НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ – ЖЕРТВЫ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ – ЖЕРТВЫ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Хайрулаева А.З. 1, Абдулазизов Р.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост подростковой и молодежной преступности, наркозависимости, алкоголизма, проституции, заболеваний СПИДом и др.

Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В 1999 году в России был принят федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Закон спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню двадцатых веков прошлого столетия.

Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив при старой системе образование, не хотят переучиться или просто учиться, далее обновлять свои знания.

В условиях демократических свобод подростки не могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры.

Анализ противоправного поведения несовершеннолетних должен учитывать обстоятельства формирования и наиболее типичные особенности личности подростка.

Популярной литературе иногда утверждается, что девять десятый подростков правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых по своему воспитательному потенциалу семьях.

«Семья как социальный институт особенно чувствительна к кардинальным решениям государственного масштаба, поскольку результаты этих реформ непосредственно отражаются на уровне ее жизни, стабильности и воспитательной дееспособности» [1].

Бедность большей части российских семей- одна из главных причин детского неблагополучия. Бедные семьи не в состоянии удовлетворить элементарные потребности детей в одежде, предметах быта, обеспечить должный рацион питания. У них нет средств на дополнительное образование детей, организацию их досуга и отдыха, оплату услуг дошкольных детских учреждений. Другими словами, создается ситуация социальной депривации значительной части подрастающего поколения, когда очевидно отсутствие, ограничение либо недостаточность, материальных и духовных ресурсов, необходимых для воспитания разностороннего развития и социализации детей.

В последние годы исследователи феномена семейного неблагополучия отмечают нарастание отчуждения между родителями и детьми вплоть до его гипертрофированных форм - полного самоустранения родителей от выполнения своих воспитательных функций или отказа от родительских прав. Дети оказываются брошенными на произвол судьбы, отсюда- крайние формы проявления трудной жизненной ситуации: детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство.

Дети из неблагополучных семей становятся объектами физического, психологического, сексуального и других видов насилия -физических наказаний и побоев; пренебрежения их жизненными потребностями в пище, одежде, медицинских услугах, санитарно- гигиенических условиях существования, вовлечения в занятие проституцией и т.п.

Дети жертвы жестокого обращения, особенно сексуального насилия, также нуждаются в защите и реабилитации, чтобы преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Вызывает тревогу рост организованной детской преступности, ее групповой характер, увеличение в ней доли младших возрастных групп (моложе 16 лет), укрепление ее связей с взрослыми представителями преступного мира. Поражает жестокость и агрессивность совершаемых деяний, никого уже не удивляет тщательно подготовленные запланированные убийства, где в качестве «киллеров» используются дети. Хорошо известно, что детская преступность в последние годы стала новым и очевидным фактором криминальной ситуации в стране.

Трудной жизненной ситуации находятся дети-инвалиды, а также дети, имеющие ограничения в развитии. Много проблем у детей из семей беженцев, переселенцев, семей, пострадавших в международных и военных конфликтах, в техногенных и природных бедствиях.

Большую тревогу в плане социальной защиты вызывают дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, и особенно их адаптации к самостоятельной жизни после выпуска.

Несмотря на многообразие трудных жизненных ситуаций, возникающих по разным причинам, в главном они похожи - в них страдают дети. Существует понятие «деприванит», которое характеризует ребенка, оставшегося без ласки, заботы, человеческого тепла, понимания, надлежащего материального обеспечения и полноценного воспитания. Депривированный, социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права грубо нарушаются. Своим поведением он «кричит», о необходимости оказания ему безотлагательной помощи.

Чем же помочь? Что нужно делать? Ответы на эти вопросы знают студенты из проблемной группы «Трудный подросток», созданного на кафедре теории и методики обучения праву Дагестанского государственного педагогического университета.

За 13 лет своего существования кружковцы не понаслышке знают о жестоких реалиях из жизни беспризорных и безнадзорных детей, об обидах и несправедливостях с которыми встречаются несовершеннолетние правонарушители и какой путь проходят «трудные» и «проблемные» дети, о том, где они находят себе ночлег, чем питаются, как выживают.

Совместные рейды по школам, лицеям с инспекторами ИППН Ленинского, Советского, Кировского РОВД г. Махачкалы, благотворительные походы по социально- реабилитационным центрам, выступления с концертами перед детьми круглыми сиротами, встречи и беседы с ответственными работниками МВД, директорами школ, зам. директора по воспитательной работе и социальными педагогами, школ №5, 10, 33, 37, 51, вспомогательной школы №8, с членами комиссии Ленинской и Советской администрации г.Махачкалы по делам несовершеннолетних -это неполный перечень объектов работы проблемной группы «Трудный подросток».

Студенты из проблемной группы после каждого рейда собираются на своих заседаниях и отчитываются о проделанной работе, обсуждают увиденное, спорят и делают выводы. А выводы, надо признать, самые неутешительные. Права детей, к сожалению, нарушаются чаще, чем права взрослых. Речь идет о наиболее ранимых и социально-незащищенных группах: детях-сиротах, инвалидах.

