Для современного состояния науки и практики дошкольного образования характерен взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему». Следовательно, целью педагога становится уже не элементарное обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а как умение создать условия для саморазвития детей. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели можно считать технологию проектирования, поскольку именно в рамках этой технологии создаются условия для конструктивного сотрудничества детей и взрослых, формирования творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности.
Учитывая культурно-образовательные особенности нашего региона (молодой город нефтяников – практически субкультурный социум, удаленность от крупных центров, хранящих и транслирующих историю и культуру страны и мира, ограниченность интеллектуально-познавательных, социальных и художественно-эстетических впечатлений подрастающего ребенка и т.д) подтолкнуло нас к разработке актуальной проблемы: развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников через проектную деятельность.
Создание условий реализации творческого потенциала ребенка в совместной деятельности по разработке и реализации творческого проекта мы определили как цель нашей работы.
К разработке и реализации из всех видов проектов мы выбрали творческий, как наиболее доступный для детей этой возрастной группы, поскольку он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить существующий опыт реализации творческих проектов с детьми старшего дошкольного возраста;
разработать педагогический творческий проект досуговой деятельности «Времена года» (цикл музыкально-литературных гостиных для родителей, сотрудников и детей ДОУ);
создать «Банк идей» для мини-проектов, реализуемых детьми, возможно с привлечением помощи родителей: выставки творческих работ в разных техниках изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, литературное творчество (сборники загадок, стихов и пр.), тематические постановки-драматизации и т.д.
разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по организации занятий по организации проектной деятельности со старшими дошкольниками.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: разработка идеи проекта, составление проектной документации, накопление теоретического материала по проекту, разработка системы диагностики результативности работы в рамках проекта, отбор методик, направленных на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, отбор литературного, музыкального и иного материала, составление сценарно-репертуарного плана.
Основной этап: проведение литературно-музыкальных гостиных (4 мероприятия с тематическими названиями «Осень, ты моя подружка», «Идет волшебница Зима», «Весенние акварели», «Мы живем в гостях у Лета»), в рамках подготовки к которым будут разрабатываться и презентоваться индивидуальные творческие мини-проекты детей.
Критерии эффективности работы в рамках педагогического проекта:
умение детей ставить цель и планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;
умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;
умение детей использовать различные нетрадиционные техники и технологии;
умение детей проявлять творческую инициативу, самостоятельность в решении творческой задачи;
коммуникативные навыки, толерантность, партнерские отношения.
Участники проекта:воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель. Авторы проекта разрабатывают и реализуют перспективный тематический план; цикл занятий в форме гостинных, создает условия для развития художественно-творческой деятельности; проводят обработку данных по диагностике и анкетированию, обобщают опыт работы. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение. Дети осваивают основы художественно-творческой проектной деятельности, разрабатывают тематические мини-проекты.
Ожидаемые результаты деятельности в рамках педагогического проекта:
для педагога: профессиональный рост, повышение уровня педагогической компетентности, удовлетворенность работой;
для детей: развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; развитие детского творчества в изобразительной деятельности; освоение умения работать в творческой группе активно, сообща, самостоятельно искать нужное решение, формирование эстетического вкуса;
для родителей: становление отношений творческого партнерства со своим ребенком, бережное отношение к продуктам детского творчества; партнерские отношения родителей и педагогов в организации жизни детского коллектива.