АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ: СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЛИ УСУГУБЛЕНИЕ КРИЗИСА ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ? - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ: СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЛИ УСУГУБЛЕНИЕ КРИЗИСА ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель данной работы – обозначить проблему глобального кризиса техногенной цивилизации через призму кризиса альтернативных источников энергии, выявить негативные факторы, усугубляющие кризис, найти возможные решения этой проблемы и доказать, что можно избежать катастрофы и гибели современной цивилизации.

Актуальность: темы бесспорна, так как она инициирована проблемой экологического, топливного, экономического кризисов и самое главное – кризисом культуры, в том числе экологической культуры, современного общества. Многие авторитетные ученые указывают на это: «Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу. Вновь создавшийся геологический фактор – научная мысль – меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты»[1]. «В отличие от жителей развитых стран конца прошлого века мы знаем, что век грядущий захлестнет нас потоком новых труднейших проблем, к которым нам надо готовиться сегодня!»[2]. «В современных философских и социальных исследованиях уже не раз высказывалась мысль о необходимости осознать нашу ответственность за природу и существование человечества, изменить наше отношение к окружающей человека сфере жизни на Земле» [3].

С момента появления homo sapiens в эпоху раннего и среднего палеолита у наших предков начал развиваться головной мозг и логическое мышление. Логикой называют учение о последовательном и упорядоченном мышлении [4]. Со временем начала развиваться наука. Науку можно рассматривать либо как специфический вид знания, либо как вид деятельности, связанный с получением этого знания. Наука – это когнитивная, познавательная деятельность [5]. И человечество всеми силами пытается получить истинное научное знание и получить максимальное количество благ. Человечество пришло к тому, что началась абсолютизация только научно-технической стороны жизни людей. Со временем, люди поняли, что полагаться на технику во всем не стоит, но было уже поздно. Человечество уже не может отказаться от тех благ, что дает им техника. Данный путь развития тупиковый и в нем нет перспектив. Это является сущностью кризиса техногенной цивилизации [2].

Согласно В.А. Кутыреву, сейчас, в XX веке, человечество приближается к рубежу, сопоставимому разве что с неолитом. При неолите, человечество перешло от приспособительного действия человека на природу (охота, рыболовство, собирательство) к ее целесообразному изменению (преобразованию). Возделывание почвы, выведение новых пород животных, все это направленное изменение природы. В конце концов, на планете почти не осталось нетронутых территорий [6]. Моисеев говорит о том, что двадцатый век стал веком предупреждения. Бурный расцвет техники, появление радио и телевидения, ЭВМ, ядерная энергетика, выход в космос, генная инженерия и полимерные материалы – все это не только дало блага для человечества, но и принесло огромные проблемы. Образ жизни, само миропонимание человека изменилось, а самое страшное – человечество оказалось на грани самоуничтожения [7]. Ситуация нахождения на грани всегда инициирует философскую рефлексивность, пробуждая интерес к предмету.

Ссылаясь на И.К. Лисеева, можно утверждать, что в Новое время, когда проходил важнейший этап эволюции цивилизации, началось сильное отставание рефлексии и гуманитарного знания от достижений научно-технического прогресса. Но это спорный вопрос. Потому что рефлексия над возможностями техники, осмысление последствий настоящих и будущих открытий, как правило, имели место. Однако, сама идея осмысления исходила от последователей гуманитарно-философской культуры, а не от приверженцев естественнонаучной культуры, поэтому люди, которые реально влияли на глобальное развитие экономики, технической сферы и применение различных научно-технических достижений были свободны в выборе пути развития техники и технологий [8].

Вернадский писал, что когда человечество приручит атомную энергетику, то у него будет два пути, либо направить ее во благо, на улучшение своей жизни и блага планеты, либо уничтожит само себя. Он задавался вопросом, сможет ли человечество сделать правильный выбор. Вернадский полагал, что ученые должны осознавать свою ответственность за свои же изобретения и идеи, от них зависит дальнейшая судьба человечества и гармоничное развитие планеты [9]. В энергетической сфере существуют аналогичные проблемы, например: загрязнение окружающей среды и использование вредных источников энергии (уголь, нефть, природный газ, мазут, органическое топливо), необходимо повсеместно вводить новые, альтернативные источники энергии.

