ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оборот розничной торговли уверенно растет год от года. Эта отрасль остается одной из самых высококонкурентных на российском рынке, что сдерживает появление новых игроков и способствует его консолидации. В таких условиях ИТ – один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности торговых предприятий, средство для сокращения издержек, повышения эффективности и привлечения новых клиентов [5].

Согласно данным экспертов компании INFOLine, рост торговых площадей ритейлеров составил порядка 270 тыс. кв. м (210 тыс. кв. м — данные I квартала 2012 г.)[4].

Совокупная выручка 100 крупнейших ритейлеров России по версии рейтинга «InfoLine Retail Russia TOP-100» в 2011 году составила 3,2 трлн. рублей, то по итогам 2012 года 3 трлн. рублей пришлось на ТОП-30 игроков рынка, а в целом по ТОП-100 совокупная выручка приблизилась к 4 трлн. руб. Об этом сообщили авторы ежегодного рейтинга в агентстве InfoLine(Таблица 1) [9].

Таблица 1

Рейтинг InfoLine Retail Russia ТОП-100 2013

Место

Группа компаний

Бренд

Сегмент

Основные форматы

Выручка 2012, млрд руб., без НДС

Изменение места в 2012

1

X5 Retail Group

Карусель, Пятерочка, Перекресток

FMCG

Супермаркет, гипермаркет, магазин

490,0

2

Магнит, ОАО

Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-косметик

FMCG

Магазин, гипермаркет

448,5

3

Auchan Groupe

Ашан, Ашан-Сити, Радуга, Ашан-сад

FMCG

Гипермаркет

255,0

4

Metro Group

METRO, METRO Punct

FMCG

Супермаркет, гипермаркет

164,6

5

ГК ДИКСИ

Мегамарт, Минимарт, Дикси, Виктория, Квартал, Дешево, Кэш

FMCG

Супермаркет, гипермаркет, магазин

145,7

↑1

6

Компания "М Видео", ОАО

М.Видео

бытовая техникаи электроника

Гипермаркет

133,6

↓1

7

ГК О'КЕЙ

О'КЕЙ, О'КЕЙ-Экспресс

FMCG

Гипермаркет, супермаркет

117,3

8

Лента, ООО

Лента

FMCG

Гипермаркет

109,9

9

Эльдорадо, ООО

Эльдорадо

бытовая техникаи электроника

Гипермаркет, супермаркет, магазин

95,3

10

Евросеть, ООО

Евросеть, Билайн

мобильные телефоны

Магазин

93,5

Источник: INFOLine

Рассмотрим, какие решения необходимы торговым организациям дляконкурентоспособности, для привлечения клиентов. К этим решениям можно отнести: возможность совершать онлайн-продажи, использование программ лояльности и внедрение новых технических решений.Далее все это рассмотрим более подробно.

Для российских покупателей, как и для зарубежных, наиболее существенными факторами при выборе розничного предприятия являются цена, качество и ассортимент товара. 87% российских респондентов отмечают качество обслуживания как один из важнейших факторов при выборе торгового предприятия. Очевидно, что в современных условиях одним из ключевых способов обеспечения этого качества является использование различных технологических решений.

В настоящее время российские покупатели, в основном, совершают покупки в обычных магазинах. Тем не менее, 76% россиян готовы активно пользоваться возможностями онлайн-торговли [10].

Онлайн-продажи зачастую показывают ежегодный рост, в три-четыре раза превышающий рост продаж через традиционный канал. В качестве одного из сильных факторов, способствующих этому, является активное распространение широкополосного доступа в Интернет, а также повышение доступности и скорости мобильной связи даже в удаленных точках страны [2]. ИТ-решения становятся все более серьезной статьей расходов для розничной торговли [4].

Формат современного ритейлера, которому соответствует “Юлмарт”1, предполагает, уход от наличного денежного оборота в сторону безналичного на базе пластиковых карт [3].

