ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Балгуева А.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии требованиями общества молодой человек по­сле окончания вуза должен занимать позицию активного гражданина, быть грамотным специалистом, способным выполнять свою работу в сложных ус­ловиях, оставаясь при этом Человеком. Для этого выпускник вуза должен на­ходиться в полностью преемственной системе нравственных императивов и соответствовать не только национальным, но и мировым культурным тради­циям. Выполнение этой задачи возможно только при объединении усилий всех структур для создания условий формирования гражданской позиции свободной личности.

Наша убежденность в необходимости осознания важности фор­мирования гражданской позиции студентов вузов привела к созданию новой систе­мы формирования гражданской позиции студенческой молодежи высших учебных заведений через создание системы органов, осуществляющих меры по воспитанию сту­дентов.

Мы считаем, что смысл университетского образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошего специалиста, но и нравственного, ответ­ственного, добропорядочного гражданина.

Решение этого вопроса, на наш взгляд, заключается в разработке и вне­дрении в практику воспитательной работы высших учебных заведений Рос­сии научных, теоретически обоснованных и практически апробированных сис­тем по формированию гражданской позиции студенчества учебных заведений, сориентированной на возрождение лучших традиций отечественной системы воспитания в преломлении через воспитательные по­требности сегодняшнего дня.

В основу построения данной системы, должны быть положены следующие принципы:

- принцип целостности и системности в воспитании студенческой моло­дежи;

- принцип цивилизационно-сообразного подхода к мировой и отечест­венной традиции;

- принцип личностного подхода в гуманистически направленной воспи­тательной системе;

- принцип содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента;

- принцип самоуправления и соуправления;

- принцип дополнительности (комплементарности);

- принцип ориентации на профессиональную деятельность.

Первым, основообразующим, принципом организации воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой молодежи ву­зов является принцип целостности и системности в воспитании студенче­ской молодежи.

Личность существует и проявляет себя для других как целостный фено­мен в каждом отдельном акте поведения. Самый мелкий и незначительный акт поведения несет с собой целый комплекс разнообразных отношений к миру. В связи с этим, воспитательный процесс должен быть целостным — как отражение целостности мира в органической связи целостности протекающих жизненных ситуаций. Воспитание может быть реализовано только в целост­ном педагогическом процессе, с едиными требованиями, через определенные формы и методы работы. Вместе с тем воспитание будет успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного, системного подхода к ее воспитанию. Системный подход в рамках формирования граж­данской позиции студенческой молодежи вуза должен быть основан на цело­стном видении экономической, политической, культурной сфер жизнедея­тельности общества и опираться на планомерное влияние на личность сту­дента в любой предметной и внеаудиторной деятельности.

Второй принцип воспитательной работы - принцип цивилизационно-сообразного подхода к мировой и отечественной традиции. Опора на данный принцип осуществляется не случайно - невозможно достичь адекватного по­нимания современных проблем развития российского общества без сопостав­ления их с мировой культурной традицией (B.C. Пель). [7].

В тоже время отечест­венная традиция воспитания имеет богатый научно-практический потенциал, который необходимо использовать, естественно, преломляя его через потреб­ности современного общества.

Традиция, воспринимаемая как устойчивая социокультурная структура, является одним из непременных условий эффективности воспитательной сис­темы и помогает развитию личности молодого человека через приобретение им чувства стабильности; формированию коллектива и воспитанию чувства гордости за свое Отечество и учебное заведение (Л.И. Аманбаева) [2].

Это в це­лом создает некоторый неповторимый облик вуза, его привлекательность на фоне остальных высших учебных заведений. «Прежде, чем стать граждани­ном Отечества, студент должен стать гражданином вуза», - пишет В.Т.Лисовский [4].

Третий принцип — принцип личностного подхода в гуманистически на­правленной воспитательной системе. Личностно-деятельностный системный подход к осуществлению воспитательной работы предполагает, что студенты выступают активными субъектами воспитательной системы. Педагогический процесс должен иметь структуру, позволяющую студентам оказываться не только ее участниками (потребителями), но и активными субъектами профес­сионального саморазвития и самосовершенствования: это подготовка буду­щих специалистов к решению конкретных производственных задач; подго­товка студентов к восприятию воспитательных действий; полная реализация педагогического замысла в процессе формирования гражданской позиции. Важнейшим условием данного принципа является стимулирование создания и поддержки самодеятельных, социально и профессионально-ориентированных, студенческих организаций [5].

