КРЕСТЦЫ И КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КРЕСТЦЫ И КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новгородская область хранит много тайн и загадок. Одной из них можно назвать традиционных художественный промысел – крестецкая строчка. Он зародился в деревне Старое Рахина Крестецкого уезда. Но для начала, давайте посмотрим, как возникли Крестцы и от куда появилось такое название.

Возникновение Крестец тесно связано с дорогами. В древности для путешествий чаще всего использовались реки. Летом по ним плавали, а зимой русла рек использовали как дороги.

Города и села на Руси в основном образовывались и развивались на берегах рек. Крестцы не исключение. Они стоят на реке Холова, некогда судоходной, которая использовалось как путь на Новгород из центральной части России, где образовались города Москва, Тверь, Владимир.

С заселением района Крестец роль речного пути стала ослабевать. Причиной этому способствовало создание пути по берегу параллельно руслу реки.

На рубеже XV – XVI вв. сухопутные дороги стали улучшаться в инженерном плане. Все чаще дороги прокладывались через болота и водные преграды. Вскоре путь по ним становился прямее, короче и удобней.

Историки до 1917 года название Крестцы выводили из Игнач-Креста, до которого, якобы, дошли татаро-монголы в своем походе на Новгород. Василий Ян в своём романе «Батый» в главе семнадцатой «остановка у Игнач-Креста» пишет: « ...здесь мы должны остановиться и повернуть назад. Видишь этот большой деревянный Крест? Здесь уже погибло немало путников от руки разбойника Игнача...». В так называемой Львовской летописи даётся описание похода Батыя на Новгород: «Безбожники же татары шед взяша Торжок, марта 5, на средокрестной неделе, люди все изсекоша. а за прочими людьми гнашеся от Торжку Сересийским путём до Игнача-Креста, секучи люди, яко траву, толико не доидоша за 100 вёрст до Новагорода».

Дорожные (путейные) кресты в древности люди ставили часто, особенно на переломных точках водных путей и грунтовых дорог. Кресты служили ориентирами, одновременно они носили культовый характер. Путники у крестов молились и благодарили Бога за преодоления длинного и опасного пути.

Существование такого Игнач-Креста вполне возможно. Но выводить из него название Крестец нельзя. В летописи указывалось, что от этого креста до Новгорода оставалось100 верст. Это летописное уточнение и привело историков до 17-ого года XX века к такому выводу, т.к. в то время отсюда до Ногорода было точно 100 верст. Но, оказывается, что 1 верста в средине века в России равнялась 2 верстам, принятым позже.

В настоящее время принято считать, что название «Крестцы» произошло от слова «перекресток». Перекресток здесь произошел от двух дорог: Москва – Новгород, позже дорога продолжилась до Санкт-Петербурга, и из района Пскова, старой Руссы через Крестцы в район нынешних Боровичей до Вологды. Этот древний путь забыт, ныне практически используется только участок Крестцы – Окулова – Боровичи.

Решение об основании города Крестцы состоялось 24.08.1776 года по Указу Екатерины II. Через месяц этому поселению были даны права уездного города.

Город развивался, в нем было значительное гончарное производство. Основным занятием населения Крестецкого уезда и частично Крестец было сельское хозяйство. Выращивали в том числе и лен. Из него после длительной обработки получали льняную нить, которую с помощью примитивных ткацких станков превращали в ткань и делали одежду.

В конце XIX – начале XX в Крестцах и уезде получило новое развитие строчевое ремесло, постепенно превращавшееся из индивидуального в артельное. Первое время крестецкие вышивальщицы использовали три основных рисунка – «паутинка», «настилочный» и «тарлата», которые выполнялись на крестьянском холсте хлопчатобумажными нитками. Ассортимент ограничивался всего 2-3 изделиями. Позже вышивальщицы стали использовать узоры из приложений к модным журналам – в частности растительный элемент: виноград, розы и т.д. К концу XIX века крестецкие мастера освоили строчечную вышивку кружевного типа с геометрическим узором «гипюр», отличавшийся от обычной строчки большей ажурностью и разнообразием орнамента. В начале XX века был освоен прием вышивания «вологодское стекло». Он выполнялся на квадратах, вырезанных в ткани.

