НИКОЛА ТЕСЛА – УЧЁНЫЙ ИЛИ ВОЛШЕБНИК? - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НИКОЛА ТЕСЛА – УЧЁНЫЙ ИЛИ ВОЛШЕБНИК?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Попробуйте представить современный мир без использования двигателя на переменном токе, как и использование переменного тока в принципе, радио, Х-лучей (рентгена), люминесцентных ламп и др. Этот далеко неполный список тех революционных изобретений, которые позволили сделать человечеству огромный шаг в области науки и техники.

Многие могут поспорить, но отцом этих и многих других изобретений является один человек. Немало слухов и легенд ходит о нём, но не столько о его личной жизни, сколько о его изобретениях, открытиях и методе познания, о котором он упоминает в своей автобиографии:

«…я, не осознавая этого, подошёл к развитию, как я считал, нового метода материализации изобретательских концепций и идей, который радикально отличается от чисто экспериментального и является, по моему мнению, куда более быстрым и действенным. … Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась её балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, неприкасаясь ни к чему…Изобретённое мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения…» [3]

Никола Тесла – гений инженерной мысли, великий изобретатель, полиглот, когда-то и для кого-то даже волшебник, но учёный ли? Давайте остановимся и зададимся вопросом: «А что же такое «учёный» в своей сущности?». Как нам определить, что является научным, а что нет?

Разграничение науки от любой другой интеллектуальной деятельности является актуальной аналитической задачей философов и практической для ученых. Возведение границ между научным знанием и ненаучным полезно для достижения ученых профессиональных целей: защита автономии научных исследований от политического вмешательства, постановка эпистемологических знаний, с возможностью эмпирического использования и важностью для науки в целом [4]. Однако однозначно определить ту или иную новую теорию, к какой области знаний она относится не так-то просто.

Данная проблема – проблема демаркации – попытка определения области научного знания с помощью указания точных критериев научной рациональности [6] – глубоко рассматривается в работах Карла Поппера [1].

В противовес позитивистским высказываниям и индуктивному методу, Поппер вводит понятие фальсифицируемости, как «критерия демаркации». Таким образом, для обоснования научности теорию не необходимо верифицировать раз и навсегда, однако необходимо, чтобы теория имела такую логическую постановку, которая допускала возможность, посредством эмпирических проверок, фальсифицировать себя.

Рассмотрев понимание физической реальности мира у Теслы, станет понятно, что универсальностью его теории было то, что всеобщая энергия одной физической системы основывается на законах резонанса вибраций, то есть на совпадении колебаний частей системы, названной теорией эфира. Он считал, что теорию эфира никак нельзя исключить из физики, так как материю и пространство нельзя полностью разъединить. Наэлектризованность, по мнению Теслы, – это флюидное состояние, базирующееся на субстанции, наделённой свойствами восприятия и элементами сознания [2].

Одним из наиболее интересных открытий стал автомобиль Теслы, особенность которого состояла в том, что он приводился в движение без какого-либо внешнего источника энергии. Отличительной особенностью данного автомобиля было наличие некого приемника-передатчика – чёрного ящика с двумя стержнями в качестве приемников космических лучей. Движущей силой электродвигателя Теслы являлся не электрический ток, какого бы происхождения он ни был, космического или какого-то еще, а резонансные высокочастотные колебания в среде, в эфире, вызывающие в электродвигателе движущую силу. Прокомментировал работу своего изобретения Тесла следующими словами: «…Эта новая энергия для управления машинным оборудованием мира будет извлечена из энергии, которая движет вселенной, космической энергией, центральным источником которой для Земли является Солнце и которая присутствует везде в неограниченных количествах…» [7]. Однако на сегодняшний день о данном устройстве ничего неизвестно. Такая концепция изобретения не укладывается в рамки науки и на сегодняшний день, потому и критикуется научным сообществом, так как все попытки верифицировать данную теорию безуспешны, а применение критерия фальсификации эмпирически невозможно.

Несмотря на то, что данная концепция не является истинно научной, некоторые представители научного собщества не только придерживаются ее, но и предлагают разработки, основанные на теории эфира. Примеров таких разработок могут выступать модели летательных аппаратов, основанных на эффекте Бифельда-Брауна.

Граница, разделяющая научное знание от метафизического знания или лженаучного чрезвычайно извилиста, неоднозначна, но что самое интересное – она исторически изменчива. Ведь то, что раньше считалось магией и волшебством, то, что лежало за гранью понимания и находилось далеко от границ науки того времени, сейчас вполне обосновано и научно подтверждено. Со времён, когда электриками называли фокусников, поражавших публику, ещё мало кому известным, статическим электричеством, до дней первых экспериментов Теслы с использованием переменного тока и времени, когда переменный ток стал использоваться повсеместно, – демаркационные «ворота» сильно расширились.

Очень часто, говоря о жизни Теслы, упоминают, что этот человек родился слишком рано, с точки зрения продолжительности жизни человечества. Возможно, в будущем, когда теория эфирного ветра и передачи энергии на бесконечные расстояния без потерь станет вписываться в футуристичные научные рамки, под именем знаменитого изобретателя Николы Теслы будут понимать и имя великого учёного, опередившего своё время.

Список литературы:

  1. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Республика, 2004. — 447 с. — (Мыслители XX века).

  2. Абрамович, В. Метафизика и космогония учёного Николы Теслы // Дельфис. — 1999 — №1-4. — С. 17-20.

  3. Тесла Н. Мои изобретения: Пер. с серб. // Electrical Experimente. — февраль, март, июнь, октябрь, 1919 г.

  4. GIERYN, T. F. (1983): "Boundary-Work and the Demarcation of Science from Non-Science: Strains and Interests in Professional Ideologies of Scientists," American Sociological Review, 48, 781-795.

  5. Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания: Пер. с англ./К.Поппер. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 638 с.

  6. Энциклопедический словарь по эпистемологии; по ред. И.Т. Касавина. – М.: Альфа-М, 2011. – 480 с.

  7. Тесла Н. Устройство для использования космической энергии заявлено Теслой: пер. с англ. // New York American. – 1933. – November, 1.

Просмотров работы: 1422