В жизни каждого человека возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и, приспосабливаясь, «плывут по течению», другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий, направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. Многие, лишь жалуются на сложную жизнь и фактически, не решая никаких проблем, впадают в депрессию [1].
Сложная жизненная ситуация - это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть. Вот несколько примеров трудных жизненных ситуаций: болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.
Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание.
Материалы и методы
В исследовании принимали участие студенты университета в возрасте 19-20 лет. Был проведен копинг-тест Лазаруса, где испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации.
Результаты исследований и их обсуждение
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Анализ полученных данных выявил (рис.1), что 9 % опрошенных принимают ответственность на себя в попытке решения возникших проблем; 11 % участников опроса проявляют агрессивные усилия по изменению ситуации, проявляя определенную степень враждебности и готовности к риску; так же 11 % студентов принимают когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость; 12 % опрошенных ищут социальную поддержку, т.е. прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки; 13 % студентов планируют решение проблемы, т.е. проявляют произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме; 14 % студентов прилагают усилия по регулированию своих чувств и действий; у 15 % участников опроса выявлено мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы; так же 15 % участников прилагают усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включая также религиозное измерение.
Рис.1. Копинг-стратегия преодоления жизненных трудностей у студентов ВУЗа
Вывод: Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что в целом студенческая молодежь обладает совладающими стратегиями. Большинство молодых людей (63 %), столкнувшись с жизненными трудностями, пытаются найти положительные моменты, планируют решить проблемы, принимают на себя ответственность, стараются контролировать свои эмоции, ищут помощь в решении проблемы. Довольно высокий процент (37 %) стараются уйти от трудностей, уменьшают ее значимость, либо стараются изменить ее агрессивными усилиями. Результаты исследования свидетельствуют, что студенческая молодежь нуждается в обучении способам преодоления жизненных трудностей в различных сферах психической деятельности для того, чтобы уменьшить воздействие ежедневных стрессовых ситуаций.
Список использованной литературы
Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления Критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984.