ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Хайрулаева А.З. 1, Чамкурова К.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время основные направления, задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации определяются Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017гг. Один из ключевых принципов этой стратегии – особое внимание к уязвимым категориям детей, которые нуждаются в особой заботе государства. К такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенно сироты, воспитывающиеся в условиях учреждения и выпускники этих учреждений 3.

В любом цивилизованном обществе забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой. Несмотря на все противоречия и трудности экономического развития нашей страны, в социальных отношениях эта норма приобретает все большее значение. На протяжении нескольких лет в нашей стране реализуются программы, направленные на оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

По различным причинам в стране все больше остается детей, заботу о которых берет на себя государство, а процесс их социального становления происходит вне семьи, в детских домах и школах-интернатах. Традиционные подходы к воспитанию и организации жизни детей в этих учебно-воспитательных учреждениях не могут удовлетворить наше существенно изменившееся общество.

Молодой человек, получивший образование в детском доме или школе интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Решение проблемы подготовки детей-сирот к преодолению трудностей социализации предполагает опору на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей.

Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты детей это целенаправленный процесс, интегрирующий усилия администрации интерната, воспитателей, общественности и самих детей на предупреждение и устранение экстремально стрессовых ситуаций из жизни ребенка, на обеспечение его нормального личностного развития и в то же время на подготовку детей к преодолению трудностей социализации.

Субъектом педагогического обеспечения социальной защиты ребенка в интернете является личность воспитателя, через которую раскрывается система различных связей между осознанием необходимости защиты ребенка и деятельностью в этом направлении.

Эта схема предполагает совокупность определенных знаний, умений, навыков, необходимых воспитателю для эффективного педагогического обеспечения социальной защиты учащихся. Педагогическое обеспечение социальной защиты сферы учебной деятельности воспитанника включает в себя следующие положения:

  • делать воспитанника социально компетентным;

  • формировать учебную деятельность ребенка таким образом, чтобы он имел возможность защитить свою честь, достоинство и т. д.;

  • строить занятие так, чтобы каждый воспитанник имел право быть уверенным в том, что любая его идея будет достойно воспитателем и сверстниками;

  • научить ребенка защищать свои права;

  • внушить ему мысль о необходимости самообразования в течение всей жизни;

  • научить правильному отношению к своим успехам и

  • неудачам;

  • научить мобилизовать его внутренние ресурсы для изменения своих ориентации;

  • научить ребенка учиться, т.е. сформировать у него определенные умения и навыки, необходимые ему в учебной деятельности;

  • путем специальных упражнений, приемов сформировать» развить у ребенка способность видеть себя как бы со стороны и оценивать свои действия, используя опыт собственных ошибок;

  • с помощью специальных занятий, процедур расширить у ребенка диапазон возможных способов поведения в этих «трудных» для него ситуациях.

Педагогическое обеспечение социальной защиты сферы общения воспитанника включает в себя следующее:

  • научить его общаться со сверстниками, учителями, новыми

людьми;

  • воспитать в нем чувство толерантности (отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости), т. е. качество, которое позволяет сохранять свое, принимать чужое, уметь спорить, не ссорясь в поисках истины;

  • сформировать у ребенка здоровое чувство страха, умение предвидеть и избежать опасность, умение вести себя в различных ситуациях на улице, в транспорте;

  • научить воспитанника «общаться» со средствами массовой информации, распознавать истинную красоту человеческих отношений и быть нетерпимым ко всяким проявлениям насилия, жестокости, хамства и т. д.

Педагогическое обеспечение социальной защиты сферы

самопознания ребенка включает следующее:

  • научить его разбираться в своем внутреннем мире, выработав у него умения и навыки самоанализа, самокорректировки;

  • сформировать у него позитивную Я-концепцию;

  • внушить ему важность самопринятия, заставить почувствовать, что он хорош уже тем, что живет на свете;

■ воспитать в нем уверенность в своих силах.

  • педагогическое обеспечение социальной защиты сферы физиологического здоровья воспитанника предполагает:

  • научить его здоровому образу жизни;

  • научить умению и навыкам совершенствования своего

организма;

  • выработать в нем волевые качества, способствующие

неприятию вредных привычек.

В этой связи воспитателю необходимо:

1- выяснить содержание тех критических ситуаций, в

которых ребенок испытывает сильные негативные эмоциональные чувства.

2- выяснить зависимость между возрастом, полом детей и причинами их переживаний.

3- проследить динамику причин в течение учебного года. Можно использовать метод экспресс-диагностики, включающий написание короткого сочинения и недописанного предложения. Он позволяет выявить дисгармоничную систему отношений личности, ее установки и характер личностных проблем.

