ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И ФРУСТРАЦИИ В ОБЩЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И ФРУСТРАЦИИ В ОБЩЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Часто говорят, что мы живем во времена агрессии и насилия. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Тревожная статистика случаев избиения и жестокого обращения с детьми доказывает, что насилие в семье стало столь же обычным, как насилие на улицах городов. Многие виды спорта, такие как хоккей, бокс и футбол, содержат в себе элементы насилия, что иногда сопровождается насилием среди болельщиков. Кроме того, насилие все чаще изображается в средствах массовой информации, как в развлекательных, так и информационных программах. В выпусках новостей показывают и обсуждают войны, террористические акты и сенсационные преступления. Агрессивное поведение воспринимается подростками не просто как норма, а как образец для подражания, спорте или в киносюжете, где агрессия необыкновенно привлекательного героя обрушивается на «чужих», «плохих». Но если в плохом кино предельно ясно и понятно, кто свой, кто чужой, то в жизни легко обознаться. Широкие временные и пространственные границы распространения агрессии и серьезность ее последствий диктует необходимость широкомасштабных исследований причин насильственного поведения – как психологических, так и прочих. В основном под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.

В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно Басс, враждебность – более узкое по направлению состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношения, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не имеют. Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления [3, с.23]. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, оскорблениях, телесных повреждениях, в повреждении либо уничтожении имущества. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что и проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствует формировании таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно что, в состоянии фрустрации подросток ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драках, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [2, с.60].

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивности в подростковом возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

  1. Врожденным побуждениям и задаткам;

  2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

  3. Познавательным и эмоциональным процессам;

  4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Итак, ассмотрим наиболее известные теоретические положения.

Было разработано несколько различных теорий агрессии. В некоторых из них, таких как фрейдистская и этологическая теория, утверждается, что источник агрессии находится внутри индивиды: этим источником является либо инстинкт агрессии, либо конкретные физиологические факторы или личностные характеристики. Авторы других теорий уделяют основное внимание тем причинам агрессии, которые находятся во внешней среде. В модели фрустрации-агрессии особое значение придается тому, как человек реагирует на фрустрацию и определенные стимулы, связанные с агрессией. В теории социального научения указываются способы, с помощью которых в нашем обществе люди научаются насилию. Ученые, работающие в рамках этого подхода, исследуют влияние примеров агрессивного поведения и усвоение социальных норм. Агрессия не всегда связана с физическим насилием, иногда жестокое общение бывает более агрессивным и причиняет боли, чем пощечина [2, с.15].

Агрессия любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Рост подростковой агрессивности в общении – отражает одну из важнейших социальных проблем общества, за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В специальной литературе, можно встретить различное толкование этих терминов. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басса), как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма. (Х.Хекхаузен) [2, с.20].

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Некоторые психологи, как, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.(тема социальный мотив агрессии Битянова) Х. Хекхаузен выделяет три основных теоретических подхода к пониманию человеческой агрессивности. Теории влечений (З. Фрейд, К.Лоренц, У. Мак-Дугалл). Агрессия – естественное внутреннее свойство человека. Агрессивная энергия периодически накапливается в человеке и нуждается в выходе. Общая схема приблизительно такова: Агрессивное влечение – запускающий стимул (Лоренц)- агрессивное поведение. Фрейд, полагал, что источником человеческой агрессии – перенесения индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты.

Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки. Лоренц помимо всего прочего, считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными. Тот факт, что, будучи одаренны «бойцовским инстинктом», мы не обладаем средствами его торможения, вызывал у него серьезные опасения.

Хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически. Агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и потому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого «центра агрессии». Одна и у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Поэтому даже самых кротких животных можно привести в ярость, а самых свирепых – укротить. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Давно известно, что животных многих видов иногда разводят из-за их агрессивности. Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. И лабораторные эксперименты, и данные показывают: находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. Алкоголь усиливает агрессивность, снижает уровень вменяемости личности, а также ослабляет способность учитывать последствия совершаемых действий. Алкоголь стирает индивидуальность и растормаживает. Существуют весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии [1, с.107].

Фрустрационные теории агрессии (Н. Миллер, Д. Доллард) Агрессия рассматривается как следствие фрустрации, то есть препятствия, возникающего на пути целенаправленного действия человека или достижения им целевого состояния. Схема такова: Фрустрация – агрессивное влечение – агрессивное поведение. Теория социального научения (Л. Берковиц, А. Бандура). Предвосхищаемые последствия - Мотивация подкрепления – Веер возможных поведенческих реакций. Среди возможных реакций А.Бандуру рассматривает зависимость, избегание, агрессию, конструктивное решение проблемы, самоуспокоение, психосоматические реакции.

Агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец [4, с.16].

Эта теория была предложена Бандурой и представлена в работе в виде таблицы 1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Таблица 1.

Теория социального научения Бандуры.

