ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАКАТА НА ЗРИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАКАТА НА ЗРИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Плакат – одна из наиболее массовых форм изобразительного искусства, которая выполняет определенную утилитарную функцию и нацелена на решение конкретных социальных задач. Его можно отнести к числу сложнейших видов искусств. Действуя на просторах улицы, в различных помещениях, местах отдыха, плакат обладает очень важным свойством — способностью привлечь внимание зрителя. Если этого свойства нет, то плакат останется незамеченным. Поэтому успех работы художника в области плаката во многом зависит от знания и практического применения психологических приемов привлечения внимания.

В обычных условиях наше внимание может привлечь какое-либо внезапное действие, изменение в окружающей обстановке, например, движение человека или предмета, изменение какого-то объекта или появление нового объекта. Хотя изображение на плакате не может перемещаться или изменяться, именно динамичность изображения является распространенным приемом в искусстве плаката. Этого можно добиться благодаря тому, что художник схватывает наиболее выразительный момент начавшегося, но не завершенного движения и фиксирует его.

Кроме того, немало привлекает внимание зрителя контрастность: будь то цветовой контраст или же смысловой. Общий принцип зрительного контраста строится на сочетании сходного и различного, внесении разнообразия в однообразие. Что касается смыслового контраста, то имеется в виду соединение объектов, обладающих какими-либо противоположными качествами: высокий и низкий, человек невозмутимый и человек возбужденный и т. д. Такой контраст возможно усилить какой-либо необычностью ситуации, преувеличением, или же использованием всевозможных аллегорий. Кроме того, что контрастирующие между собой части изображения привлекают внимание зрителя, они ещё и удерживают его при сопоставлении отдельных деталей.

Авторы плакатов достигают немалых результатов в организации внимания зрителя с помощью ритмов, которые могут принимать самые разнообразные формы, отражая смысловую функцию плаката. В плакатах ритм направлен на соединение частей и элементов, на придании им общности. Но в то же время он может и разъединять эти части, если это необходимо для выражения определенной идеи. Аналогично ритм действует и при создании напряжения в какой-либо области композиции: создавая напряжённость, он одновременно может и разряжать её. Ритмичность в плакате является фактором, который в большинстве случаев определяет композиционный строй произведения.

Не менее важны в плакате при его восприятии композиция и композиционный центр. Для сосредоточения внимания человека на главном в плакате, центр композиции необходимо сделать небольшим по размеру, так как трудно сконцентрироваться на чем-то, занимающим слишком большую площадь. Для того чтобы повысить интенсивность этого внимания, центр прорисовывается подробнее, в нем устанавливается такая мера контраста, которая не будет утомлять зрителя. Тогда наиболее важная информация плаката локализуется в композиционном центре и воспринимается зрителем намного лучше.

Обычно восприятие плаката начинается с центра композиции, после чего взгляд переводится на остальные части. Затем зритель снова возвращается к композиционному центру. Именно в такой последовательности происходит рассматривание и познание смысла всех частей композиции. Но очередность восприятия в плакате жестко не детерминируется, так как зависит от знаний человека, его жизненного опыта и т. д. Важно, чтобы время восприятия каждой части не было слишком долгим или чрезмерно коротким. Та часть, которая не способна удержать на себе внимание достаточно длительное время, не будет способствовать раскрытию содержащейся в ней информации. Когда же одна часть композиции слишком долго удерживает на себе внимание, а другая почти не задерживает его, нарушается последовательность восприятия, и целые области композиции выпадают из поля зрения.

Ещё одним важным средством выразительности является цвет. Он в композиции в той или иной мере выделяет наиболее существенную сторону темы, главную ее идею. В соответствии с поставленными задачами цвет способствует появлению у зрителя чувства прекрасного или безобразного, трагического или комического, возвышенного или низменного. И всегда художник старается добиться цветовой гармонии. Плакат создается на плоскости, в двухмерном пространстве. Эта его особенность сильно влияет на формирование цветового строя композиции.

В трехмерном пространстве цвета предметов, рассматриваемых по отдельности, приобретают совершенно иные свойства: даже несогласованные локальные цвета не вызывают у человека отрицательных эстетических эмоций. В объемном пространстве формы наделяют друг друга «своими» предметными цветами и тем самым сглаживают колористические противоречия. Когда же все цвета расположены на плоскости и нет цветовых рефлексов от объемов, то несогласованность и дисгармония цветов выступает сильнее. Поэтому к цветовому строю плаката необходимо относиться с большим вниманием.

Процесс восприятия плаката сложен и многообразен. Это связано с тем, что самое трудное в искусстве плаката — достижение органического единства содержания и художественной формы, что может быть получено только в результате целостного и разностороннего психологического воздействия плаката на зрителя.

Литература:

  1. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987.

  2. Иванов В. С. Как создается плакат. 2-е изд. М.: Плакат, 1980. 48 с.

  3. Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 176 с.

Просмотров работы: 4394