Детям предлагается лист со следующими незаконченными предложениями:

  1. Сейчас больше всего меня тревожит...

  2. Все мои мысли обращены ...

  3. В этом году я больше всего переживаю ...

  4. Я чувствую себя одиноким, когда ...

В большей степени в защите нуждаются дети, которые:

  • имеют физические недостатки,

  • часто болеют,

  • переживают тяжелую семейную трагедию,

  • медлительные,

  • имеют низкую самооценку,

  • имеют непривлекательную или нескладную внешность (очень толстые или очень худые, рыжие, «очкарики» и т. д.), застенчивые или беззастенчивые, «без тормозов», имеющие смешную фамилию, неубедительный голос.

Наблюдения показывают, что, как правило, первые три позиции вышеперечисленных рассматриваются в работе воспитателя.

Приглядевшись внимательнее к детям-сиротам, понимаем, что через состояние внутреннего дискомфорта, сердечной дисгармоний глубоких переживаний проходит каждый ребенок в то или иное время.

Все вышесказанное может быть вспомогательным ориентиром для воспитателя в подаче «разнообразных порций защиты» том иному воспитаннику. Ребенку до 10 лет достаточно быть просто уверенным, что он хороший, по крайней мере, не хуже других. Он уверен в этом, если его не убеждают в обратном. Но с началом полового созревания самооценка вступает в новое качество. Взрыв, волна сравнений, беспомощного самоанализа вводит воспитанника в состояние незащищенности и растерянности.

Сложная кропотливая работа по защите ребенка возможна лишь при следующих условиях: хорошем психологическом климате внутри педагогического коллектива, и высоком уровне профессионализма воспитателей.

Этот уровень мы попытались выразить в «портрете» воспитателя, способного обеспечивать социальную защиту ребенка, в учреждениях интернатного типа.

Такой воспитатель, в первую очередь, имеет установку на процесс социальной защиты ребенка, в современных условиях. Он не только обладает достаточными социально-психолого-педагогическими знаниями о современном воспитаннике, но и находится в постоянном поиске, стремится приобретать новые знания, необходимые для выполнения функций социальной защиты ребенка. Он умеет:

  • выделить в учебном предмете необходимые детям знания для их защиты во всех сферах деятельности, для защиты их прав и физиологического здоровья;

  • выслушать каждого ребенка с пониманием и целенаправленностью;

  • выявить информацию и собрать факты, необходимые для оценивания ситуации;

  • наблюдать, интерпретировать и реагировать на вербальное и вербальное поведение ребенка в трудных для него ситуациях;

  • актуализировать умения воспитанника, по решению их собственных проблем, добиваться их доверия;

  • разговор на острые темы вести в позитивном эмоциональном настрое без выражения угроз; выявить нужды ребенка, и определить последующую помощь

  • определить при планирования учебной и воспитательной работы для каждого воспитанника соответствующие требования, выполняемые им без страха потерпеть неудачу;

  • строить занятия таким образом, чтобы обеспечить каждому воспитаннику равную возможность принять в нем участие;

  • уделять особое внимание тихим, пассивным детям, которые своим поведением как бы провоцируют его на то, чтобы он о них забыл;

  • определить и признать для себя, значим он для данного ребенка или нет, и только в связи с этим планировать свои ожидания;

  • встать на защиту воспитанника, несмотря на развенчание собственных ожиданий по отношению к нему;

  • строить дружеские отношения с детьми, показать готовности помочь им.

Чтобы социально защитить ребенка, педагогу необходимо углубиться в психологию, внутренний мир каждого конкретного ребенка. Здесь имеется в виду, прежде всего понимание «основной мелодии детских переживаний», типичной для внутреннего мира конкретного ребенка.

Воспитателю необходимо помнить, что он имеет дело с растущей, но свободной личностью, равноправным партнером правовых взаимоотношений.

Литература:

  1. Барашова М.Н. Воспитанники детских домов: почему они плохо учатся /Социальная педагогика.№6, 2012.

  2. Бикулова И.П. Особенности социализации детей-сирот /Социальная педагогика №5, 2013.

  3. Бобылева И.А. Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Социальная педагогика №2, 2013.

  4. Бобышева И.А. Индивидуальное сопровождение выпускников учреждений для детей: кураторство /Социальная педагогика №1, 2013.

  5. Волохатова В.М. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни /Социальная педагогика№6, 2011.

  6. Морозов В.В. Проблема сиротства в зеркале сиротства бытия…/Социальная педагогика №1, 2013.

  7. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программы оказания помощи специалистами образовательных учреждений /Социальная педагогика №3, 2010.

  8. Слабодчиков В.И. Детский дом как пространство установление человеческого в человеке / Социальная педагогика №6, 2012.

Просмотров работы: 1325