ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ О СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ О СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главной целью статьи является рассмотрение информации как составляющей теоретических дискуссий о природе информационного общества. Для этого нам необходимо исследовать такие понятия как «информация», «информационные технологии» и «информационное общество», приводится обзор различных точек зрения в определении этих терминов (на примере работ Н. Лумана, Д. Белла).

Каждому из нас хотелось бы заглянуть в будущее, узнать, что будет завтра, к чему приведет нынешнее развитие науки и техники, в общем, предугадать развитие цивилизации. Развитие цивилизации имеет много аспектов. Когда дело доходит до поиска некоторых объективных направлений в развитии цивилизации, технологический прогресс попадает в поле зрения с неизбежностью.

Историю человечества можно рассматривать как последовательность революций, преобразований общественных отношений. Американский философ и футуролог Э. Тоффлер выдвинул идею волн-типов общества, которые сменяют друг друга:

1. Аграрная волна – пришла на смену культуре охотников и собирателей.

2. Индустриальная волна – характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

3. Информационная (интеллектуальная) волна – постиндустриальное общество, в котором существует огромное количество субкультур и стилей жизни.

С наступлением последней, информационной волны, возникает тенденция, связанная с тем, что информация заменяет все большее количество материальных ресурсов и становится основным ресурсом.

Другой классификации придерживался американский социолог и основатель теории постиндустриализма Д. Белл. Он называл преобразования общественных отношений технологическими революциями и выделял следующие:

1. Изобретение паровой машины.

2. Научно-технологические достижения в области химии и электричества.

3. Создание компьютеров.

Белл утверждал, что подобно тому, как в результате промышленной революции возникло конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, которое бы обеспечивало соответствующее развитие по всем направлениям.

Современный философ А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций:

1. Появление и внедрение в деятельность, и сознание человека языка.

2. Изобретение письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку.

3. Изобретение книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

4. Изобретение телеграфа и телефона, что позволило оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

5. Изобретение микропроцессорной технологии и появление компьютеров, а также появление интернета. Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: а) переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; б) миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; в) создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, которая связана с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими частями информационной индустрии становятся все виды информационных технологий. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, «информационные технологии» – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1].

Что же за новый уровень, на который нас вывела информационная революция?

Как мы видим по всем выше рассмотренным классификациям, последняя революция связана, так или иначе, с созданием компьютеров и замещением большого количества материальных ресурсов информацией. Информация выходит на передний план среди других факторов производства, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составных элементом всех моментов процесса труда. Усложение многих областей жизни общества, изменение скорости процессов во всех сферах деятельности человека привели к двум последствиям: во-первых, к росту потребностей в знаниях, во-вторых, к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Интенсивное развитие информационных технологий стало толчком развития общества, построенного на использовании информации и получившего название информационного общества. Иначе говоря, информационное общество – это постиндустриальное общество, в котором осуществилась микроэлектронная революция. Именно последнее событие, связанное с внедрением IT-технологий в повседневность, изменило весь универсум человеческого бытия, создавая новые конфигурации социальности.

Впервые термин «информационное общество» появилось в 1961 году во время беседы между К. Курокава и Т. Умесао [2]. Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно – в Японии и США – в работах Т. Умесао и Ф. Махлупа. Теория «информационного общества» в той или иной мере получила поддержку со стороны исследователей, которые обращали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического или технотронного общества. Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, иногда и совершенно несущественных признаков современного общества [3].

Обратимся к статье Никласа Лумана «Решения в информационном обществе», в которой он пишет, что описания современного общества уже не претендуют на всеобъемлющую теоретическую проработку, они затрагивают отдельные, наиболее важные явления, ограничиваясь ими. Понятие «информационного общества» не до конца проработано экономическими науками и содержит лишь социально-историческое описание эпохи. Под «информационным обществом» подразумевается, что все больше рабочего времени и свободного времени затрачивается на производство и потребление информации… Информация же не является стабильной, переносимой и сохраняемой сущностью, она, скорее всего, является событием, то есть тем, что происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени, которое, актуализируясь, теряет характер информации. Следовательно, хотя информацию производит знание, ее следует отличать от знания. Информация является различением между тем, что могло бы быть и тем, что происходит или сообщается. В качестве различения она не имеет ни измерений, в пределах которых она могла бы варьировать, ни местоположения, где ее можно было бы обнаружить. Можно лишь выделить систему, занимающуюся ее обработкой [4].

Как видно, Луман определяет понятие «информация» через «событие» и «различение». В таком определении «информации» содержится и обиходный смысл этого термина. Так, например, телевидение и радио загружают нас большим количеством информации без конкретного адресата, который смог бы использовать все ее многообразие. Компьютеры хранят, обрабатывают, передают информацию, но их внутренние процессы нельзя наблюдать воочию, поэтому нужно, сначала определиться, с чем мы будем работать на компьютере: текстовый документ, рисунок, таблица или что-то другое. Также в обществе есть и другие важные проблемы, такие как недоступность больших групп людей к использованию информации, зависимость от невосстанавливаемых источников энергии, экологические проблемы и многие другие. Почему же, однако, очень привлекателен синдром, обозначенный термином «информационное общество» [5]?

