ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики»

А. Маслоу

В приоритетном национальном проекте «Образование и концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» закреплено, что в основу развития системы образования, должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, что требует наличия творческого потенциала у школьников.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направлено на обеспечение разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера [5].

Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития креативности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех/неуспех взрослого человека.

Креативность – это творческий потенциал человека в разных областях деятельности, являющийся результатом индивидуального сочетания когнитивных, конативных, эмоциональных и средовых факторов[3].

Уже в младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для присвоения креативных образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности, как важного источника личностного роста и саморазвития. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к обозначенным проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества остается актуальнымпо причине малоизученности, неоднозначности или противоречивости представленных данных. Среди них – категория «креативность» в понятийном поле творчества, контекст «развитие креативности» в целом, а также «развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе», в частности [2].

Специфика сельского социума определяет проблемы и некоторые преимущества организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе. К таким преимуществам можно отнести: возможность индивидуализации образовательного процесса, проектирование индивидуального образовательного маршрута; тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса; непосредственная близость детей к живой природе, тесное взаимодействие с окружающим миром, возможность интеграции средств учебной и внеурочной деятельности.

В то же время существуют проблемы сельских детей в сравнении с городскими: проблема в организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей; обеднённость социальных контактов школьников; ограниченный доступ учащихся к некоторым информационным источникам; сложность посещения культурных и образовательных центров региона, а также низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, конформизм, низкий уровень мотивации учения, самостоятельности в принятии решений, трудности в общении с новыми людьми и затруднения при адаптации в новых условиях [1].

Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и обусловлены спецификой педагогической деятельности сельского учителя. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года провозглашает одной из задач государства качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности [6].

Однако, отсутствие благоприятных условий для развития творческих возможностей, по сравнению с городом, создает препятствия для решения этой государственной задачи. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. Ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: небольшой фонд библиотек, мало кружков, секций, сельским жителям сложнее посещать театры, музеи, выставки.

В сельских условиях повышается роль школы в социуме. При этом работа учителя начальных классов часто происходит в разновозрастном и малочисленном коллективе школьников. Отсутствие культурных центров в населенных пунктах обусловливает необходимость выполнения учителем ряда дополнительных функций, связанных с организацией досуга детей во внеурочное время. В этой связи учителю начальных классов важно иметь специальные умения и навыки, которые позволили бы ему вести какое-либо объединение по интересам. Благоприятными условиями для развития креативности младших школьников в условиях села являются идея сотрудничества участников педагогического процесса и возможность сочетания народного творчества. Эффективность этого процесса зависит от определенных педагогических условий, к которым можно отнести:

  • владение учителем методикой диагностирования образной и вербальной креативности, творческого мышления, интересов и склонностей учащихся;

  • учет индивидуальных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, включающих в себя развитие познавательных процессов;

  • формирование готовности к креативной деятельности на различных ступенях школьного обучения и внешкольной, кружковой деятельности учеников;

  • вовлечение учащихся во внеклассную кружковую деятельность с учетом их интересов, склонностей и специфики сельских условий [4].

Другими словами, образовательная среда школы должна быть тем пространством, где раскрываются и развиваются природные задатки ребенка, для этого она должна быть максимально вариативна по своему содержанию. В такой среде школьник должен иметь возможности для самореализации в разных учебных ситуациях, где могут проявлять себя его природные задатки.

По нашему мнению, учитывая возможности сельской школы, необходимо создать оптимальные условия для комплексного развития креативности младших школьников, к ним отнесем следующие положения:

  1. Развитие образной креативности (поделки из природного материала аппликации, рисование, бисероплетение);

  2. Развитие вербальной креативности (театрализованные представления, создание и обыгрывание сказок);

  3. Развитие креативного мышления (упражнения, предполагающие активизацию дивергентного мышления).

Важное место в образовательном процессе занимают уроки творчества, к которым можно отнести: знакомство с местным фольклором (песни, стихи, пословицы и поговорки, обычаи, традиции, праздники) и участие в фольклорных праздниках; посещение творческих мастерских местных мастеров – умельцев; знакомство с самобытностью и национальным колоритом многочисленных народностей Поволжья; экологические экскурсии («Радищево - лазоревый край», «родники - слёзы природы»).

Уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками, но и закладывают основы личности.

Таким образом, творчество, как особая форма активности, оказывается важнейшей предпосылкой недопущения человеком адаптационных нарушений, или, другими словами, творчество является профилактикой как деструкции личности, так и различных форм дезадаптации. Не каждый человек является гением или обладает завидным талантом, но каждый способен творить, создавать новое — в самом себе, в других людях, в окружающем его мире.

Библиография:

  1. Байбородова, JI.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе учеб. пособие /Л.В.Байбородова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2004. - 357 с.

  2. Бибикова Н.В. Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте / Н.В. Бибикова // Модернизация содержания начального образования: всерос. науч.-практ. конф. / Н.В. Бибикова. - Ульяновск: УлГПУ, 2003. - с. 17 - 18.

  3. Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов М., ВЛАДОС 1995. - 496 с.

  4. Романова, Е. Н. Особенности развития креативности сельских младших школьников / Е. Н. Романова, В. П. Ковалев // Совершенствование условий деятельности педагога : науч.-метод. ст.– Чебоксары : Чув. ГПУ, 2010. –36 с.

  5. Интернет ресурс: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm

  6. Интернет ресурс: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

Просмотров работы: 2019