В 37 торговых организациях в Махачкале, из 76 опрощенных, можно расплатиться банковской картой. Среди них: Броницкий (ул.Ирчи Казака 41А; ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 1), Pandora (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 1), Swiss watches (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 1), Incanto (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 2; ул М.Ярагского, 59а, ТД Кристалл), Colin'S (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 2; ул. Ярагского 34а), Визаж (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 2; ул. Ярагского 92), Календарь подарков (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 3), Независимый стиль (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 3), Магазин игрушков (ул. Коркмасова 14, ЦУМ эт. 3), бутик мужской одежды и обуви Paul & shark (университ. площадь), бутик модной одежды Verdy (ул. Ярагского 92), Boutique Trevi (ул. Советская12), Ledy fun (ул. Толстого 12, ТЦ Москва), Terranova (ул. Толстого 9, ТЦ Арбат), Медиа Арбат (ул. Толстого 9, ТЦ Арбат), Yves rosher (ул. Коркмасова 14), Чемпион sport (угол ул. Коркмасова и Абубакарова), Аптека Мфс (ул.Советская41), ювелирный магазин "ЯКУТ-АЛМАЗ-ЗОЛОТО" (угол ул. Коркмасова и Дахадаева), Москва сити (ул.Ярагскаго 77, ул.Дахадаева 25а), магазин спортивной одежды «Спортмаркет» (ул. Дахадаева 21), магазин продукции Apple «IMix» (ул. Дахадаева 23), бутик для мужчин Rim (ул. Дахадаева 21а), Планета детства (ул. Ярагского 12), Магазин Zilli (ул.Ярагского90), бутик Allure (ул. Ярагского 71), Roberto botichelli (ул. Ярагского 83а), Спорт лидер (пр-т Гамидова 79), Мвидео (пр-т Гамидова 61), Фирма АС (пр-т Ленина 34),супермаркет «Зеленое яблоко»,супермаркет 7 Континент (ул. Ярагского 30), супермаркет Патимат (ул. Ирчи казака 7), супермаркет Пятерочка (ул. Магомеда Гаджиева 198, Коркмасова 14, ул. Юсупа Акаева 2а, пр-т Петра I, 49к, пр-т Имама Шамиля, 43а), торговый центр Телли (ул. Гагарина 70б), Торговый центр "Европейский" (ул.Танкаева 16)

Магазины хотят стать предельно доступными для покупателей: работа в формате “24x7x365”, выдача карт лояльности, реализация мотивационных программ, организация горячей линии для покупателей, автоматизированной парковки, создание зон развлечений для детей, прием платежей в местах оплаты товаров и даже открытие собственных банков с целью предоставления товаров в кредит [4]. Современного клиента не удивить обыкновенными скидками, ему интересно все многообразие инструментов программы лояльности: система бонусов с автоматическим начислением баллов, оплата покупок баллами, частичная оплата баллами и деньгами одновременно, накопительные скидки, подарочные карты и многое другое. Без развитых ИТ-систем решать эти задачи “попросту невозможно” [2].

Примером реализации инновационной технологии на практике является проект внедрения системы самосканирования в гипермаркете “Семья” (г. Пермь), стартовавший в декабре прошлого года, а в настоящее время уже находящийся в стадии промышленной эксплуатации. На входе в магазин покупатель предъявляет карту лояльности и получает так называемый “персональный цифровой помощник” — устройство, внешне напоминающее считыватель штрихкодов, которым пользуются кассиры. Но сходство не только внешнее: и по сути задачи цифрового помощника те же — покупатель самостоятельно сканирует набираемые в корзину товары. После того как все покупки собраны, формируется финишный штрихкод всей набранной потребителем корзины. На основании данного штрихкода покупатель и производит оплату на специальной автоматизированной кассе (“автокассе”), минуя очереди в обычных кассах [3].

Данная технология позволяет магазину аккумулировать информацию о покупательских предпочтениях наиболее лояльных к сети клиентов, повышает пропускную способность торгового зала, дает возможность реализовать интерактивное общение с клиентом [3].

Эффективная работа торгового зала современного магазина в числе прочего предполагает наличие кассысамообслуживания [4].

На Западе кассы самообслуживания уже широко распространены. Более 100 тыс. касс уже работает в рознице, еженедельный оборот покупателей около 125 млн. человек, причем особенно востребованы кассы самообслуживания в небольших магазинах (порядка 70% посетителей предпочитают автокассы в маленьких магазинах, в крупных — около 40%) [3].В России первые магазины с автоматическими кассами самообслуживания появились в 2009 году.

Что касается самостоятельной оплаты товара, то процесс может быть усовершенствован с помощью технологии NFC и RFID-меток, для считывания которых не требуется прямая видимость. Таким образом, реальной становится модель магазина без кассира: покупатель провозит корзину товаров с магнитными метками через рамку, автоматически считывающую общую стоимость всех покупок в корзине, и затем расплачивается кредитной картой в специальном терминале[2].

