Нестабильная экономика, политические сложности, приоритет рыночных отношений способствовали разрушению социальных норм и нравственных устоев в современном обществе. Поэтому на школу ложится большая ответственность – воспитывать в учениках высоконравственную личность, способную сохранить моральную основу общества. Все это возможно и осуществимо путем целенаправленно организованного нравственно-этического воспитания, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
Рассмотрим основные методы формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников.
Метод убеждения. В педагогике он рассматривается как воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. Данный метод позволяет формировать у младших школьников моральные представления и понятия, на основе которых у детей вырабатываются правильные суждения, определенное отношение к своим поступкам и поступкам других людей, к общественной жизни, овладевают моральными нормами и правилами поведения в семье, в своем коллективе и обществе в целом.
Метод разъяснения позволяет педагогам не только сообщить о тех или иных правилах поведения, но и уточнить значение каждого правила, подчеркнув необходимость обязательного его выполнения. Обычно данный метод используется в ситуациях введения новых правил, требований с целью профилактики их нарушений. В разъяснении также применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть, что впоследствии ведет к формированию у детей уверенности в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.
Метод внушения должен основываться на уважении к личности ребенка и вере в его силы и возможности. Этот метод позволяет вселить в детей уверенность в том, что они могут быть добрее, смелее, лучше и вполне могут справиться со всеми обязанностями и трудностями.
Этическая беседа – это моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. В этических беседах могут быть использованы определенные факты, явления, события общественной жизни, поступки реальных людей или героев художественных произведений, мультфильмов и т.д. Здесь нужно соблюдать определенные требования: идейная направленность содержания этической беседы, тесная связь с жизнью класса, соответствие содержания и методики проведения этической беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.
Пример для подражания. Живые примеры знакомых людей могут оказать колоссальное воздействие на детей младшего школьного возраста. Сюда же можно отнести примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кино- или мультипликационных фильмов и т.д., которые характеризуются наглядностью, что очень важно для данной возрастной группы детей, и большой силой эмоционального воздействия, что облегчает усвоение нравственных и этических норм поведения.
Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственно-этического воспитания силой воздействия. Применение данного метода предполагает осознание учащимся последствий своего поступка, что в дальнейшем приводит к правильному выбору линии поведения. Важнейшее требование для педагога – это объективность и справедливость. Поощрение выражается во внимании к ученику, оценке его стараний, результатов работы, поведения и имеет огромное воспитательное воздействие на детей, вызывая чувство радости и удовлетворенности собой. Однако в поощрении следует соблюдать меру: оно не должно стать чем-то обыденным и каждодневным. Иначе воспитательная ценность данного метода значительно снизится. Важно поощрение сочетать с конструктивной критикой, со справедливой требовательностью, чтобы ребенок понимал, что нельзя останавливаться на достигнутом, важно идти вперед и достигать новые вершины, оправдывая ожидания родителей, учителей и сверстников.
В сложном учебно-воспитательном процессе возникают ситуации, когда учитель вынужден применять метод наказания. Данный метод используется в случаях, когда ребенок, отдельная группа или класс в целом не выполнили определенные требования, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, и характер нарушения требует незамедлительного воздействия. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившихся. Учителю важно добиться убежденности ребенка в необходимости исправить свое поведение и вызвать чувство стыда, раскаяния. Следует отметить, что индивидуальный подход в применении метода наказания также обязателен.
Наглядные методы также могут быть применены в процессе формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников. Например, просмотр и дальнейшее обсуждение иллюстративного материала или мультипликационных фильмов. Так, например, содержательный, лаконичный и весёлый мультфильм по одноименному произведению знаменитого детского писателя Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса» покажет, как люди любят примерять чужую маску на себя, как человек может быть разбалован довольствием, как мало бедному человеку нужно для счастья и научит ребенка правильному поведению не только в обществе, но и наедине с собой.
Методы формирования опыта нравственно-этического поведения ориентированы на закрепление устойчивого положительного поведения в любых изменяющихся условиях. Здесь используются различные формы работы. Например, игры-упражнения, игры-инсценировки, дидактические игры, показ действий и способов общения, использование проблемных ситуаций, различные экскурсии, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, творческие проекты, художественные выставки, участие в благотворительных акциях, тематические утренники, праздники и традиции в классном коллективе, тематика которых весьма разнообразна и т.д.
Таким образом, школа, как важнейший социальный институт воспитания, имеет весьма высокий потенциал для формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников в процессе организации учебно-воспитательного процесса. Школа обладает широкими возможностями для создания таких условий, где ребенок постигнет важность гуманистических основ современного общества и научится нести ответственность за сохранение моральных ценностей.