РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание подрастающего поколения всегда и везде было ориентировано на достижение определённого нравственного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В России это было особенно важно: для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Например, в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии. Он был представлен для верующих в образе основателей религиозных традиций – Христа, Мухаммеда и др. Конфессия направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Менялись времена, и в соответствии с конкретно-исторической ситуацией корректировался нравственный воспитательный идеал: в Российской империи это был «человек государственный, слуга царю и Отечеству», гражданин, полезный государству и Отечеству; советская эпоха в отечественной истории сформировала иной идеал — патриот, героически служащий своей стране, вплоть до самоотречения. В 90-е гг. ХХ века в нашем обществе сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «не скованной» ценностями предыдущих поколений, национальными традициями, обязательствами перед обществом. Некоторые последствия такого «освобождения» мы преодолеваем поныне.

Сегодня, на новом этапе развития нашей истории, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, современный национальный воспитательный идеал определяется в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6). Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В обыденной жизни под нравственным идеалом понимается совершенная личность, которая воплощает в себе лучшие моральные качества. Она является образцом подражания, эталоном. В формировании у подрастающего поколения представлений о нравственной идеале мы предлагаем опираться благотворную силу искусства вообще и художественного слова в частности. Такой подход поможет ребенку воспринимать нравственное как синоним прекрасного и поможет ему избрать образец для подражания, поставить цель для самосовершенствования и приближения к данному эталону.

Детская литература, адресованная учащимся младших классов, предоставляет огромное поле для совместной работы педагога и ребенка в построении системы нравственных ценностей и поиске нравственного идеала. «Погружение» в литературное произведение, позволяет «прожить» ситуация нравственного поиска героев, приобрести неоценимый опыт в решении ситуаций с потребностью морального выбора. Например, рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на Ёлке». Основу сюжета рассказа составил образ маленького нищего мальчика (шести лет или младше), очарованного видом новогодней ёлки за окном богатого дома, где много света, много игрушек, много вкусной еды, много нарядных и чистых детей танцуют и веселятся под звуки музыки, а он вынужден замерзать на людных петербургских улицах, голодный, брошенный на произвол судьбы своими горемычными родителями, давно не евший досыта и не видевший ничего, кроме пьянства, нищеты, грубости, разврата и равнодушия петербургских трущоб. На какой-то момент мечты мальчика о счастливом детстве сбываются, и он оказывается на новогоднем празднике среди таких же, как и он, детей, увлечённый туда неведомым тихим голосом, — он попал на «Христову ёлку».

Дети по прочтение рассказа не могут смириться с ситуацией, что мальчик просто замерз под окном богатого дома в праздник, символизирующий любовь. Они пытаются «пересочинить» Достоевского: изменить трагическое окончание. И эта ситуация позволяет решить на уроке задачу: формирования нравственного воспитательного идеала. Мы анализируем поступки людей в доме, на улице, стараемся понять почему так случилось, что ребенок погиб страшной смертью. И находим причину: люди часто милосердны напоказ, а на деле милосердие – труд души – их обременяет, и они стараются «не заморачиваться» чужими проблемами. Дети очень остро переживают такое открытие. Здесь нужно не упустить момент и преобразовать «души прекрасные порывы» в реальное «Дело милосердия»: кормушки для птиц, помощь бездомным животным, забота о близких (и не очень близких) и т.п.

Л.Н Толстой в свое время предлагал для воспитания Человека нравственного применять ежедневно «теорию малых добрых дел». Руководствуясь этой идеей, мы предполагаем разработать проект «Работа с литературным произведением как средство формирования нравственного идеала у учеников 4 класса», ориентированный на духовно-нравственное воспитание, которое предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Цель работы: разработать и апробировать в практической деятельности цикл занятий для 4 класса по внеклассному чтению «Дорога к солнцу».

Задачи:

  1. изучить существующий опыт работы педагогов в исследуемом направлении и состояние проблемы на сегодняшний день, проанализировать программно-методические материалы по литературному чтению для 4 класса;

  2. выстроить систему критериев и показателей эффективности работы в проекте;

  3. отобрать литературный материал в соответствии с целями опытно-поисковой работы;

  4. разработать методические рекомендации по результатам апробирования проекта, представить материалы для внутренней и внешней экспертизы.

Просмотров работы: 1607