МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Килина И.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная жизнь в условиях высокотехнологичных изобретений и быстрого темпа в развитии информационно-коммуникационных технологий вносит свои коррективы во все сферы жизни человечества. Система российского образования не стала тому исключением. Быстроменяющиеся условия и возрастающая роль конкуренции во всех аспектах жизни современного человека заставляют нас быть готовыми к постоянному и непрерывному обучению. Если 10 лет назад, в соответствии с образовательными стандартами первого поколения, учащимся достаточно было овладеть определенным минимумом знаний, умений и навыков, то федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) нового поколения ориентированы на то, чтобы научить ребенка учиться. Стандарты второго поколения нацелены на самостоятельную добычу знаний учащимися, успешного их применения на практике, нестандартный, творческий подход к решению тех или иных задач.

Нестабильная экономика, политические сложности, приоритет рыночных отношений способствовали разрушению социальных норм и нравственных устоев в современном обществе. Поэтому на школу ложится большая ответственность – воспитывать в учениках высоконравственную личность, способную сохранить моральную основу общества. Все это возможно и осуществимо путем целенаправленно организованного нравственно-этического воспитания, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.

Рассмотрим основные методы формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников.

Метод убеждения. В педагогике он рассматривается как воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. Данный метод позволяет формировать у младших школьников моральные представления и понятия, на основе которых у детей вырабатываются правильные суждения, определенное отношение к своим поступкам и поступкам других людей, к общественной жизни, овладевают моральными нормами и правилами поведения в семье, в своем коллективе и обществе в целом.

Метод разъяснения позволяет педагогам не только сообщить о тех или иных правилах поведения, но и уточнить значение каждого правила, подчеркнув необходимость обязательного его выполнения. Обычно данный метод используется в ситуациях введения новых правил, требований с целью профилактики их нарушений. В разъяснении также применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть, что впоследствии ведет к формированию у детей уверенности в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.

Метод внушения должен основываться на уважении к личности ребенка и вере в его силы и возможности. Этот метод позволяет вселить в детей уверенность в том, что они могут быть добрее, смелее, лучше и вполне могут справиться со всеми обязанностями и трудностями.

Этическая беседа – это моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. В этических беседах могут быть использованы определенные факты, явления, события общественной жизни, поступки реальных людей или героев художественных произведений, мультфильмов и т.д. Здесь нужно соблюдать определенные требования: идейная направленность содержания этической беседы, тесная связь с жизнью класса, соответствие содержания и методики проведения этической беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

Пример для подражания. Живые примеры знакомых людей могут оказать колоссальное воздействие на детей младшего школьного возраста. Сюда же можно отнести примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кино- или мультипликационных фильмов и т.д., которые характеризуются наглядностью, что очень важно для данной возрастной группы детей, и большой силой эмоционального воздействия, что облегчает усвоение нравственных и этических норм поведения.

Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственно-этического воспитания силой воздействия. Применение данного метода предполагает осознание учащимся последствий своего поступка, что в дальнейшем приводит к правильному выбору линии поведения. Важнейшее требование для педагога – это объективность и справедливость. Поощрение выражается во внимании к ученику, оценке его стараний, результатов работы, поведения и имеет огромное воспитательное воздействие на детей, вызывая чувство радости и удовлетворенности собой. Однако в поощрении следует соблюдать меру: оно не должно стать чем-то обыденным и каждодневным. Иначе воспитательная ценность данного метода значительно снизится. Важно поощрение сочетать с конструктивной критикой, со справедливой требовательностью, чтобы ребенок понимал, что нельзя останавливаться на достигнутом, важно идти вперед и достигать новые вершины, оправдывая ожидания родителей, учителей и сверстников.

В сложном учебно-воспитательном процессе возникают ситуации, когда учитель вынужден применять метод наказания. Данный метод используется в случаях, когда ребенок, отдельная группа или класс в целом не выполнили определенные требования, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, и характер нарушения требует незамедлительного воздействия. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившихся. Учителю важно добиться убежденности ребенка в необходимости исправить свое поведение и вызвать чувство стыда, раскаяния. Следует отметить, что индивидуальный подход в применении метода наказания также обязателен.

Наглядные методы также могут быть применены в процессе формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников. Например, просмотр и дальнейшее обсуждение иллюстративного материала или мультипликационных фильмов. Так, например, содержательный, лаконичный и весёлый мультфильм по одноименному произведению знаменитого детского писателя Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса» покажет, как люди любят примерять чужую маску на себя, как человек может быть разбалован довольствием, как мало бедному человеку нужно для счастья и научит ребенка правильному поведению не только в обществе, но и наедине с собой.

Методы формирования опыта нравственно-этического поведения ориентированы на закрепление устойчивого положительного поведения в любых изменяющихся условиях. Здесь используются различные формы работы. Например, игры-упражнения, игры-инсценировки, дидактические игры, показ действий и способов общения, использование проблемных ситуаций, различные экскурсии, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, творческие проекты, художественные выставки, участие в благотворительных акциях, тематические утренники, праздники и традиции в классном коллективе, тематика которых весьма разнообразна и т.д.

Таким образом, школа, как важнейший социальный институт воспитания, имеет весьма высокий потенциал для формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников в процессе организации учебно-воспитательного процесса. Школа обладает широкими возможностями для создания таких условий, где ребенок постигнет важность гуманистических основ современного общества и научится нести ответственность за сохранение моральных ценностей.

Просмотров работы: 3313