Для ответа на этот вопрос обратимся к такому ее качеству, как двойственность информации, благодаря которому она выполняет функцию привлечения внимания. Информация имеет две стороны: привлекательную и отпугивающую. Она с одной стороны, помогает нам, а с другой стороны – порождает в нас неуверенность. Мы надеемся, что чем большим количеством информации мы будем располагать, тем лучшее решение мы сможем принять. Как пишет Н. Луман: «В этом смысле информационными обществами уже были общества с развитой техникой предсказания, например, Древний Китай. Уже тогда информация обнаружила свою вторую, отпугивающую ипостась: поиск знаков и структур мира означал наличие непознанного и тем самым воспроизводил его, а значит, обосновывал необходмость прорицателей. Далее, требование оперативности информации отодвигает на второй план проблему ее достоверности: достаточно чтобы информация была просто правдоподобной» [6]. По Луману, информация становится информацией только при ее запросе, таким образом, информационное общество в структурном и операционном отношении состоит из результатов-запросов, которые теряют характер информации после осуществления коммуникации.

Рассмотрим такой пример: нам нужно уехать в другой город на автобусе с автостанции. Мы приходим ко времени отправления автобуса, но объявляют, что автобус отправится с задержкой в 15 минут. Мы получаем новую информацию, однако, у нас возникает выбор: остаться ждать автобуса на улице или сходить в кафе выпить чашку кофе и согреться, но вдруг автобус все-таки отправиться раньше, и мы опоздаем на него. Возникает парадокс – одна и та же информация одновременно дает нам и уверенность, и неуверенность.

После информирования информация теряет качество самой информации: можно воспроизвести ее смысл, но не форму неожиданности. После информирования может появиться лишь новая информация [7].

На вопрос: «В каком смысле современное общество следует считать информационным?», Луман отвечает: «Рациональные преимущества, обещаемые нам при продаже информационных систем, имеют лишь видимость отношения к этому вопросу. Их невозможно просчитать в рамках схемы «затраты – прибыль». С большим основанием можно утверждать, что с помощью понятия информации и тезиса о зависимости современного общества от нее указывается на трудности, связанные с нестабильностью оснований для принятия решений. Решения зависят от неожиданности, потому что сами являются неожиданностью» [8].

Таким образом, нынешнее информационное общество во многом зависит от информации, которая в свою очередь двойственна, чем схожа со знанием, производящим информацию. Так мысль «чем большим количеством информации мы обладаем, тем лучшее решение мы сможем принять» неверна, так как информация одновременно нам помогает, но также она больше порождает в нас неуверенность. Так, чем большим объемом информации мы обладаем сегодня, тем больше в нас неуверенности о будущем.

Рассмотрим другую точку зрения, обратившись к книге Даниэла Белла «Грядущее постиндустриальное общество». В предисловии к ней он сравнивает понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество», отмечая, что первое гораздо более содержательно, так как не акцентирует внимание на одной из характеристик современного социального порядка, а также потому, что резкий рост информационных потоков пока не привел к соответствующему росту знаний. В книге же автор отверг понятие «информационное общество». Он дал новому обществу название «постиндустриального общества»: «…я отверг искушение обозначить этот зарождающийся социум каким-либо термином вроде «общество услуг» или «информационное общество», даже если все соответствующие признаки имеются в наличии, подобные понятия либо односторонни, либо порождены модным поветрием и ради него искажают суть явления. Я использую термин «постиндустриальный» по двум причинам. Во-первых, чтобы подчеркнуть промежуточный или переходный характер происходящих в обществе изменений. И, во-вторых, чтобы выделить осевой, определяющий их направление фактор – интеллектуальную технологию. Но это отнюдь не означает, что технология является движущей силой всех иных общественных перемен. Никакая концептуальная схема никогда не исчерпает социальную реальность. Каждая концепция подобна призме, которая высвечивает одни признаки и затемняет другие, когда мы пытаемся рассмотреть сквозь нее исторические изменения или ответить на какие-то конкретные вопросы» [9].

Как видно, ни Луман, ни Белл не дают четкого определения термину «информационное общество», также как и автор концепции «информационного общества» Э. Тоффлер. Объединив все сказанное выше, попытаемся дать определение, что же такое «информационное общество». Очевидно, что нельзя давать определение, ограничившись только одним аспектом или фактором. Таким образом, «информационное общество» – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит нематериальная субстанция, называемая «информацией», которая взаимодействует с материальным и духовным мирами человека, формируя материальную среду жизни человека [10]. Иначе говоря, эта среда выступает в роли компьютерных и инновационных программ, а также служит основным средством межличностных отношений, изменяясь во время перехода от человека к человеку. Следовательно, информация оказывает влияние на материальную и социальную жизнь человека, изменяя весь универсум человеческого бытия, вторгаясь в самые его глубинные пласты. После того как мы дали определение информационному обществу, рассмотрим какие же проблемы нам принесло это новое общество.

