному уровню следует отнести такие направления музейной деятельности, как комплектование, научно-фондовая и научно-исследовательская работа, но может захватывать другие направления.

Процесс комплектования и изучения, связанный с выявлением в предмете музейного значения присущих ему свойств, можно рассматривать как коммуникационный в двух основных плоскостях: в плоскости взаимодействия предмета и исследователя (когда предмет «передает» заложенный в нем информационный потенциал, позволяет раскрыть весь спектр его свойств помимо информативности) и в плоскости опосредованного участия исследователя в осуществлении дальнейшего процесса музейной коммуникации, происходящего в специально подготовленном музейном пространстве [6]. З.Странский обращал внимание на то, что именно через коммуникацию реализуются все итоги охранной и музейно-познавательной деятельности. Коммуникация в музее многомерна, но ее основа, своеобразная точка отсчета - музейный предмет. Демонстрационный канал реализуется в экспозициях, выставках, подкрепленных экскурсионной работой и различными педагогическими технологиями. Экспозиция музея ориентирована на посетителей различных возрастов и различной подготовленности, задача которой - донести до посетителей определенные идеологические, политические, культурные концепции, выраженные музейными средствами. Музейные предметы, взаимодействуя в экспозиции, создают связь между посетителями и теми идеями, которые в ней заложены. Коммуникативная функция, таким образом, реализуется музейными предметами в конкретной музейной среде - экспозиции, а также в различных формах контакта с посетителем.

Все-таки начальным этапом этого уровня является предварительная работа с музейным предметом. Научная организация фондов, определяющая значение предмета для науки, культуры и деятельности самого музея, является, таким образом, первым, базовым уровнем музейной коммуникации.

Таким образом, первый уровень «внутренней» коммуникации зачастую скрыт от посетителя, но является важной частью общего музейного коммуникационного процесса. Основное же его назначение в структуре «внутренних» уровней - это подготовка материала для осуществления следующих этапов «внутренней» коммуникации, а затем и «внешней».

- уровень коммуникационной связи музейного предмета и создателей экспозиции, выявляющих возможности эмоционально-эстетического воздействия всего комплекса предметов, является следующим уровнем «внутренней» коммуникации. В данном случае, сам процесс коммуникации связан с преобразованием сгруппированных и систематизированных на первом уровне музейных предметов в единое контекстуальное пространство, призванное служить одним из каналов историко-культурной коммуникации.

Экспозиция традиционно является основной формой музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений [3].

Создавая музейную экспозицию, музейные сотрудники должны четко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в совокупности они помогли разобраться человеку в той или иной теме, эпохе, чтобы каждый экспонат логично дополнял другой. Экспозиция как основное средство музейной коммуникации связана с процессом организации восприятия посетителями информации, содержащейся в ней. Важным при этом является стремление к достижению адекватного взаимопонимания между зрителем и организаторами выставки. Музейная коммуникация подразумевает активный интеллектуально-эмоциональный и нравственный процесс, происходящий дважды: сначала в умах тех, кто разрабатывает экспозицию, а затем в умах посетителей, которые стремятся понять идею ее устроителей (Майлз Р.С.).

При рассмотрении данного коммуникационного уровня речь идет как о разработке научной концепции, так и об архитектурно-художественном решении, более того, сегодня все чаще практики экспозиционной работы говорят о необходимости сценарной проработки экспозиции как части полифонического метода проектирования. При этом сценарист обычно взаимодействует с научным сотрудником (экспозиционером) и художником экспозиции. Принципы такого взаимодействия определяются ситуацией и задачами проектирования. Однако целью сценариста всегда является разработка драматургической концепции (музея в целом или отдельной экспозиции), т.е. определение параметров того культурно-исторического диалога, который будет происходить на площадке музея [6].

Для усиления эмоционального переживания экспозиции используются различные аудиовизуальные средства, их задача - активизация внимания и творческих способностей посетителей. Кроме того, музеем разрабатываются специальные программы: просмотр световых карт, слайдов, кино- и видеофильмов, создаются залы с использованием видео- и звукозаписи.

Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий. Мультимедийные системы могут быть ограничены отдельными интерактивными киосками или представлять собой специальные информационные зоны, включенные в музейную компьютерную сеть, могут являться мультимедийными инсталляциями, полностью интегрированными в выставочное пространство. Таким образом, можно отметить активное привлечение средств, усиливающих эффективность коммуникационного взаимодействия, и, следовательно, определенную внутреннюю динамику самого уровня музейной коммуникации, необходимость выработки стратегий, задающих направления и специфику реализации экспозиционной коммуникации в современном музее.

Коммуникационные уровни изучения музейного предмета и его организации в экспозиционном пространстве направлены на реализацию следующего уровня:

- уровня коммуникационной связи комплекса музейных предметов и музейного педагога, экскурсовода, психолога, стремящегося содействовать погружению в историческую среду, осуществлению трансляции культурных традиций. Этот уровень является логическим звеном в реализации единого коммуникационного процесса, так как усилия по изучению и представлению музейных предметов находят дальнейшее развитие в подготовке к их интерпретации посетителем.

Три уровня внутренней коммуникации направлены на осуществление «внешней» коммуникации, связанной, преимущественно, с экспозиционной и образовательной деятельностью музея. Этот процесс также имеет три основных уровня, смыслом которых является актуализация культуры и ее дальнейшая интерпретация. Центральным компонентом, в данном случае, будет являться посетитель и процесс его взаимодействия с музейным пространством. Если музейный предмет (ядро «внутренних» уровней музейной коммуникации) исторически задает основу музейного собрания, то посетитель (ядро «внешних» уровней музейной коммуникации) является, в свою очередь, главным субъектом музейной деятельности [5].

К «внешним» уровням коммуникации относят:

- уровень коммуникационной связи предмета и посетителя - интерпретатора, предполагающий умение «воспринимать» музейный предмет, постигать его свойства. Требования к посетителю - субъекту коммуникации - постоянно изменяются. В последнее время внимание ученых-музееведов все чаще обращается к анализу, казалось бы, общепринятой дефиниции «посетитель». Связано это с тем, что аудитория музея рассматривается уже не только как объект культурно-образовательной деятельности, но как принципиально необходимый партнер музея. Соответственно, считают специалисты, необходимо пересмотреть фундаментальное понятие «музейная аудитория», соотнести его с понятиями «посетитель», «зритель», «визитер», «партнер» и выделить наиболее значимые смысловые компоненты, вкладываемые в понятие «аудитория» в соответствии с развитием теории музейной коммуникации. За переосмыслением этих понятий стоит, по мнению Ю.У.Гуральника, коммуникативная стратегия музея, его политика, в которую вовлекается все общество [6].

Следует отметить, что чаще всего общение с предметом происходит на экспозиции, но практика современного музея позволяет отметить интенсивный поиск форм, позволяющих работать с отдельными предметами, не организованными в экспозиционный комплекс. Основной центр тяжести переносится на свойства музейных предметов, а не на их функции; посетитель постигает сам предмет, тогда как в экспозиционном пространстве предмет становится единицей той структурной модели, которая создается в процессе научного и художественного проектирования.

Обращение к экспозиционному пространству связано с реализацией следующего уровня «внешней» коммуникации.

- уровень коммуникационной связи экспозиционного комплекса и посетителя - интерпретатора, предлагающий посетителю моделировать область средних значений.Уникальное музейное пространство требует умения осмыслить его; оно ориентировано на творческий потенциал человека, его инициативу. Причем, творчество понимается не просто как основной принцип постижения музейного пространства: в музейном пространстве это творчество воплощается в его «распредмечивании». При «чтении» музейного пространства происходит процесс адаптации человека в пространстве культуры, так как человек обращается к творческим ценностным ориентациям.Посетитель в музее играет активную роль, наряду с научным сотрудником и художником (создателями экспозиции) он участвует в «пьесе» музейной экспозиции. Человек взаимодействует с пространством культуры, погружается в него, обращается к культурной доминанте системного целого «архитектоники» человеческого бытия.

Тем не менее, посетителю зачастую требуется помощь в осмыслении музейного пространства, подготовка к его восприятию. На решение этих задач направлены усилия музейных педагогических технологий и, соответственно, еще один уровень музейной коммуникации.

- уровень коммуникационной связи посетителя и интерпретатора - профессионала, ориентированный на реализацию процессов, осуществляющихся в направлениях образовательной деятельности музея.

