ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек – существо общественное. С момента своего рождения он попадает в сложившуюся систему человеческих отношений и вступает во взаимодействие с окружающими – это объективный процесс, возникающий в силу личной и общественной необходимости. Хочет человек или не хочет, задумывается об этом или нет, но он постоянно осуществляет межличностное взаимодействие, прежде всего, с теми, кто его окружает: с родителями, педагогами, друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми. Это межличностное взаимодействие, происходящее в виде обмена словами, улыбками, гримасами, действиями, представляет собой реально функционирующую связь, взаимную зависимость между субъектами.

В структуре это взаимодействие, имеющего богатое психологическое содержание, можно выделить три основных составляющих компонента: поведенческий, гностический, аффективный. Поведенческий компонент включает в себя все то, что взаимодействующие люди могут наблюдать друг у друга: мимику, жестикуляцию, действия и поступки, пантомимику и т.п. Гностический компонент связан с активностью личности по приему и переработке информации, по усвоению новых знаний. Аффективный компонент связан с состоянием личности, участвующей во взаимодействии.

Для описания межличностного взаимодействия используются такие понятия как взаимные действия, взаимовлияние, взаимопонимание, взаимоотношения, общение.

Взаимные действия могут осуществляться в форме содействии (оказания помощи), бездействия (неучастия в действиях другого человека), противодействия (осуществления действий, препятствующих интересам и деятельности партнера по взаимодействию). Взаимовлияние предполагает изменение сознания, поведения, чувств и мотивов партнера. Взаимопонимание характеризуется способностью адекватного отражения личности партнера. Взаимоотношения представляют собой совокупность межличностных оценок, на основе которых у партнера возникает готовность к определенному типу действий и переживаний.

Межличностное общение является динамической стороной взаимодействия, характеризующей процесс взаимного обмена информацией, чувствами, побуждениями. В общении формируются все основные характеристики взаимодействия [1]

Общение - это сложный, многоплановый процесс взаимодействия двух или более людей, в ходе которого происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимопонимание и формирование взаимоотношений между партнерами. Общение можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, общение как существенный и неотъемлемый атрибут деятельности, вступая в которую люди вынуждены общаться, чтобы успешно осуществить ее. В этом случае общение также является необходимой формой отношений между людьми в совместной деятельности.

Во-вторых, общение как отражение специфической потребности одной личности в контакте с другой личностью. В процесс общения внутренний мир одного человека раскрывается для другого, индивид приобщается к духовным богатствам, созданным человечеством. Вследствие этого общение выступает средством усвоения индивидом культуры и общественного опыта. В то же время, личность приносит в общение свой собственный опыт, свои духовные ценности и обогащает ими партнеров по общению и общество в целом[1]

Для педагогов необходимо понимание сущности общения как взаимодействия людей для того, чтобы использовать эти знания в работе с детьми разного возраста, при взаимодействии с их родителями и своими коллегами.

Деление общения на виды возможно по различным основаниям: составу участников, продолжительности, степени опосредованности, средствам общения.

В зависимости от состава участников можно говорить о межличностном, личностно-групповом, межгрупповом общении. В первом случае речь идет о взаимодействии отдельных личностей, во втором-личности и группы, в третьем между группами людей [2].

Интересный подход к этому вопросу предлагает А.А.Леонтьев. Автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи.

Групповое предметно-ориентированное общение также наделено на решение социальных задач - организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной трудовой деятельности. Это общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения – проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

Личностно - ориентированное общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть деловое общение партнеров направленное на определенную совместную деятельность. Но, это может быть общение, в центре которого находится не какая – либо деятельность, а личностные проблемы общающихся, выяснение, их психологические взаимоотношения.

Главным средством общения людей является язык, речь. Психологи такое общение называют вербальным, то есть словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов. Язык – это средство трансформации культуры. Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» – говорится в известном стихотворении Рудольфа Шеорнера. Существует также невербальное (бессловесное) общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.

Общение выполняет различные функции, среди которых такие как обмен информацией, организация совместной деятельности, познание людьми друг друга.

Информационная функция общения заключается в передаче через общение определенной информации. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества.

Организация и регуляция совместной деятельности является одной из важнейших функций общения. Корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща». Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям необходимо не просто собраться в одном месте и что-то делать. В любом деле им важно понимать смысл деятельности, свое место и свою роль в ней, а также умело взаимодействовать с другими участниками этой деятельности. Поэтому общение, как и деятельность, является необходимым условием развития, как отдельной личности, так и общества в целом.

Функция познания людьми друг друга также является одной из важнейших в обществе. Каждому человеку далеко не безразлично, с кем ему приходится или предстоит совместно учиться, трудиться, проводить свой досуг, создавать семью. Поскольку самочувствие человека во многом зависит от окружающих его людей, то необходимо хорошо знать этих людей: особенности их характера, темперамента, ценностных ориентаций.