RFID пока слишком дорога, известно давно, а в последнее время появились серьезные сомнения и в отношении полезности использования NFC — уже появились программные приложения, позволяющие перехватывать персональные данные в момент совершения оплаты при помощи мобильного.

Ближайшем будущем процесс оплат в магазине будет полностью автоматизирован благодаря технологии NFC и наличию на товарах RFID-меток, покупатель сможет расплачиваться не только наличными или по банковской карте, но и при помощи мобильного телефона. Кроме того, в магазине будущего появятся интерактивные витрины, управляемые жестами или голосом, — они помогут покупателю получить информацию о товаре, о его составе и свойствах, о вариантах использования и сделать выбор. Полезным помощником станет мобильный телефон и в плане ориентации в торговом зале — благодаря специальному приложению, загружаемому с сайта торговой сети [2].

Компании Acer, Sony, LG, HTC уже внедрили в свои устройства чипы NFC, а Apple планирует это сделать. В России данная технология наибольшей популярностью пользуется в транспортных компаниях. Например, в Санкт-Петербурге с помощью сотового телефона, подключенного к одному из операторов, можно оплачивать проезд в городском транспорте [4].

Кроме того, в будущем нас ждут виртуальные магазины, покупки в которых можно будет совершать по пути домой, не заходя в магазин. Например, если виртуальная витрина размещена на станции метро, то достаточно с помощью программы на телефоне считать QR-код товара, и покупка к моменту прихода домой будет ждать у дверей [2]. Эти коды сейчас находятся на «низком старте». По данным J’son&Partners Consulting, в настоящее время QR-коды в том или ином виде используют 6 из 20 исследованных компанией розничных сетей, расположенных на территории России. В частности в магазинах IKEA покупатели, используя QR-коды, могут перейти на мобильный промо-сайт и узнать подробности о проходящих в конкретном гипермаркете акциях [1].

Наиболее неожиданным и эффективным оказалось использование QR-кодов подразделением розничной сети Tesco в Корее. На станциях метро были вывешены плакаты с изображением товара и отдельными QR кодами на каждый товар для заказа. Пока покупатель ждет поезда, он может с мобильного телефона заказать товары из представленного ассортимента с доставкой.

Любой российской торговой сети ничего не мешает повторить этот опыт в Москве, Петербурге или других крупных городах. Надо только договориться с метро и организовать эффективную службу доставки продуктов. Количество пользователей современных мобильных телефонов уже достаточно, для того чтобы такая система стала бы эффективной при разумных бизнес-затратах [1].

Наиболее популярным является использование QR-кодов как мобильных купонов. Этот вариант очень интересует торговлю и активно развивается на Западе. Идея состоит в том, что права на скидку покупатель получает скопировав QR код на свой телефон. Затем он предъявляет QR код в магазине, кафе или ресторане прямо в виде изображения на экране. Сотрудник предприятия своим устройством (часто тоже мобильным телефоном) сканирует этот код, и покупатель получает скидку[1].

Особенно остро встает вопрос конечной доставки товара. В СШАбольшая часть доставок товаров клиентам выполняется почтовыми компаниями, которые предоставляют высокий уровень сервиса по скорости доставки, стоимости услуг, качеству, гарантиям надежности и сохранности. Почтовые службы в России, к сожалению, не способны предложить ритейлеру такой высокий уровень обслуживания, поэтому российский ритейлер остается перед нелегким выбором между созданием собственной службы конечной доставки, что сложно и затратно, и передачей данной функции на аутсорсинг [2].

В числе популярного оборудования для торгового зала являются весы самообслуживания, оснащаемые сенсорными мониторами, при помощи которых покупатель может легко выбрать товар, без ограничений по программированию количества наименований товара. При этом на некоторых моделях таких весов поддерживается технология электронной очереди — на случай, если покупатель набирает несколько товаров в прилавочном отделе [4].

Еще одна перспективная технология — электронные ценники. Распространенные на Западе и активно продвигаемые сейчас на российском рынке некоторыми ИТ-компаниями, электронные ценники особенно выгодны в тех случаях, когда магазину приходится изменять цены в течение дня или когда в торговом зале представлен широкий ассортимент товаров, срок которых истекает и необходима срочная реализация по сниженным ценам. Кроме того, снижается действие такого фактора, как раздражение покупателей из-за неактуальных цен, уменьшаются затраты на ручной труд при обновлении бумажных ценников. Вместе с тем, несмотря на очевидную, казалось бы, полезность электронных ценников для крупного бизнеса, пока имеются единичные проекты. Ритейл не готов еще и на дополнительную статью расходов [3].