Качество организации педагогического процесса в значительной степени определяет уровень восприятия экспозиционного пространства, музея в целом. В связи с этим, усиливается поиск инновационных технологий и создания методик, наиболее полно отражающих различные формы основных направлений педагогической деятельности. Для компетентной реализации задач, выдвинутых современной культурой, необходим серьезный анализ музейной аудитории. Реализация этих задач осуществляется в рамках сквозного уровня музейной коммуникации, цель которого - изучение «обратной связи» [1]. Составной частью каждого из «внешних» уровней является уровень коммуникационной связи посетителя и социолога - исследователя музейной аудитории, связанный с изучением ценностных ориентаций и духовных потребностей аудитории для грамотной разработки прикладных технологий взаимодействия в музейном пространстве. Таким образом, можно говорить об особой области социологии - музейной социологии, которая изучает ценностные ориентации, духовные потребности аудитории и, соответственно, эффективность музейной работы.

Современные социологические исследования проводятся, традиционно, по трем основным направлениям: изучение потенциальной аудитории в целом, ее культурных установок, изучение мотиваций посещаемости музея, изучение обратной связи. Анализ аудитории, проводимый в музеях, включает: изучение основных параметров для характеристики музейной аудитории (социально-демографический признак, образовательный уровень, возраст, пол, проявление активности - реальная и потенциальная аудитория, постоянная и нестабильная, степень подготовленности к восприятию), изучение динамики музейной аудитории (наблюдения, социологические исследования). В.Н.Козиев предлагает следующую последовательность изучения взаимоотношения посетителя и музея: динамика посещаемости музея, ценностные ориентации в соответствующей сфере, мотивы посещения музея.

Перечисленные аспекты охватывают области, связанные с изучением музейной аудитории, исследованием «обратной связи». Однако в последнее время границы музейной социологии расширяются: связь между музеем и аудиторией рассматривается не только как последовательно развивающаяся (при которой сначала создается музей, экспозиция, выставка, а потом анализируется ее восприятие), но как взаимодействие, когда образ музея формируется его ожиданием будущих поколений. Музейную социологию интересует и «проектный» посетитель, а социологические исследования становятся важным инструментом повышения эффективности музейной деятельности. Данный уровень музейной коммуникации непосредственно связан со всеми остальными уровнями, как «внутренними» (анализ потенциальной аудитории, прогнозирование возможного восприятия экспозиции и т.д.), так и «внешними» (изучение запросов аудитории, определение перспектив музейно-педагогической работы и т.д.). Он реализует общие задачи музея, принимающие в каждом направлении музейной деятельности конкретную форму в зависимости от частных задач направления. Сфера его действия - предварительное или опосредованное выявление «обратной связи», уровень эффективности музейной работы с посетителем.

Перечисленные уровни коммуникации охватывают все основные направления музейной деятельности, более того, они, в значительной степени, определяют направленность этой деятельности, задают ее стратегии, охватывающие как область «внутренней», «скрытой» коммуникации, связанную с «подготовкой» музейного пространства - документированием и тезаврированием, так и область «наружной», явной коммуникации, ориентированную на демонстрацию созданных музеем визуальных, актуализированных моделей культуры.

2 Коммуникативные технологии в музееведении на современном этапе

Музей по устоявшемуся обычаю называют храмами культуры и искусства. Посетитель приходит сюда за новыми впечатлениями, знакомится с интересующими его выставками и экспозициями, прибегая при этом к помощи экскурсоводов либо участвуя в предлагаемых ему интерактивных мероприятиях.

Проблема современной музейной коммуникации состоит в том, как создать и обеспечить приемлемый доступ зрителя к объектам; т.е. музейная коммуникация - это способы подачи своеобразных сообщений. В эпоху Возрождения такими сообщениями были станковые картины с применением обратной перспективы и светскими сюжетами, в начале XX в. - картины модернистов и т.п., сейчас - это инсталляции, медийные и интерактивные средства.

