ОСОБЕННОСТИ СТАРООСКОЛЬСКОГО КОСТЮМА XIX ВЕКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ СТАРООСКОЛЬСКОГО КОСТЮМА XIX ВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Народная одежда – яркое, самобытное и своеобразное явление традиционной художественной культуры.

Изменяясь с течением времени традиционная одежда нередко на протяжении столетий сохраняла древние черты в покрое, украшении, терминологии.

Народный костюм – это не только важнейший атрибут быта, который использовался в чисто практических целях – для защиты от зноя и холода, дождя и ветра, но он был символом, дающим представление о человеке и обществе.

Народная одежда Староосколья (бывшие Курская и Воронежская губернии) является своеобразной неотъемлемой разновидностью общерусского национального костюма с присущими ему характерными особенностями.

Традиционный костюм края был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. В Осколье бытовали почти все основные комплексы женской одежды, выделенные этнографами на территории России: поневный и сарафанный комплексы, с домотканой юбкой (андараком) и «парочка» (кофта-юбка).

Народный костюм, прежде всего женский, кроме того, отличался значительной вариативностью. Эта особенность народной одежды была связана с возрастными различиями людей: одежда детей, взрослых, стариков, девушек и холостых парней, женатых и замужних, вдов, старых дев и т.п.

То есть традиционная одежда была знаковой – она несла информацию о социальном статусе человека, его причастности к определенной половозрастной или территориальной группе населения.

Еще большую вариативность костюму придавали его функциональность: повседневная, рабочая, праздничная одежда, а также сезонная. Наряду с этими видами одежды, у населения была также обрядовая одежда: свадебная, похоронная. Не случайно в народе одежду называют «нарядом», «обнарядом», что весьма созвучно слову «обряд».

Необходимо отметить еще одну важнейшую особенность народной одежды – это ее исключительная декоративность, которая достигалась сочетанием тканей разного качества и цвета, вышивкой, узорным ткачеством и кружевоплетением. Причем, украшения одежды всегда имело определенное назначение и смысл, связанные с верованием и мировоззрением наших предков.

Для женской одежды Старооскольского уезда, были характерны сарафан и домотканая юбка. Поневный комплекс с рогатой кичкой, древнейший вид русской женской одежды.

Комплекс одежды состоял из основных частей – рубахи, набедренной одежды или сарафана, в него входили также головной убор, передник, пояс и различные шейные украшения, обувь.

Ведущим элементом любого женского комплекса народной одежды являлась рубаха. Она была наиболее архаичным видом традиционной одежды, именно с ней связаны многочисленные обряды, представления и поверия народа.

В конце XIX века она служила нательной и одновременно выходной одеждой.

На территории Старооскольского уезда бытовало несколько типов женской рубахи: туникообразная рубаха и рубаха с поликами (плечевыми вставками).

Поверх рубахи женщины надевали поясную (набедренную) одежду – поневу или юбку, а также сарафан.

В Оскольском крае преобладавшим типом была глухая понева с прошвой.

Повседневно на исследуемой территории в женский костюм входил передник, составлявший его существенную часть.

В Оскольском крае, как и везде в южнорусских губерниях, туникообразный передник называли «занавеска», «завеска», «запон». Он входил в комплекс одежды с поневой.

Женским головным убором были перевязка, лубяной обруч, венок, платок, рогатые кички, кокошник.

Составными элементами мужского комплекса костюма являлись рубаха, порты, обувь, головной убор, верхняя одежда, пояс, иногда навесные украшения.

Мужская рубаха, как и женская, была туникообразной, длиной до колена или чуть ниже. Длинные рукава закрывали запястья. Воротника рубаха не имела. Носили ее навыпуск, поверх нешироких длинных штанов (ноговиц), подпоясывали узким тканным или кожаным поясом с металлической пряжкой, иногда и с несколькими бляшками. Ворот, подол и края рукава украшались вышивкой. К поясу подвешивали некоторые в повседневном обиходе предметы: нож, гребень, огниво и кожаную сумку (калиту).

Кроме нательной сорочки, у мужчин, как и у женщин, были верхние кошули.

Порты – мужские штаны. Верх портов собирался на шнур-гашник, завязывающийся спереди, благодаря которому они удерживались на бедрах.

Мужским головным убором крестьян и рядовых горожан были валяные войлочные колпаки и меховые шапки.

Мужской и женской обувью по-прежнему служили лапти, лычаки, лыченицы.

Верхней мужской и женской одеждой, которая использовалась зимой были: зипун, тулуп, душегреи, безрукавки, кофты (кохты).

Проводя итог всему изложенному выше, следует сказать, что народная одежда Оскольского края 2-ой половины XIX – начала XX века отличалось большим многообразием, отразившим этническую и социальную неоднородность населения. В ней одновременно бытовали как древние виды, элементы и формы, так и новые, появившиеся в исследуемый период. Народная одежда была разнообразной и различной. Наиболее устойчивым и многообразным был русский женский костюм.

Теснейшим образом традиционный костюм был связан с народными праздниками и обрядами, с ментальностью, верованиями и мировоззрением крестьянства, что также способствовало сохранению архаичных форм одежды.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что народная одежда Староосколья является нашим богатейшим достоянием, частью нашей духовной культуры, неисчерпаемым источником изучения исторического прошлого населения края, его мировоззрение, национального самосознания, а также художественно-эстетических взглядов.

Список используемой литературы

  1. Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX - начало XX века). Старый Оскол, 2007 г.

  2. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура. Старый Оскол, 2003 г.

Просмотров работы: 2558