Также надо обратить внимание на специфические возможности интеллектуального видеонаблюдения. Видеокамеры в торговом зале способны не только обеспечить защиту товаров от краж и имущества от вандализма, персонала от противоправных действий и необоснованных претензий покупателей, но и помогают повысить эффективность продаж путем анализа потоков и поведения посетителей [4].

Этому среди прочего способствует появление нового класса аналитического ПО — так называемой видеоаналитики, способной анализировать “картинку” по целому ряду параметров, хранить и обрабатывать большие массивы видеоинформации. При интеграции видеосистемы с кассовым аппаратом можно значительно снизить “несанкционированные действия на кассе” в режиме реального времени. Также она позволяет выявлять на территории торгового зала наиболее посещаемые места, оценивать наполняемость полок, посещаемость магазина в различное время суток и даже анализировать покупателей по различным параметрам [2].

В последнее время очень часто говорят про роботехнику, поэтому невозможно их не отметить в данной статье. Скоро робот станет незаменимым спутником во время шопинга: будет выбирать товары, рекомендовать новинки, формировать кассовый чек и аккуратно упаковывать покупки. Япония уже может похвастаться роботами, помогающими пожилым людям совершать покупки в супермаркетах. Робот Робови-II несет их продуктовые корзины, а также напоминают о том, что еще нужно купить. Список покупок покупатель заблаговременно вносит в специальное устройство в роботе [8].

В российский ритейл роботы тоже проникли. Например, в аптеке «Ригла» в Екатеринбурге с 2012 года фармацевтов заменили машинами. Два робота-манипулятора сканируют товары, определяют их размеры, а затем помещают на наиболее подходящее место на складе. Сбор заказа также автоматизирован: роботы получают информацию по чеку, собирают товар и предоставляют его в одно из окон выдачи. На обработку одного заказа уходит 10-15 секунд [8].

Внедрение робототехники позволило ритейлеру ускорить время обслуживания клиентов, сократить расходы на персонал и более эффективно использовать имеющиеся складские пространства.

Не так давно был создал робот AndyVision, выполняющий функцию продавца-консультанта, способный перемещаться по залу и обновлять в реальном времени карту расположения товаров. Согласно статистике, предоставленной Международной Федерацией Роботехники, к 2014 году количество промышленных роботов достигнет 1,3 миллионов [8].

Также немало слышали и про системы распознавания отпечатков пальцев. Разработка под названиемBiocryptology, внедренная в США, может стать новым этапом в развитии технологий доступа и их применении в ритейле. Речь идет об организации платежей в магазине с использованием отпечатков пальцев. При этом дело не ограничивается распознаванием и идентификацией отпечатка пальца: одновременно анализируется широкий набор параметров типа уровня гемоглобина и кислорода в крови, а также наличия пульса [7].

В итоге можно сказать, что любой проект внедрения, даже самого простого программного продукта в самом маленьком магазине, неизбежно оборачивается сложностями, часто непредвиденными и труднопредсказуемыми. Причем основными проблемами становятся не технические характеристики внедряемого продукта и его функциональные возможности, а проблемы организационного плана: неадекватная оценка стартового бюджета, неправильный подбор команды, нечеткость целеполагания.

Список использованной литературы:

1. QR-коды на службе торговли. http://www.retailmagazine.ru/article.php?numn=64962. Воронин А. Каждый ритейлер желает знать, сколько нужно ИТ. http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=145340

3. Воронин А. Ритейл: OMNI как неизбежный стандарт обслуживания. http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=151461

4. Воронин А. Ритейл и ИТ: жесткая реальность и радужные перспективы http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=1508995. Обзор: ИТ в ритейле 2013. http://www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2013/6. Паева П. Self check-out: один на один с кассой. http://smartretailer.ru/?p=988#more-9887. Паева П. Пальцем шевельнул - и все оплатил. http://smartretailer.ru/?p=1005#more-10058. Паева П. Шопоробот вместо продавца. http://smartretailer.ru/?p=1011#more-10119. Рейтинг InfoLine Retail Russia ТОП-100 2013.http://www.advertology.ru/article116399.htm10. Рудычева Н. Российский ритейл делает шаги навстречу потребителю. http://www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2013/articles/rossijskij_ritejl_delaet_shagi_navstrechu_potrebitelyu/

1Юлмарт — российская торговая сеть по продаже компьютерной техники, цифровой и бытовой электроники.

 

Просмотров работы: 2752