Таким образом, существуют две проблемы: во-первых, массовое восприятие культуры, массовая культура создает произведения, механизм трансляции которых, по большому счету, совершенно иной - не столь важно, где, когда и кем что-то создано, для потребителя массовой культуры важно получить информацию о предмете (событии) и некий симулякр знания о нем, так как человек массы привык получать информацию посредством СМИ, не задумываясь о том, какова ее интерпретация, объем, достоверность и точность (и такому зрителю вряд ли нужен музей, т.к. подобное восприятие часто переносится и на произведения элитарной культуры, и на культуру прошлых веков); во-вторых, несоответствие многих музеев времени, что затрагивает вопрос востребованности или невостребованности музея.

Эти проблемы можно решить, применяя новые технологии, оснащение, мобильные экспозиции, интернет-коллекции и т.д., но осуществлять вмешательство следует осторожно, учитывая сформировавшиеся веками традиции и общественное восприятие данного культурного института.

Таким образом, к музейной коммуникации, в рамках современного информационного общества, можно отнести:

- наличие у музея определенной ниши в информационном пространстве (т.е. в качестве приоритета наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей, выходит и работа со «зрителем»);

- современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения (т.е. положительно влияющие на создание образа);

- экспонирование предметов - более интересное и качественное, музей должен быть «подвижен» - постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации;

- технологии создания экспозиции - более целостные и контекстные, необходимы программы, рассчитанные на разные группы «зрителей», в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации;

- определенная доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы (создание интернет-каталога или виртуального филиала как, к примеру, у Русского музея);

- позиционирование себя в культурном пространстве (города, страны, мира), музей должен быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство.

Музеи обслуживают абсолютно все слои населения. Для разных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии и экскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываются возрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов. Для учителей и студентов разрабатываются особые лекции и дополнительные сообщения. Для учащейся молодежи проводятся тематические музейные уроки и лекции по различной тематике, вечера, вечера-встречи с интересными людьми.

Наряду с традиционными формами научно-просветительской деятельности музея - экскурсиями, лекциями, большой популярностью в последние годы пользуются театрализованные представления историко-этнографической и экологической направленности. Чтобы привлечь внимание посетителей, музеи выпускают книги, буклеты, брошюры. Во многих музеях организованы сувенирные лавки, что позволяет оставить не просто приятные впечатления у посетителя, но и предмет, который будет напоминать о посещении музея. Некоторые музеи используют анкеты посетителей, которые позволяют, во-первых, узнать мнение посетителей, а во-вторых, поддерживать связь с посетителями. Например, в картинной галерее имени Б.М. Кустодиева в Астрахани используется такая форма общения с посетителями, причем работники картинной галереи осуществляют смс-оповещение посетителей о предстоящих выставках, тематических вечерах и других мероприятиях.

В последнее время музеи задействуют не только визуальный канал коммуникации, но и, например, тактильный канал коммуникации. Создаются специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности. Постепенно музеи осваивают и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуальных музеев», как воплощение собственных представлений о музеях, не существующих в реальности и являющихся результатом личностного отношения к культурному наследию.

Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий.

Приведем в пример Астраханский краеведческий музей, который использует современные коммуникативные технологии. Астраханский краеведческий музей - один из старейших в стране, в декабре ему исполнилось 175 лет. В 2008 году музей закрылся на реконструкцию: оснащались современными противопожарной и сигнализационной системами музейные залы, перестраивалась таксидермическая лаборатория, разрабатывалась концепция новых экспозиционных комплексов. Музей преобразился; новые экспонаты, мультимедийные презентации, 3D-панорамы - результат четырёхлетней реставрации музея. По ходу осмотра в разных музейных уголках организованы детские мастерские. Зал «Рыбное богатство Волго-Каспийского бассейна» стилизован под гигантский аквариум с мультимедийными презентациями на полу и стенах. Кстати, информацию обо всех экспонатах музея посетители могут получить не только от экскурсовода, но и от аудиогида - устройства, дающего сведения об экспозициях на русском и английском языках.

Если рассматривать музеи Ростовской области, к примеру, Волгодонский эколого-исторический музей и музей краеведения Волгодонского района, расположенный в станице Романовской, то можно сделать вывод, что сотрудниками музея внедряются инновационные формы и методы работы с населением. Эти музеи работают в традиционной форме работы с посетителями: экскурсии, мастер-класс, музейные занятия, консультации. Наряду с традиционными формами работы Волгодонского эколого-исторического музея большой популярностью в последние годы пользуются театрализованные представления историко-этнографической и экологической направленности, для учащейся молодежи проводятся тематические музейные уроки и лекции по различной тематике, вечера, вечера-встречи с интересными людьми.

