ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русская народная одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, "гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей", имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. Поэтому при реконструкции смыслового содержания русского народного костюма необходимо рассматривать разнообразные материалы, такие как мифология, обычаи и обряды, фольклор, учитывать технологические знания народных мастеров и орнамента в народном костюме. Орнамент служил не только украшением, но и «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (в местах, где одежда касалась открытого тела) – на подоле, на манжетах. Орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена – идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу. Неудивительно, что на русских народных одеждах было изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром. Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо – бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например как, радуница – это весенний обряд, день поминовения предков, обряд «Вешник» - «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Связь с водой имела языческая богиня Макошь – один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу. Орнамент на одежде чаще всего вышивался. Орнамент своими корнями восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности. Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, пространственных символах.

Просмотров работы: 1467