Агрессия, приобретаемая посредством:

  • Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

  • Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

  • Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

  • Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

  • Побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение)

  • Инструкциями (например, приказы)

  • Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

  • Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

  • Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

  • Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  1. Способов усвоения подобных действий;

  2. Факторов, провоцирующих их появление;

  3. Условий, прикоторых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессиии, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрениетакого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится ивикарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

  1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

  2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

  • Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

  • Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

  • Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Агрессия – лишь один из возможных вариантов поведения. Выбор зависит от многих факторов, но решающий – подкрепление последствий агрессии, то есть разрешение агрессии со стороны окружающих людей и эталонов самого человека. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния – при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда не никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме не сопровождается. Развитие взглядов З.Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии. Существует теория, согласно которой агрессия всегда есть результат действия фрустратов, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути достижению цели, вызывающих состояние растерянности, или фрустрации. Интерес к изучению фрустрации и ее связи с агрессией был вызван опубликованной в 1939г. фрустрационно-агрессивной гипотезой. Эта гипотеза, разработана группой психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опирающаяся на работы З.Фрейда и К.Левина, утверждала, что агрессия всегда следует за фрустрацией, а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существования фрустрации». Далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Агрессия может возникнуть с «позиции силы» и является выражением власти, тогда ни о какой фрустрации речи быть не может.

Леонард Берковиц выдвинул предложение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.

Теория агрессии, базируется на понятиях «инстинкта» и «фрустрации», предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций; эти эмоции естественным образом «выталкивают» агрессию изнутри на поверхность. Социальные психологи считают, что, кроме того, человек научатся «вытаскивать» наружу свою агрессию. На собственном опыте и наблюдая за другими, мы узнаем, что агрессия часть вознаграждается. Подросток, который своими агрессивными действиями с успехом запугивает других детей, становится более агрессивным. То же самое верно и в отношении террористических актов, посредством которых не обладающие влиянием и властью люди завладевают всеобщим вниманием. «Убей одного – устранишь десять тысяч» - уверяет древняя китайская поговорка. Агрессивные хоккеисты - те, которые чаще всего сидят на штрафной скамье из-за грубой игры, - приносят своей команде больше голов, чем неагрессивные игроки. Мы научаемся, агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, за действиями окружающих и отмечаем последствия этих действий. Повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Родители, добиваясь от них послушания с помощью окриков, шлепков и подзатыльников и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим и моральным наказаниям их собственные родителей. Хотя большинство детей, подвергавшихся оскорбительным наказаниям, не становятся в дальнейшем преступниками или оскорбляющими своих детей.

Агрессия проявляется в двух формах: враждебная агрессия, проистекающая от таких эмоций, как злость, и направленная на причинение ущерба, и инструментальная агрессия, понимаемая как средство достижения какой-либо позитивной цели. Существует три основные теории агрессии. Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Кона Лоренца. Согласно это теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Хотя аргументу, которые приводятся в доказательство это теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы.

Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.

Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения. И наш собственный опыт, и наблюдения за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.

Жизнь человека наполнена всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные эмоциональные ответные реакции. Эти реакции, возникают в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации. Преграды на пути к достижению цели могут быть причины различного характера:

  • Нехватка внешний средств или внутренних способностей для достижения цели;

  • Потери и лишения, которые исправить невозможно;

  • Конфликты которые не дают возможности достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты между разными желаниями, чувствами, убеждениями, которые переживает человек и которые не позволяют ему принять решение и достичь цели;

  • Социокультурные, например нормы, запреты, табу и т.д.

Фрустрационные состояния могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждать быть его агрессивно-завистливым, обвинителем всех и каждого (он может не понимать и не осознавать, почему он так реагирует) либо, заставляя человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Возникновение фрустрации определяется не только объективной ситуацией, но и особенностями личности

«Психологическая боль» - это, конечно, то же самое, что мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызывают агрессию. Даже мучительное депрессивное состояние повышает вероятность враждебного агрессивного поведения.

Изменение климатических условий так же могут влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным средовым раздражителем является жара. Дискомфорт, вызванный жарой, напрямую подпитывает агрессивность.

Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительного действия, является особо сильным возбудителем агрессии. Преднамеренное оскорбление или причинение боли порождает ответную атаку, вызванную желанием отомстить.

Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессогенным фактором.

Заметную роль агрессивного поведения играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, в повреждении либо уничтожение имущества.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность подростка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется отношение к себе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж: Модэк; Москва: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

2.Семенюк, Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие / Л.М. Семенюк. – Издание 2-е. – Москва: МПСИ: Флинта, 2003. – 96 с.

3. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: "Академический проект", 2004. – 560с.

4. Столяренко, Л.Д. Основы психология / Л.Д Столяренкро. - Ростов на Дону, издатель­ство "Феникс", 1997– 736 с.

Просмотров работы: 8278