ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Брезгин А.Л. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представление целей процесса образования и путях их реализации. От признания умений, навыков и знаний как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, умению занять активную общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности к быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда.

Такие изменения в плане образования и обучения привели к выбору наиболее перспективного пути – формированию у учащихся общеучебных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения.

Исходя из этого, ФГОС начального общего образования в качестве главных результатов определил действия не предметные, а личностные и метапредметные, или по-другому - универсальные учебные действия (далее УУД). Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики не подлежит сомнению. В процессе обучения всецело используются УУД, «научить учиться» - одна из главных задач образования в наши дни, таким образом, механизмы формирования УУД играют важную роль для современного процесса образования в целом, и как частный случай, на уроках математики.

Что такое УУД?

В образовательном процессе школы универсальные учебные действия выступают в качестве личностных и метапредметных результатах освоения учениками основной образовательной программы. УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в деятельность школы с 2009 года.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, культурную идентичность, способность к самостоятельному усвоению новых умений и знаний, толерантность, включая организацию процесса обучения.

Говоря проще, универсальные учебные действия – это обеспечение «умения учиться», получение нового опыта в общем плане, рассматривая ситуацию со всех жизненных позиций, а не просто-напросто скупое обучение конкретным предметным дисциплинам.

Всего УУД бывают пяти видов:

- личностные;

- регулятивные;

- коммуникативные;

- познавательные;

- знаково-символические.

К личностным действиям относятся положительное отношение к обучению и познавательной деятельности, желание получать новые умения, знания, совершенствовать уже имеющиеся, понимание возникающих трудностей и проблем, а так же стремление к их преодолению, изучение новых видов деятельности, участие в творческих и созидательных процессах, осознание себя как личности, как члена социальной группы и социума в целом, понимание этических и моральных норм, следование этим нормам и др.

Регулятивные действия рассматриваются, как способность ученика организовать свою учебно-познавательную деятельность, от постановки цели до ее реализации, а так же самооценке достигнутого результата. К ним относятся: умение принятия и сохранения учебной задачи; планирование (самостоятельно или при помощи учителя) необходимых действий, операций, действовать по плану; контролирование процесса и результатов деятельности

Познавательные действия включают в себя: логические, общеучебные действия, а также постановку проблемы и ее решение. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке получаемой информации, перерабатывать ее, усваивать, находить недостающее, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, формулировать и ставить проблему.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществления продуктивного общения в совместной деятельности, проявление толерантности в общении, соблюдение правил поведения с учётом конкретной ситуации. К ним относятся: умение вступить в диалог с одноклассниками, учителем, участие в общей беседе, соблюдение правил речевого поведения, способность задавать корректные вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулирование собственных мыслей, умение обосновывать и высказывать свою точку зрения и др.

Знаково-символические действия это, во-первых, моделирование, а во-вторых, преобразование модели с целью выявления общих законов действующих в ней. Они включают в себя умение составления модели и ее преобразование, структурирование найденной информации в нужной форме, владение умением классификации, составления причинно-следственных связей, умение анализа и синтеза.

Внедрение универсальных учебных действий ФГОС позволят выпускнику школы развиваться и обучаться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь ученикам вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями.

Формирование УУД на уроках математики.

Все формирование УУД на уроках математики можно разбить на несколько этапов:

  1. Мотивационный этап.

Для любых действий ученика необходимы определенные мотивы. На уроках математики имеется возможность создания проблемных ситуаций, для решения которых ученик проявляет умение комбинирования элементов при решении проблемы. На этом этапе происходит осознание для чего и почему необходимо изучать данное определение, теорему и тему в целом.

  1. Этап открытия математических знаний.

Здесь имеют место стимуляция познавательной потребности ученика, требующей самостоятельных исследований.

  1. Этап формализации знаний.

Основное назначение - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

  1. Этап обобщения и систематизации.

Происходит установление связи между изученными математическими фактами, приведение полученных знаний в определенную систему.

Так же формирование УУД на уроках математики может происходить с помощью определенных задач.

Для личностных УУД это в первую очередь будут творческие задания, имеющие практическое применение.

Пример 1. Заполнить картину цветом в соответствии с цифрами внутри.

Вы наверняка скажете, что данная задача подойдет лишь для младших школьников, но это в корне неверно.

Упростите картину, задайте другой вопрос, вместо цифр подставьте уравнения, дроби, степени числа и задача уже подходит для школьников среднего звена. Подставьте выражения с производными, интегралами, логарифмами и вы будете приятно удивлены, глядя на то, как одинадцатиклассники с увлечением начнут заполнять пустую и глупую, на первый взгляд, картинку цветами.

Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике, формирование положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратности при выполнении работы, бережливости – станет продуктом выхода такой задачи.

Для регулятивных и познавательных УУД подойдут задания с поиском необходимой информации в предложенных источниках.

Пример 2. Правильно прочти высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно поставь запятую.

Математикаэтоцепьпонятий:выпадетоднозвенышкоинепонятнобудетдальнейшее.

Пример 3. Используя интернет или дополнительную литератору записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.

Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:

Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,

А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.

Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.

Пример 4. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.

Виды

Прыжки в длину

Метание

Бег

Маша

185 см

0,01 км

420 сек

Катя

19 дм

1200 см

5 мин 30сек

Оля

1 м7 дм6 см

135 дм

0,1 ч

Для коммуникативных же УУД основными заданиями будут являться:

- составление задания партнеру;

- групповое задание.

Пример 5. Морской бой. Задача на составление задания партнеру.

Пример 6. Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия данной темы.

Таким образом, результатом формирования личностных УУД можно считать развитие творческих способностей учащегося. Результатом формирования регулятивных – планирование, контролирование и выполнение действий по заданному образцу. Результатом же формирования познавательных УУД - умение ученика выделить тип задачи и способы ее решения. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. Формирование коммуникативных УУД показывает успешность сотрудничества учащихся, умение планировки и согласованного выполнения групповых заданий.

Обладая полученными умениями и знаниями, ребенок продолжит развиваться и обучаться всю жизнь. Именно поэтому формирование УУД необходимо начинать на уроках математики, как одной из основных и фундаментальных дисциплин современного процесса образования, что само по себе и будет являться тем продуктом, на который данный процесс и нацелен.

Список литературы.

  1. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев // Тюмень.- 1997.- 216 с.

  2. Занько, С.Ф. Игра и учение: в 2 ч / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюников, С.М. Тюникова // М.- 1992.

  3. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко // СПб.- 2002.- 368 с.

  4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев // М.- 1991.- 80 с.

  5. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой // М.: Издательский центр «Академия».- 2008.- 256 с. – (Профессионализм педагога).

  6. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская // Библиотека журнала “Директор школы”.– 2000.– Вып. 7.- 176 с.

Просмотров работы: 5489