В музей краеведения Волгодонского района применяются инновационные формы работы – интерактивные мероприятия, когда посетитель сам становится активным действующим лицом, участником программы: – «Праздник в музее» является универсальным в плане возрастных или социальных групп, экскурсии в соответствии с календарными праздниками, рассчитаны как на школьную или дошкольную группу, так и на туристов разного возраста, внедрен новый инструмент адаптации музейных объектов для различных категорий посетителей, разных способов и уровней их восприятия. Ансамбль «Атаман», созданный при музее в 2010 году, позволяет создать «живые» экспозиции (фрагменты обрядов, праздников, гуляний), а гостям музея, принять участие в реконструкции подлинных фольклорных традиций, бытовавших у казаков на нижнем Дону. Посетители, присутствующие на мероприятиях, с удовольствием принимают участие в казачьих играх и состязаниях, поют казачьи песни, беседуют о жизни казаков в старину, дегустируют блюда казачьей кухни.

Уникальная современная музейная среда включает в себя все новые и новые типы музеев, в которых могут отсутствовать традиционные типы организации экспозиции. Это и интерактивные музеи, музеи одного экспоната, экомузеи, музеи под открытым небом. Многие современные населенные пункты представляют собой единое музейное пространство: это и мегаполис Санкт-Петербург, и небольшие города Золотого Кольца. Это и маленький Мышкин в Ярославской области, который Д.С. Лихачев называл своим «самым любимым российским городом», и о «культурном феномене» которого говорилось на одном из пленарных заседаний III Всероссийского культурологического конгресса в 2010 г. Городок с населением 6 тыс. человек сохранил уникальную атмосферу российской провинции. Здесь работают 6 музеев, 9 театральных коллективов, уникальная библиотека. Принципы протекания коммуникационных процессов в музеях и музейных средах нового типа также требуют своего изучения.

Выводы и рекомендации

Безусловно, теория коммуникации лежит в основе экспозиционной деятельности, музейной педагогики, а также социально-психологических исследований в музее.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения коммуникационных нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания предметов.

Следует отметить, что расширение технологий музейной коммуникации вызывает к жизни новые феномены. Так, возможности, предоставляемые электронными носителями информации, сегодня позволяют применять основные приемы работы с посетителями в том числе и без непосредственного посещения музеев. Подобная доступность культурного наследия, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний, дает возможность сделать музейно-образовательный процесс более индивидуализированным, личностно-ориентированным, и более соответствующим современным требованиям. В то же самое время возникает проблема уникальности подлинной вещи и особой атмосферы музея: существует ли она на самом деле? Или музеи можно превратить в виртуальные коллекции без ущерба для общечеловеческой культурной среды? Но рассмотрение зрителем виртуальной коллекции в принципе не предполагает обратной связи и не может считаться музейной коммуникацией.

Таким образом, на сегодняшний день имеются значительные исследования в рамках коммуникационного подхода. Социокультурное пространство развивается феноменальными темпами, создавая все новые конструкты. Это затрудняет практическую реализацию данного подхода в системе деятельности конкретных музейных учреждений и делает насущной задачу фокусирования музейно-коммуникационных представлений в единой теоретической схеме с целью ее дальнейшей интерпретации в область конкретных проектов.

Библиографический список

1. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический Проект, 2003. - 560с.

2. Дашкова, Е.В. Музееведение [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.В.Дашкова, Е.Б.Ивушкина. - Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. - 197 с.

3.Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие / Л.М. Шляхтина. - 2-е изд. стер. - М.: Высш. шк., 2009. - 183 с.

4. Ивушкина, Е.Б. Коммуникационный подход в музееведении [Текст] / Е.Б. Ивушкина, Е.В. Дашкова. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. - 28 с.

5. Беззубова, О.В. Музейная коммуникация: модели, технологии, практика [Текст] / О.В. Беззубова // Коммуникация и образование. - М., 2010

6. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации [Текст]: Учебное пособие / О.С. Сапанжа. - СПб., 2007. - 115 с.

 

 

Просмотров работы: 9741