ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебно-познавательная деятельность для ребенка на протяжении всей его учебы это основной вид деятельности по времени, значимости, систематичности. Она является источником воспитательного воздействия, которое происходит через содержание учебного материала, и организацию этой деятельности. Развитие у учащихся познавательной активности - требование, определяющее направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс в современной школе. Особую актуальность приобретает проблема активизации познавательной деятельности школьников посредством игры.

Познавательная деятельность школьника, осуществляемая им в процессе учения, считается основным видом деятельности. В словаре дается следующая трактовка понятию познавательная деятельность: «Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [1].

В процессе познавательной деятельности у каждого ученика появляются определённые субъективные переживания, влияющие на характер познавательной активности. Эти психологические переживания принято называть внутренними факторами развития личности. Положительная внутренняя настроенность школьника к учению обуславливает его познавательную активность. Если же такой настроенности нет, ученик, как правило, проявляет равнодушие и умственную пассивность. На познавательную активность школьников воздействуют: отношения, которые принимают форму потребностей, интересов, мотивов и определенных установок деятельности (поведения). Каждая из названных форм отношений выступает как определённая ступень внутренней стимуляции к деятельности.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме игры, интенсивно ведется разработка теории игрового обучения.

Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Известные педагоги называют игру «первой школой мысли для ребёнка» и полагают, что «каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе». Действительно, именно через игру ребёнок впервые приобщается к миру взрослых. В игре ребёнок проявляет себя, свои склонности и таланты, свой характер и отношение к миру. Игры для начальной школы должны обязательно учитывать особенности психологии ребёнка.

Развивающие игры для детей собирают в единое целое уже знакомый дух игры и новую ситуацию целенаправленного обучения. Так, игры для младших школьников могут помогать детям:

-развивать интеллектуальные способности;

-получать удовольствие от познавательной деятельности;

- осваивать социальные навыки;

- обнаруживать склонности к творчеству, развивать таланты.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды таких игр:

- литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Цель таких игр - формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных способностей, освоение навыков коллективной деятельности.

- игры на комбинирование: это такие игры, как игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

- игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность действий какой - либо цели.

- игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы.

Своеобразие дидактических игр заключается в том, что она одновременно является формой обучения, в которой содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.

В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.

В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

- обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;

- организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре;

- дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Таким образом, игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом заключается их развивающая роль.

Литература:

  1. [Электронный ресурс]- Режим доступа- http://vocabulary.ru/dictionary

  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. - 384с.

Просмотров работы: 1962