Попробуем разобраться, в чем необходимость использования именно альтернативных источников энергии. В современном мире подавляющее количество энергии производится на ТЭС (тепловые электростанции), ГЭС (гидроэлектростанции) и АЭС (атомные электростанции). Причем подавляющее количество энергии производится именно тепловыми электростанциями. Примерное соотношение по выработке энергии в мире выглядит так: тепловые электростанции ~ 70-80%, гидроэлектростанции ~ 15-19%, атомные электростанции ~ 15%, на возобновляемые источники энергии приходится менее 5% всей вырабатываемой энергии в мире [10,11]. Способ получения энергии зависит от уровня развития промышленности, экономики и прочих факторов в данной стране. Несомненно, уголь, природный газ, нефть очень вредны, если их используют как источник топлива для ТЭС, исключение в этом списке составляет разве что природный газ, который при сгорании образует углекислый газ и воду [12]. А что же уголь и нефть? Нефть не используют как топливо на ТЭС, используют продукт ее крекинга – мазут. А при его сгорании выделяется огромное количество сажи и различных химических веществ, в том числе канцерогены, вызывающие рак, и все это идет в атмосферу. Аналогичная ситуация сложилась и с углем. Его для производства энергии используют уже больше ста лет, причем, на планете угля много: одних российских запасов всему миру хватит на несколько веков, но при сгорании он также образует сажу и окись углерода, которая гораздо опаснее углекислого газа [13]. Радует тот факт, что многие страны в мире постепенно переводят свой тепловые электростанции именно на газ.

Использование гидроэлектростанций на фоне ТЭЦ кажется более разумным, но только на первый взгляд. При строительстве ГЭС запруживается огромная территория, образуя водохранилище, что не только разрушает целостные, стабильные биоценозы, но и уничтожает огромные объемы рыбы, которые могли бы использоваться в хозяйстве. Кроме этого на строительство, содержание и обслуживание гидроэлектростанций тратятся огромные деньги, которые можно бы было направить на разработку и освоение новых ресурсосберегающих технологий [14].

Если рассматривать атомные электростанции, то сразу можно отметить, что электроэнергия по себестоимости получается «грошовой», она не стоит практически ничего, в сравнении с энергией, производящейся на ТЭС и ГЭС. При выработке энергии в атмосферу выбрасывается только пар, конечное влияние которого на человека не существенно в сравнении с выбросами той же ТЭС. Но существует огромная проблема – это утилизация отработанного ядерного топлива. Эту проблему сейчас решили «ядерные могильники», в которых это самое топливо распадается на все менее и менее опасные ионы, но процесс этот очень и очень длителен [15]. Следует так же отметить огромную потенциальную опасность при аварии ГЭС и АЭС и возможные их последствия. Авария в Чернобыле и на Саяно-Шушенской ГЭС – явное тому подтверждение. Было уничтожено не только огромное количество сельхозугодий, но и огромное количество людей погибло и потеряло здоровье при ликвидации этих аварий и их последствий.

Все вышесказанное заставляет задуматься над вопросом, а есть ли другой выход? Можно ли добывать энергию более безопасным для людей и природы способом? Способ есть и это – альтернативные источники энергии.

Так что же такое альтернативные источники энергии, их еще называют «нетрадиционными». Словарь терминов нам говорит: «Альтернативные источники энергии – это собирательное понятие, объединяющее любые источники энергии, при использовании которых существенно не загрязняется окружающая среда» [16]. К альтернативным источникам энергии можно отнести: энергию ветра, тепло ядра планеты, энергию солнечного излучения, гидроэнергетические, биотопливо (синтезируемое). С некоторыми оговорками к нетрадиционным источникам энергии можно отнести древесину, энергию океанических течений и водород.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных методов получения энергии. Самое простое, что можно использовать для получения электрической энергии – это энергия ветра. Еще с древних времен люди научились с помощью него молоть зерно и плавать по морям с парусами. Сегодня ветряные электростанции используют многие страны мира, количество их растет. Принцип действия ветряной электростанции прост: ветер вращает лопасти турбины, тем самым вырабатывая электрическую энергию, но есть ограничения, среднегодовая скорость ветра в районе должна быть не менее 4 м/с [17].

Если рассматривать геотермальные электростанции, то их принцип заключается в следующем: рабочее тело (жидкость) разогревается от тепла в недрах земли, превращается в пар и крутит турбину, которая и вырабатывает электрическую энергию. Такие электростанции в основном применяются на линиях разлома тектонических плит, например в Исландии [18].

Солнечные электростанции занимают серьезное место среди альтернативных источников энергии. Их производство связано с микроэлектроникой и выработка энергии осуществляется за счет активации гетеропереходов в n-p-переходах полупроводниковых веществ. Этот вид электростанций получил широкое применение в последние десятилетия за счет бурного развития микроэлектроники в целом и кремневой технологии в частности [19].

