АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аксенова Г.С. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Математика, в отличие от многих других дисциплин, кото­рые обычно называют естественнонаучными (или, как их на­звал И. М. Сеченов, — опытными)[6], изучает не предметы ре­ального мира, а количественные отношения и пространствен­ные формы, им свойственные.

Математическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования человека, так как математические модели, описывающие взаимосвязь количе­ственных характеристик различных явлений и процессов, се­годня являются неотъемлемой частью ис­следования в любой области знаний. Роль их возрастает в свя­зи с расширяющимися возможностями компьютерной обра­ботки данных.

В общеизвестной фразе М. В. Ломоносова о мате­матике и пользе ее изучения, которая «ум в порядок приво­дит», скрыто важное значение математического образования сегодня — обеспечение умственного раз­вития человека. Для обеспечения развития, необходимо использовать новые технологии обучения, внедрять активные методы обучения в образовательный процесс. И здесь кроется проблема - проблема активности личности в обучении. На сегодняшний день она - одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Учителя осознают, что им необходимо не только все доступно рассказать и показать своим ученикам, но и научить их мыслить, привить им навыки действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения [7].

Анализируя научную литературу, можно отметить, что в теории познания метод рассматривается как систе­ма поэтапных действий, которые приводят к достиже­нию результата, соответствующего намеченной цели. Методы обучения — это способы взаимодействия учите­ля и учащихся, направленного на достижение целей образова­ния, воспитания и развития школьников в ходе обучения.

По исследованиям Ю. К. Бабанского [2], учителя вдвое чаще испытывают затруднения в выборе метода обучения, чем в вы­боре содержания. Чтобы избежать этого, необхо­димо хорошо знать все многообразие методов и их характерис­тики. Этой цели служат различные классификации методов обучения.

Приведем классификацию методов обучения Р. С. Черкасова и А. А. Столяра:

  • общие методы (разработанные дидактикой и адаптированные к обучению математике);

  • частные методы (отражают основные методы познания, используемые в математике).[7]

Ю. М. Колягин предлагает следующую классификацию методов обучения математике [5]:

  • методы преподавания: беседа, рассказ, управление самостоятельной работой учащихся;

  • методы изучения: анализ, синтез, сравнение, моделирование и др.

Согласно О. Б. Епишевой, можно выделить следующие методы обучения математике [7]:

  • методы педагогики;

  • методы психологии;

  • методы логики;

  • методы математики;

  • методы информатики;

  • методы эмпирические;

  • методы истории.

Анализ литературы [3,4] помог нам установить, что сущностью активного обучения является переход от преимущественно регламентирующих, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Так называемое активное обучение реализуется через систему активных методов обучения. С.П. Баранов считает: «Метод обучения- это путь познавательной и практической деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования».

Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе раскрытия его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют не только развивать мышление обучаемых, но и способствуют вовлечению их в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но и вместе с тем развивают практические навыки и умения.

Активные методы обучения делятся на два типа. Активные методы обучения 1-го типа содержат проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовые и дипломные проекты, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Эти методы направлены на самостоятельную деятельность учащегося. Но здесь кроется и недостаток, в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации. Второй тип активных методов обучения можно разделить на неигровые и игровые. К неигровым относят : метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют достаточную эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира. Например, в западных бизнес-школах одним из основных методов обучения является ситуационное обучение. Кейс-стади представляет собой описание деловой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственных ситуаций.

Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и, наоборот, от общего к частному.

При использовании индуктивного метода обучения деятельность учителя и обучаемых можно описать следующим образом:

Учитель

Учащийся

1 вариант

1 вариант

Сперва учитель излагает факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, затем организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию правил и законов, алгоритмов.

Усваивают вначале частные факты, затем анализируя данную им информацию, самостоятельно делают выводы и обобщения частного характера.

2 вариант

2 вариант

Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к общим, к выводам и обобщениям.

Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Индуктивным методом решаются многие математические задачи, в частности когда стоит задача подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формуле.

При использовании дедуктивного метода, деятельность учителя и учеников носит следующий характер:

Учитель

Ученик

Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.

Воспринимают общие положения, формулы , законы, после чего усваивают следствия вытекающие из них.

Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Этот метод полезен при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых общих положений.

Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания.

Мы описали различные подходы к рассмотрению и усвоению материала учащимися, встает вопрос как же можно разнообразить урок математики с помощью активных методов. Приведем несколько примеров. Добавим в урок использование индивидуальной, коллективной и групповой форм работы учащихся, а такжеметоды интерактивного обучения (каждый ученик класса учит своего соседа, или ученик встает и начинает задавать вопросы любому другому ученику и т.д.). Добавим задания на английском языке либо ребусы, содержащие математические понятия и задания, и будем формировать у учащихся творческое применение математических знаний и знаний английского языка, навыков, умений в постоянно изменяющихся условиях.

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе.

"Мудрость рождается из пристального наблюдения за тем, как растут люди" (Конфуций). Учителя, глядя, как растут ученики, тоже растут. Растут вместе с ними, постигают жизненные ценности, помогают каждому стать творческой личностью, человеком, умеющим принимать решения и быть ответственным за эти решения.

Список литературы

  1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор.-Тула .-2002.

  2. Бабанский , Ю.К. Педагогика : учебное пособие / Ю.К. Бабанский. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Просвещение.-1988. – 479 с.

  3. Баранов, С.П. Педагогика. /Под ред. С.П.Баранова, Р.В. Воликова, В.А. Сластенина. М.: Просвещение.-1976.-346с.

  4. Вербитский, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А Вербитский, Л.С Выготский. М.: Высшая школа.- 1991.

  5. Колягин, Ю.М.Методика преподавания математики в средней школе.Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов./Колягин Ю.М., Оганесян В.А., Саннинский В.Я, Луканкин Г.Л.-М.:Просвещение.-1975.-462 с.

  6. Пекун, А.Г. Технология активных методов обучения/ А.Г. Пекун.- Минск.- 1992.- 117с.

  7. Стефанова, Н. Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекции . /Н. Л. Стефанова, Н. С. Подходова и др.-М.:Дрофа.-2005.-416с.

Просмотров работы: 1987