Родиной нового промысла бала деревня Старое Рахино. В начале века крестецкая земская управа открыла для приёма изделий склады в Старом Рахино и Крестцах. В Рахино было и потребительское общество «Артель». Был создан музей крестецкой строчки.

В 30-е годы изделия здешних мастериц закупали Бельгия и Голландия, Швеция и другие страны. Делегация старорахинских строчильщиц ездили со своими изделиями в Париж на выставку, показали свои изделия и учили этому ремеслу парижан.

В 1936 году в Крестцах строится фабрика. Появляется цех машинной строчки. Самые опытные остались в цехе ручной строчки. Люди помоложе овладевали искусством работы на машинах. Но, внедряя новое, на фабрике бережно хранили красоту старинного рукоделия.

Изделия мастериц экспонировались в 1939 году на всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила в нескольких десятках километров от Крестец. Большинство экспонатов музея строчки – произведения дореволюционного и советского периода вывезены за приделы области. Но уже в январе 1942 года возобновили работу несколько артелей, начала работать экспериментальная мастерская.

В результате творческих поисков в крестецкой строчки образовались несколько основных видов прозрачных вышивок, каждая со своим определенным орнаментом: тарлата, рассыпной гипюр, мыльный пузырь, «старинный гипюр», сновочные мотивы, «вологодской стекло», мережки разных рисунков.

Каждый вид вышивок использовался для оформления предметов обихода. Красивый ажурный узор украшал край, середину изделия или состоял из серии отдельных мотивов, объединенных в единую композиции. В качестве дополнения использовались мережки.

В настоящее время работники фабрики ОАО "Крестецкая строчка" сохраняют основные традиции народного художественного промысла, занимаются выпуском строчевышитых изделий".

Кстати, символика герба Крестецкого муниципального района раскрывает его историческое прошлое и настоящее:

косой (Андреевский) крест - гласный символ названия административного центра и самого района, символ расположения земель Крестецкого района в середине Новгородской области на пересечении трассы Москва - Санкт-Петербург и дороги Крестцы - Боровичи;

строчевые серебряные узоры, украшающие крест, - аллегория "крестецкой строчки", символизирует искусство древнего промысла, родившегося в далекие годы и развивающегося в настоящее время;

подкова - символизирует занятия крестецких жителей извозом. Подкова - символ удачи, процветания, счастья;

колокол - символизирует многие храмовые сооружения, расположенные на крестецкой земле, высокую духовность жителей района. Символика колокола многозначна. Колокол - символ оповещения, единения, призыва к сплочению;

зелёный цвет символизирует природу района, ее зелёные леса и сельскохозяйственные угодья. Зелёный цвет также символизирует весну, здоровье, молодость и надежду;

серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения;

золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения.

Список литературы

  1. Абрамов, В.В. Крестцы – городок на Большой дороге [Текст] : историко-краеведческие очерки / В.В. Абрамов. – Великий Новгород – 2007. – 176 с.

  2. ГЕРБ КРЕСТЕЦКОГО РАЙОНА [Электронный ресурс] //http://geraldika.ru/symbols/32929.

  3. Гутина, А.А. Мастера волшебного узора [Текст] / Ф-ка "Крестецкая строчка". - Л. : Лениздат, 1979. - 76 с. : ил. - 0.15 р.

  4. Загадка Игнач-Креста. [Электронный ресурс] //http://www.kresttsy.ru/node/1647

  5. Минутин, К. В. Крестцы. Л.: Лениздат, 1983. – 103 с., ил.

  6. Старое Рахино. Летопись деревень. [Электронный ресурс]//http://www.kresttsy.ru/node/1157.

Просмотров работы: 1392