Биотопливо является одним из самых перспективных видов топлива на сегодняшний день. Его производство базируется на переработке навоза различных животных (коров, овец, коней, свиней), отходов лесной и текстильной промышленности и бытовых органических отходов, рапса, кукурузы. При их переработке можно получить биометан, биоэтанол и биодизель [20, 21].

Кроме несомненных плюсов альтернативных источников энергии, у них существует и колоссальное количество минусов. Если рассматривать ветряные электростанции – это нестабильность потоков ветра, его порывы, все это негативно сказывается на работе электростанции. Как правило, качественные электростанции практически накупаемы. Кроме того ветряные электростанции генерируют шум вредный как для человека, так и для птиц и летучих мышей, что зачастую приводит к гибели последних. И последнее – ветряные электростанции создают помехи для теле-и радиовещания [18, 22].

Геотермальные электростанции при выработке электроэнергии могут выделять вредные газы в атмосферу, например углекислый газ и сероводород, особенно это актуально для электростанций первого поколения. Так же не стоит забывать о том, что почти все станции сбрасывают конденсат, отработанный пар, в окрестные водоемы, чем вызывают их загрязнение.

Главным аргументом против солнечной энергетики считают вред, нанесенный природе в процессе изготовления n-p-переходов гетероструктур изделий микроэлектроники, поликристаллического кремния. В ходе их изготовления используются вредные для окружающей среды вещества, например тетрахлорид кремния, моносилан и другие. Конечное изделие, солнечная батарея, содержит в себе лишь 5% первоначального сырья, вся остальная масса является отходом производства. Следует учесть и большую площадь, занимаемую солнечными электростанциями [18].

Серьезной проблемой в производстве биотоплива считают уменьшение площади тропических лесов, вместо которых высаживают рапс, кукурузу и некоторые виды пальм. В мире огромное количество людей живут впроголодь, в то время как для производства 100 литров этанола требуется 450 фунтов ≈ 204 кг кукурузы. При такой тенденции большое количество сельхозугодий пойдет под производство биотоплива, в то время как продовольствия в мире будет не хватать все больше, так как население планеты растет и уже превысило 7 млрд. человек [20].

Для решения проблемы энергетического кризиса как проявления кризиса техногенной цивилизации вообще, необходим многостадийный и разноплановый подход. Этот подход включает в себя многое, в том числе регулятивы культуры: в познавательной деятельности, например, – это создание общего социо-гуманитарного и естественнонаучного знания, в аксиологии – гуманизация отношения человека к природе, другим людям, внедрение принципа ненасилия, в повседневной жизни – взаимопомощь и кооперация.

В современном мире уже проявляется мудрость всего современного человечества, она уже стала силой планетарного масштаба, которая направлена на защиту своих потомков, защиту будущего всей планеты [8]. Так, Н.Н. Моисеев утверждает, что даже когда человеческий мозг перестал эволюционировать, коллективный интеллект продолжал развиваться. Подобно компьютерным сетям, люди могут тесно взаимодействовать друг с другом. Все это предоставит предпосылки для создания коллективного интеллекта, что сейчас может казаться фантастикой. Уже сейчас в области экологии люди начинают задумываться о последствиях и стратегии взаимодействия Человека и окружающей среды [7]. Обсуждение этой проблемы нехватки альтернативных источников энергии поможет человечеству почувствовать свою целостность, придти к компромиссу по многим вопросам, в том числе и энергетическому.

Согласно В.А. Кутыреву, человечество не было чем-то единым до глобализма. Было множество этносов и цивилизаций, многие исчезали, появлялись новые. Сейчас человечество превращается во что-то целое, многополюсное, происходит глобализация человечества и «стирание границ». Между этносами существует много противоречий, они борются на одном геополитическом пространстве, но судьба у них общая, глобальные проблемы человечества, в том числе и энергетическая проблема, общие для всех. Все глобальные проблемы будут решаться наиболее развитыми странами, в том числе и Россией. От того, встанет ли она на сторону сохранения нашего бытия или будет превращать во что-то иное, а «фактически в ничто» и будет зависеть дальнейшая судьба человечества и будет ли оно существовать вообще [6].

Ссылаясь на Н.Г. Багдасарян, можно сказать, что одна группа ученых считает, выхода из кризиса техногенной цивилизации нет. В будущем нас ждет только его усугубление, а, в конечном счете, ядерная катастрофа. Другая группа утверждает, что человечеству всегда грозили какие-либо опасности, но выход можно было найти. По их мнению, для этого необходимо разработка двух стратегий.

