ДЕТИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕТИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Одной из причин такого положения является существенное снижение воспитательной роли семьи и школы. Большое количество школьников необоснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения.

По данным единовременного учета, проведенного в 2011 г., 59,8% от общего числа не обучающихся детей не посещали школу по неуважительным причинам, при этом 6% из них не имели начального общего образования, 27,4% - основного общего. В приводимых разными источниками статистики данных от 2,5 до 3 млн. детей России сегодня нигде не учатся и не работают. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от "трудных" детей.

Значительное увеличение "социального" сиротства, детей улицы, детей с асоциальным поведением в России связано с ухудшением условий жизни в семье, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей.

В условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической и психологической незащищенности. Неблагополучие, бедность семей, некомфортная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями:

- общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми;

- нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения;

- преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми;

- широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей;

- завышенными требованиям родителей по отношению к детям.

Анализ психолого-педагогических причин семейной дезадаптации позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. По всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат, ответственность родителей за судьбу ребенка.

Родительская ответственность - особое нравственно-психологческое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Оно включает эмоциональную и рациональную стороны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то рациональная сторона - следствие осознания общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье. Чем яснее и глубже представляют родители, что именно и для чего они делают и каковы возможные последствия этого, тем свободнее их действия, тем выше уровень их ответственности, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.

Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей - комплексная проблема. Как социальная, она предполагает оценку реализации взрослыми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей общественного развития. Как психологическая, она характеризует: мотивы воспитательной деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли семьи и важности воспитания детей; эмоциональную вовлеченность в процесс общения с ними; способы продуктивного взаимодействия. Как педагогическая, включает определение содержания и методов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное воспитание осуществляется методом проб и ошибок.

Если раньше опыт воспитания передавался от поколения к поколению непосредственно в общении, то сегодня образ жизни поколений имеет столь существенные различия, что опыт одного мало приемлем для жизни другого. Отсюда возрастающая роль приобщения взрослых к современным знаниям о воспитании детей, позволяющим пересмотреть привычные представления о методах воспитания, почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы, создать особые взаимоотношения между родителями и детьми. Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспитание и обучение детей тесно связана с более общими проблемами - семейным воспитанием в целом и воспитанием воспитателей, т.е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых должно осуществляться не только (и не столько) путем правового регулирования, сколько длительной кропотливой работой по развитию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Разумеется, воспитание родителей само по себе не создает дополнительных материальных возможностей, но помогает родителям направить имеющиеся ресурсы на то, что в наибольшей степени будет содействовать благополучию семьи и полноценному развитию ребенка.

Ослабление контроля влияния школы является также важнейшим фактором распространения беспризорности и безнадзорности. 30% детей школьного возраста не ходят в школу. Специалисты считают, что 3 - 4 месяца жизни в беспризорном режиме - это порог десоциализации. Чем больше срок беспризорности детей, тем они опаснее. У них нет ни профессии, ни образования, но есть основной путь - в криминальные группировки. По данным криминологов, через эти группировки прошли до 60% подростков. Практически все подростки, совершившие умышленные преступления, были и остаются членами неформальных криминальных и полукриминальных сообществ. Большинство бездомных детей - городские жители (80%), в основном, это дети из неблагополучных семей. Причины их отчуждения от семьи - жестокое обращение; нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве; ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.

Образ жизни беспризорных подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже в возрасте 12 лет и старше не умеют читать. Для безнадзорных детей характерны грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать.

У большинства беспризорников наблюдаются психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое перенапряжение приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства. Среди бродяг, доставляемых в приюты и социально-реабилитационные учреждения, у 12 - 14% девочек-подростков выявляются гинекологические заболевания, у 70% детей - нарушения психики, 15% имеют опыт употребления наркотических и психотропных средств. Безнадзорность, бродяжничество - одна из самых очевидных причин роста правонарушений, наркомании среди детей. По официальным данным, 424,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел. В их составе - значительное число детей, оставшихся без попечения родителей. Характерна тенденция автономизации детской преступности, усиления ее организованности, укрепления связей с другими группами преступного мира.

Реальная эффективность проводимой в стране политики в области профилактики детской безнадзорности остается крайне низкой. В условиях усложнившейся ситуации актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики социального сиротства, детской безнадзорности, создания системы социально-педагогической реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Социальная политика должна обеспечивать права семьи и детей на защиту и помощь государства, содействовать развитию и укреплению семьи как гуманитарного и социального института.

Для сохранения естественных семейных условий жизни и развития детей, снижения социального сиротства необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на: усиление родительской ответственности за создание благоприятных условий для развития и воспитания детей в семье; финансовую и материальную поддержку социально-неблагополучной семьи; создание государственной системы психолого-педагогических служб сопровождения социально-неблагополучных семей; формирование общественного признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания.

Литература:

1. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2007. – 432с.

2. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 480с.

3. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: "Академический проект", 2004. – 560с.

Просмотров работы: 1676