Основной проблемой информационного общества становится время, а именно управление им. Раньше жизнь большинства населения зависела от сельскохозяйственных работ, то есть вставали с восходом, ложились с заходом солнца. С изобретением искусственного освещения же изменились понятия о дне и ночи. Для передачи информации использовали гонцов, которым требовалось преодолеть большие расстояния, чтобы передать весть, весть же могла к этому моменту стать уже неактуальной. Сейчас во всем мире информация передается в «реальном времени», то есть практически мгновенно, также появилась и «виртуальная реальность», где мы снимаем границы пространства и можем войти в трехмерное пространство и передвигаться в нем, например, гулять в космосе, перемещаться по небу, исследовать пещеры, как будто мы реально находимся в этих местах.

Один из важных шагов по направлению к информационному обществу – это разрушение представлений о пространстве и времени, с которыми мы организовывали реальность.

Все это приводит к ряду практических проблем и созданию реальных продуктов. Например, если раньше, около 20 лет назад или более мы хотели посмотреть телевизионную передачу, то нужно было вовремя приходить, чтобы ее не пропустить. Однако с изобретением видеомагнитофона, а сейчас уже и с DVD-плеером и спутниковыми ресиверами, стало возможным записать программу, просто поставив запись на нужное время, и посмореть передачу уже в «свое» время, когда было бы удобно. Также происходит и с музыкальными записями: раньше необходимо было пластинку или диск вставить в электрофон или большой музыкальный центр с колонками и слушать музыку только там, где они находились. В наши дни благодаря миниатюризации и информатизации наслаждаться музыкой можно где угодно, воспроизводя ее на CD-плеере или же mp3-плеере, предварительно записав музыку в память самого плеера. Таким образом, реорганизация пространства и времени предоставила человеку большой контроль над ними.

Новая система «умный дом», объединяющая компьютер и систему распознания голоса, становится все более и более популярной. Благодаря системе распознавания голоса, новая система выполняет ряд стандартных команд. Например, можно изменять температуру в определенных комнатах, включать или выключать свет, различные приборы и девайсы, подключенные к сети и т.п. Тем самым в информационном обществе новые приборы и системы позволяют управлять временем, а также помогают лучше организовать его.

Другими не менее важными проблемами информационного общества являются:

1. Принципиальная неопределенность сущности информации;

2. Взаимодействие техники и природы, а именно является ли первая противопоставлением (противником) второй или ее продолжением;

3. Взаимоотношения человека, информации и техники – должно ли человечество приспосабливаться к сильно растущему объему информации и стремительно изменяющейся технике или же следует притормозить быстрое развитие;

Данные проблемы полностью не изучены, вопросы до сих пор открыты, и еще ждут своих исследователей.

В качестве итога статьи представим выводы, в которых содержатся основные моменты рассуждений:

1. Последняя информационная революция связана с созданием компьютеров и замещением большого количества материальных ресурсов информацией. Информация выходит на передний план среди других факторов производства.

2. Информация не стабильна, она наступает в произвольной точке пространства-времени, в чем схожа с событием.

3. Информация является различением между тем, что могло бы быть и тем, что происходит или сообщается.

4. Появление и стремительное развитие информационных технологий дало мощный импульс к развитию информационного общества, общества построенного на использовании информации.

5. Подход, опирающийся на труды Н. Лумана и Д. Белла, позволил нам дать определение «информационному обществу» – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит нематериальная субстанция, называемая «информацией», которая взаимодействует с материальным и духовным мирами человека, формируя материальную среду жизни человека, то есть выступает в роли компьютерных и инновационных программ, а также служит основным средством межличностных отношений, изменяясь во время перехода от человека к человеку.

6. Один из важных шагов по направлению к информационному обществу – это разрушение представлений о пространстве и времени, с которыми мы организовывали реальность.

Список литературы

1. Свободная энциклопедия «Wikipedia» [Электронный ресурс]. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии.

2. Karvalics, L. Information Society – what is it exactly? (The meaning, history and conceptual framework of an expression). С. 5. Режим доступа: http://www.ittk.hu/netis/doc/ISCB_eng/02_ZKL_final.pdf

3. Свободная энциклопедия «Wikipedia» [Электронный ресурс]. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационное_общество.

4. Луман, Н. Решения в «информационном обществе» / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. – Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 2000. С. 36.

5. Там же, c. 37.

6. Там же, с. 37-38.

7. Там же, с. 39.

8. Там же, с. 49-50.

9. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. – М.: Academia, 2004. С. 145-146.

10. Сулейменов, Е.З. От информации к интеллекту. Режим доступа: icsti.ru/uploaded/200903/3.doc

Просмотров работы: 3889