Только не многие благотворительные организации пытаются восстановить справедливость, «отогреть» этих брошенных и заброшенных детей, помогают обрести семью, излечить от болезней. Нам посчастливилось встретить людей, для которых спасение детей стало смыслом жизни. Это сотрудники Махачкалинского муниципального социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. За 6 лет своего существования работники центра вылечило более 4 тыс. детей от 3 месяцев до 18 лет на средства, выделенные администрацией г. Махачкалы.

С глубокой болью в душе и с тревогой за будущее беспризорных и безнадзорных детей, которые находятся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушений г. Махачкалы, кружковцам рассказали работники этого центра.

В своих выступлениях студенты отмечают, что «трудные» дети »% являются жертвами нашей непростой жизни, изгоями действительности, которые никто не хочет брать ответственности. Ребенок оказывается очень удобным, а подчас и единственно возможным для родителей и учителей объектом демонстрации своей власти и контроля, зная, что ребенок зависим от них материально и морально.

Студенты убедились в этом, когда в СШ №14 г.Махачкалы услышали крик души матери, которая просила забрать ее несовершеннолетних мальчиков потому, что они ее не слушают: «Нет больше сил!» -плакала женщина. Она обвиняла педагогов в своём несчастье.

«У нас в школе нет «трудных» детей, а есть дети с «окаменевшими» душами», - ответила нам директор СШ №37 Ленинского района г. Махачкалы И.Н. Мирзоева.

Давайте возьмем в руки книгу С.Смирнова «Педагогика: педагогические теории и системы». Здесь мы читаем, что дети в первобытном обществе учились жить, подражая взрослым. Сегодня, в начале 3-го тысячелетия посмотрите на реалии нашей действительности. Наши дети ежедневно дома, на улице, в школе, в СМИ видят неискренность, нечестность, непорядочность в отношениях взрослых, видят жизнь, пропитанную тревогой, криминалом, жестокостью и насилием.

Мы мало общаемся с детьми, нас мало интересуют их проблемы, они видят, как мы, взрослые, не уважаем закон, нравственные ценности дагестанского народа. Кому им подрожать?

Правильно пишет член редколлегии газеты. «Махачкалинские известия» Н.Бученко в своей статье: «Так жить нельзя!»: «И дело доходит до того, что ребенку уже не хочется появляться на белый свет, где все так плохо и мрачно. Душу человеку дает Бог, а люди же ее уродуют, потому и сами несчастливы и другим счастья не приносят».

В своих отчетах члены проблемной группы пишут, что увидели печальное лицо и слезы в глазах 17-летнего парнишки, просившего воспитателей Республиканского соц.реабилитационного центра, что на Акушинского, д.5, принять его обратно в центр потому, что он не может жить с родителями, которые ведут аморальную жизнь.

Со слезами на глазах женщина из г.Буйнакска показала нашим студентам записку от сына из Кизилюртовской тюрьмы для несовершеннолетних где он просит: «Мама, не забирай меня отсюда, здесь лучше, чем на улице».

Главная цель работы студентов проблемной группы «Трудный подросток» - хоть одним словом, добрым поступком обогреть душу обиженного ребенка, помочь вернуть его в школу, примирить с родителями, улыбаться, радоваться каждому новому дню. Это бесценный опыт для студентов - правоведов. Они учатся быть чуткими, человечными, милосердными, порядочными.

Будем же помнить: в трудных судьбах «трудных» подростков виноваты мы педагоги и родители, они лишь жертвы нашей сложной, трудной и жестокой жизни.

Литература:

  1. Барышева А.Н. Реабилитация детей в трудных жизненных ситуациях /Социальная педагогика №5, 2013.

  2. Вежин Е. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации / Социальная педагогика №2, 2013.

  3. Жагарина М.А., Никулина О.В. Как оказать помощь «трудным» детям. /Воспитание школьников №8, 2009.

  4. Иванова В. Профилактика отклоняющегося поведения подростков. /Социальная педагогика №1, 2007.

  5. Иванова Н. «Неблагополучие семьи как причина трудной жизненной ситуации детей». /Социальная педагогика №2, 2008.

  6. Илатовская Л.А.Профилактика жестокого обращения: работа с детьми младшего подросткового возраста /Социальная педагогика№1, 2013.

  7. Куранский С.М. Когда страх перед жизнью сильнее страха смерти /Социальная педагогика №6, 2011.

  8. Пятаков Е. Подросток и криминал: Устоять на краю... /Социальная педагогика №2, 2008.

  9. Синягина Н.Ю. Психологическая характеристика детского суицида и его профилактики/Социальная педагогика.№3, 2013.

  10. Чарушникова В. Педагогическая запущенность /Социальная педагогика №3, 2007.

  11. Феклин С. Правовая ответственность за жестокое обращение с детьми /Социальная педагогика №6, 2009.

Просмотров работы: 2252