Первая стратегия включает следующие моменты: 1) управление технологическим процессом, что предполагает изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, формирование нового отношения к природе, экологической культуры; 2) обозначение пределов в изобретательской деятельности, что предполагает элиминацию некоторых идей, в частности, заведомо негуманных идей; 3) включение обязательного условия человеческого существования в сферу любой деятельности.

Суть второй стратегии состоит в совершенствовании самого человека, развитии его социокультурного потенциала, необходимой интеграции гуманитарного и технического знания [2]. По мере укрепления новых идеалов и норм поведения, у человечества появится реальная возможность изменить ход научно-технического развития человечества в лучшую сторону, в том числе и в сфере энергетики. При сохранении существующей сейчас негуманной и грабительской стратегии развития науки и технологии приведет к коллапсу планетарного масштаба. Человек не должен забывать, что он не только использует природу, но и живет в ней, у него есть обязанности, которые необходимо исполнять – это забота о природе и о людях, живущих рядом с ним [8].

В работе были рассмотрены важнейшие вредные факторы, усугубляющие кризис техногенной цивилизации, проблема альтернативных источников энергии, пути решения этой проблемы, приведены возможные пути выхода из кризиса. Все они могут помочь человечеству предотвратить катастрофу, обезопасить себя от кризиса в сфере энергетики, предотвратить кризис техногенной цивилизации и отчасти морального и культурного кризиса в обществе.

Библиографический список:

Вернадский В.И. Избр. труды по истории науки. М., 1981. С. 231-232. Багдасарян Н.Г. Культурология // Электронный ресурс Интернет: http://sv-scena.ru/athenaeum/kuljturologiya-shpargalka.Razdel-1-1-1-54-55.html Степин В.С. Высокие технологии и проблема ценностей, материалы конференции «Высокие технологии и современная цивилизация» // Электронный ресурс Интернет: http://philosophy.ru/iphras/library/tech/vysok.html Миронов В.В. Философия: учебник для вузов // Электронный ресурс Интернет: http://www.gramotey.com/?open_file=1269055354#TOC_idm140334361006416 Лебедев С.А. Основы философии науки: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005 г.— 544 с. Кутырев В.А. Философия постмодернизма // Электронный ресурс Интернет: http://samlib.ru/k/kutyrew_w_a/filosofijapostmodernizma.shtml Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. Гвардия, 1990 г. - 351 [1] с., ил. Лисеев И.К. Высокие технологии в контексте изменения регулятивов культуры // Электронный ресурс Интернет: http://tomb-raider6.narod.ru/lib/vv/vysokie_tehnologii_i_sovremennaja/vysokie_tehnologii_v_kontekste_iz.html Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере.// Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г. П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.
  1. Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006. // Электронный ресурс Интернет: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/1212/%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F

  2. Крупнейшие ГЭС в мире // Электронный ресурс Интернет: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%F3%EF%ED%E5%E9%F8%E8%E5_%C3%DD%D1_%E2_%EC%E8%F0%E

  3. Горная энциклопедия // Электронный ресурс Интернет: http://www.mining-enc.ru/g/gorenie-reakciya

  4. Газовое хозяйство. Природный газ. Горение газа // Электронный ресурс Интернет: http://газхоз.рф/gas/gas.htm

  5. РусГидро. ОАО "Нижне-Бурейская ГЭС" // Электронный ресурс Интернет: http://www.nbges.rushydro.ru/hpp/general/

  6. Росатом // Электронный ресурс Интернет: http://www.rosatom.ru/education/nuclearpowerplant/

  7. EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010 // Электронный ресурс Интернет: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/28/%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%95

  8. Ветряная электростанция // Электронный ресурс Интернет: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F2%F0%FF%ED%E0%FF_%FD%EB%E5%EA%F2%F0%EE%F1%F2%E0%ED%F6%E8%FF

  9. РусГидро // Электронный ресурс Интернет: http://www.rushydro.ru/industry/biblioteka/14289.html#95

  10. Энциклопедия физики и техники. Гетеропереход // Электронный ресурс Интернет: http://www.femto.com.ua/articles/part_1/0742.html

  11. Биотопливо // Электронный ресурс Интернет: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%EE%F2%EE%EF%EB%E8%E2%EE

  12. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. // Электронный ресурс Интернет: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/69437/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE

  13. Ветряные электростанции – ветроэнергетические установки // Электронный ресурс Интернет: http://www.manbw.ru/analitycs/wind-stations.html

Просмотров работы: 2507