Принцип содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента. Данный принцип направлен на реализацию сотворчества препо­давателей и студентов через создание максимально благоприятных и ком­фортных условий воспитания и обучения. В этом принципе реализуется раз­витие познавательной мотивации во всех сферах жизнедеятельности студен­та. Процесс обучения, рассматриваемый как вид профессиональной деятель­ности молодежи в вузе, должен обеспечивать формирование и развитие гражданско-трудового потенциала, подготавливающего будущего специалиста к деятельности в реальной жизни, что невозможно, без построения равнознач­ного и ответственного общения (деятельности) между преподавателем и сту­дентом. Уважение к личности - вот та основная категория, которая должна служить главным ориентиром при организации воспитательной работы.

Принцип самоуправления и соуправления.

Сегодня студенческое самоуправление выдвигается на первый план, по­скольку именно в его органах складываются традиции работы со студентами младших курсов, воспитываются лидеры и активисты, создается реальная система помощи и сотрудничества с преподавателями в рамках воспитатель­но-образовательного пространства.

В то же время система студенческого самоуправления предполагает развитие активности и инициативы не только со стороны студенчества, но и со стороны педагогов, что, в здоровой атмосфере сотрудничества и взаимо­помощи, может привести к полной самореализации каждого члена коллекти­ва, к более успешному руководству высшим учебным заведением. В данном случае речь идет именно о системе соуправления вузом, когда все решения принимаются при непосредственном участи студентов. Система студенческо­го самоуправления и соуправления - это сложные социально-педагогические явления. Они в специфической форме воспроизводят характеристики сущест­вующих общественных отношений, ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность студента, его активность и в вузовском коллективе и в об­щественной жизни в целом. Развивается эта система не только по задаваемой программе, но и в соответствии с внутренними закономерностями, связанны­ми с процессом саморегулирования и самоорганизации. Развитие самоуправ­ления предполагает решительный отказ от мелочной опеки, предоставление реальных прав студенческим коллективам [1].

Принцип дополнительности (комплементарности).

Для создания целостной, универсальной картины мира необходимо по­стоянное обращение к дополняющим друг друга процессам, что позволяет из­влечь всю полноту информации и использовать максимальный объем воспи­тывающих действий. Это позволит студентам адекватно и определенно отно­ситься к имеющимся законам существования социума. Данный принцип мо­жет воплощаться не только через определенные мероприятия, реализующиеся на занятиях и во внеаудиторной деятельности, но и через систему междисци­плинарных связей, включающих спецкурсы и дисциплины по выбору.

Принцип ориентации на профессиональную деятельность.

Сегодня предприятиям и организациям требуется специалист с преобра­зующим интеллектом, способный к работе в неопределенных условиях. Вы­пускник вуза должен не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но и иметь достаточную "психологическую закалку" для органи­зации руководства и работы в группе и коллективе; должен уметь анализиро­вать складывающуюся ситуацию и быстро принимать адекватные действия. Кроме этого, в начале своей профессиональной деятельности молодой спе­циалист вынужден, как правило, искать себе рабочее место, что требует спо­собности быстро адаптироваться в сложный условиях современной жизни.

Названный принцип направлен на поиск путей и условий для непрерывного, динамичного, многогранного развития личности, способствующих профес­сиональной ориентации и служащих для подготовки студента к деятельности в реальных жизненных условиях.

Указанные принципы, на которых строится процесс воспитания, выра­жают основания позитивной психологии и педагогики, т. е. обеспечивают создание ситуации доверия и успеха не только для студента, но и для препо­давателя. Вместе с тем, эти принципы определяют специфику деятельности вуза, права и меру ответственности всех ее субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. - Тверь: ТГУ, 1994 - с. 149

2. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания. М.­Якутск, 2001.-310с.

3. Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения лично­стного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода. Авто­реф. Д.п.н., Хабаровск, 2000. - 39с.

4. Лисовский В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами ву­зов,- СПб., 1997.-20 с.

5. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22.

6. Пель B.C. Концепция развития школы в условиях гуманизации образо­вания. Новосибирск: ГЦРО, 1995.

7. Пель B.C. Образовательно-воспитательное пространство как модель воспитательной системы. // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Калининград. 2000г. Вып.№8.С. 18-21.

 

Просмотров работы: 1444