Педагогу важно знать особенности интеллектуального и эмоционального развития своих учеников, систему их отношений к учению, труду, людям, самим себе. Учащимся также далеко не безразлично: кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и как человек. Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга [3].

В общении можно выделить его внешнюю (видимую) и внутреннюю (невидимую) сторону.

Внешняя сторона общения представляет собой систему речевых и неречевых действий человека.

Внутренняя сторона общения – это то, что побуждает человека к взаимодействию с партнером: потребности, мотивы, интересы.

Вступая в общение человек, руководствуется теми или иными мотивами. Такими мотивами могут быть: чувство долга, познавательный интерес, простое любопытство, потребность к самовыражению, стремление соответствовать моде и другие побуждения.

Очевидно, что в работе педагога этот вопрос играет важное значение. Поскольку в любой деятельности ученик может побуждаться не одним, а целой системой мотивов, который в данной ситуации является ведущим.

Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя человечеством.

Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и другие) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект – объект» к системе «субъект – субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» - совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность – одна из них.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющие определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися [2]

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и воспитанника с целью обмена информацией и оказания воспитательного влияние на воспитуемого. Это целенаправленный процесс, организуемый педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития своих подопечных [3]

Один из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных – высших – стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов и педагогов – А.А. Бодалева, В.А. Кан – Калика, В.А. Краковского, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрикова, А.А. Реана и др.

В структуре педагогического общения можно выделить ряд условных этапов. В.А.Кан – Калик выделяет четыре этапа.

Первый этап – прогностический.

На этом этапе осуществляется моделирование педагогом предстоящего общения с воспитанниками. Поэтому здесь важно знание педагогом своих воспитанников, умение представить возможные ситуации общения с ними, вероятные трудности и способы их преодоления.

Второй этап – коммуникативная атака.

На этом этапе происходит непосредственный контакт педагога с детьми, осуществляется своеобразная самопрезентация учителя – воспитателя. От педагога здесь зависит, в каком виде он предстанет перед воспитанниками: интересного собеседника, строгого и требовательного учителя, рассеянного и забывчивого человека.

Третий этап – управление общением в ходе педагогического процесса. Это самый сложный в плане исполнения этап, поскольку здесь педагогу приходиться анализировать особенности взаимодействия с воспитанниками, их успехи к затруднениям в организуемой им деятельности, вносит коррективы в свои и их действия.

Четвертый этап – анализ осуществленного общения. Суть этого этапа заключается в том, чтобы понять: почему общение с воспитанниками протекало в том или ином ключе, достигло ли оно планируемых результатов, и что необходимо изменить в новом предстоящем с воспитанниками общении? Зарубежные исследования, посвященные анализу структуры вербального взаимодействия преподавателя с учащимися, показывают, что приблизительно 2/3 вербального взаимодействия на занятии приходится на речь преподавателя (Э. Стоунс). Таким образом, преподаватель говорит на занятии в два раза больше, чем его учащиеся. Эта тенденция подтверждается также и данными отечественных исследований (П.У. Крейтсберг, А. Реан ). По сложившейся традиции вербальная активность преподавателя должна занимать большую часть времени занятия в противном случае поведение преподавателя рассматривается как уклонение от своих обязанностей. Конечно, такие воззрения вряд ли справедливы с педагогической точки зрения: известно, что эффективность обучения связана именно уровнем собственной активности у учащихся на занятии и, в более широком смысле, когда ориентация на информационно – перцептивное обучение является доминирующей, когда ставка делается лишь на активность педагога, необходимо изменение самой концепции преподавания [2]

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я – концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своем потенциале. Если относится к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному, и дать ему это понять, то это, значит, создать предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующего предсказания, но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относится к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся. Очень трудно решать эту задачу, не зная действительных ценностных ориентаций коллектива в целом и конкретных личностей в нем. По данным исследований, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и взаимные симпатии учащихся, - отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также ряд качеств, связанный с волевой сферой личности [3].

Эти результаты, конечно. Отражают положительные моменты в межличностных отношениях и ценностях учащихся. Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся. Повышать уровень межличностных отношений в группе можно, используя в качестве опор те представления о системе положительных качеств личности, которые уже сложились в коллективе. Педагогу следует замечать и поощрять проявление этих качеств в межличностных отношениях учащихся между собой, акцентировать на них внимание, рассматривать их как ценность в процессе собственного педагогического общения, не забывать о месте, которое занимают указанные качества в воспитании другого человека как личность.

Таким образом, педагогическое общение – это сложный многофакторный феномен, который можно описать с помощью различных параметров, характеризующих взаимодействие людей. Знание педагогом этих параметров, понимание особенностей их функционирования и взаимодействия позволит сделать процесс взаимодействия с воспитанниками осознанным, управляемым и прогнозируемым.

Литература

  1. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические тру-ды. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

  2. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. – М.: Владос, 2007.

  3. Волков Б.А. Психология педагогического общения. М.: Юрайт , 2014 г.

Просмотров работы: 8176