ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ОДИН ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ОДИН ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многоаспектность процесса обучения физики и специфика решаемых при этом задач образования и воспитания, формирования и развития личности в современных условиях требует особого подхода к его методическому обеспечению, особенно в технических колледжах.

Учебная дисциплина «Физика» в техническом колледже играет фундаментальную роль в системе научного знания и является системообразующей в структуре профессиональной подготовки будущих специалистов, потому что большая часть дисциплин профессионального цикла (Техническая механика, Электротехника, Основы электроники и т.д.) опирается в своей основе на те или иные фундаментальные физические теории. Поэтому перед преподавателем физики стоит задача построения системно-целостного физического образования.

В последнее десятилетие происходит снижение качества знаний поступающих в учреждения среднего профессионального образования (СПО). Сегодня в колледжи в связи со снижением конкурсного набора абитуриентов, приходят студенты преимущественно с невысоким уровнем обученности, с низкой мотивацией учения, часто неосознанно сделавшие выбор профессии. В то же время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена и повышаются требования работодателей к уровню их подготовки. В сложившейся ситуации перед учреждениями СПО стоит непростая задача – воспитать из слабо подготовленных в основной своей массе немотивированных первокурсников современных конкурентоспособных специалистов. Решить эту задачу невозможно без изменения и совершенствования системы среднего профессионального образования. Одним из средств такого развития является повышение качества методического обеспечения учебного процесса.

Термин «методическое обеспечение» используется в педагогике в двух смыслах: как процесс и как результат. Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. Методическое обеспечение как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы. [1]

Основные общие дидактические функции средств обучениякак компонента процесса обучения физики заключаются в следующем:

  • повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного физического материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

  • удовлетворение и развитие в максимальной степени познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала по физике;

  • обеспечение информацией, освобождающее преподавателя физики от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время для повышения его творческого уровня;

  • управление познавательной деятельностью обучающихсясо стороны преподавателя физики.

Подбор и применение средств обучения физике должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов процесса обучения физике.

Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения дисциплины «Физика» является учебная программа, определяющая содержание учебной дисциплины требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала по физике, при этом изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.

Средства обучения различаются по назначению, возможностям и дидактическим функциям. Их подбор осуществляется преподавателем с учетом этих критериев и конкретных учебных ситуаций.Средства обучения физике обеспечивают обучающую деятельность преподавателя, и учебно-познавательную деятельность обучающихся на всех этапах процесса обучения физике: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.

Система методической документации и средств при обучении физики включает:

  • нормативную документацию: учебный план, учебную программу, комплект календарно-тематических планов по всем темам дисциплины, планы уроков, комплекты экзаменационных билетов и т.д.

  • средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии – конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ и т.д.

  • дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, электронные образовательные ресурсы, дидактические материалы и т.д.

  • средства для преподавателя: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д. [2]

Дляболее высокогоуровня усвоения материала и увеличения интереса к изучению физики необходимо использовать электронные образовательные ресурсы, которые делают урок более эффективным, наглядным и занимательным.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Электронный образовательный ресурс включает в себя учебную, методическую, справочную и другую информацию, которая необходимая для эффективной организации образовательного процесса и представляется в цифровом виде.

Очень важное значение ЭОР для методического обеспечения процесса обучения физике имеет принцип наглядности, который реализуется при помощи технологии научной визуализации информации. Принцип наглядности имеет особое значение при обучении физики. Так как овладение этим предметом не может быть основано только на теоретических знаниях, физика – это прикладная наука. Визуализация позволяет наглядно «обнаружить» сущность изучаемых физических явлений, законов, делает процесс познания более эффективным. Тогда может бытьнужно просто показывать ученикам демонстрационные опыты или проводить с ними эксперименты, а не использовать ЭОР на уроках физики? Но ЭОР помогают проводить эксперименты и показывать опыты, которые в силу причин невозможно провести в аудитории. На сегодняшний день, в силу физической устарелости и выхода из строя ряда измерительных приборов и невозможности приобретения новых установок из-за их дороговизны, а так же в силу громоздкости или опасности эксперимента большая часть лабораторных работ выполняется только на основе программных моделей [3].

В настоящее время современный учитель является не только активным пользователем уже готовых ЭОРнапример, приобретенных лицензионных программных продуктов ("Открытая физика", 1С: Репетитор – Физика, 1С: Школа. Физика. 7-11 классы: библиотека наглядных пособий)или коллекций ЭОР в интернете (School-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, федеральный центр информационно-образовательных ресурсов), но и является автором-разработчиком собственных. Главными преимуществами авторских ЭОР является то, что учитель создает их с учетом психолого-педагогических особенностей группы учащихся и может корректировать дидактический материал, входящий в состав соответствующего ЭОР.

В результате проведенной работы был разработан и создан ЭОР по теме «Магнетизм» курса физики для учащихся средних специальных учебных заведений технического профиля. Разработанный ЭОР представляет собой исполняемую программу, созданную в среде программирования VisualBasic, которая работает в ОС Windows независимо от установленного программного обеспечения.

В ресурсе для изучения темы «Магнетизм» предлагаются следующие разделы: «Взаимодействие токов. Магнитное поле», «Магнитная индукция. Графическое изображение полей», «Сила взаимодействия параллельных токов», «Сила Ампера», «Итоговый тест».

Данный ресурс включает в себя все необходимые компоненты для изучения, закрепления и проверки освоения данной темы. Текстовый материал, сопровождается множеством иллюстраций и анимацией, что делает процесс обучения наглядным и увлекательным и более понятным. Например, в разделе «Взаимодействие токов. Магнитное поле» присутствует анимация, показывающая, что происходит с двумя параллельными проводниками в зависимости от направления тока текущего в них. А в разделе «Сила Ампера» представлен анимированный опыт по обнаружению действия магнитного поля на проводник с током.

Присутствующие в программе тесты помогают проверить полученные знания. Данный образовательный ресурс обеспечивает как помощь учителю в учебном процессе, так и возможность самообразования учащихся. Потому что ученики могут самостоятельно работать с данной программой и контролировать свой уровень овладения материалом, так как при прохождении тестов они видят правильные ответы и их количество, а соответственно могут понять, где совершили ошибку. При этом ученик может вернуться к теоретическому материалу, который был плохо освоен, изучить его еще раз, вернуться к тесту и исправить ошибки.

В разделах посвященных силе взаимодействия параллельных токов и силе Ампера в предлагаются для решения задачи позволяющие закрепить полученный материал. При решении задач, ученик так же видит все свои ошибки и может их исправить. Например, при неправильном заполнении данных к задаче, ученик не допускается к дальнейшему решению задачи.

К достоинствам данного электронного образовательного ресурса можно отнести:

  • интерактивность за счет использования средств программирования, возможность самопроверки и самоконтроля;

  • удобная навигация - быстрое перемещение по материалам ресурса;

  • удобный и привлекательный интерфейс;

  • наглядность, за счет анимации и рисунков;

  • адаптированность и компактность учебного материала;

  • возможность менять структуру и содержание программы;

  • независимость от установленного программного обеспечения, так как данная программа существует в виде exe-файла. [4]

Повышение качества методического обеспечения процесса обучения физике в техническом колледже ориентировано на создание организационно-педагогических условий, которые состоят в сущностной перестройке методов, форм и средств обучения. Одним из действенных средств обучения физики являются ЭОР. Электронные образовательные ресурсы очень востребованы в современной образовательной среде, так как обладают большими техническими и методическими возможностями. Они могут помочь слабоуспевающим ученикам или тем, кто, пропустил занятия, самостоятельно изучить учебный материал и закрепить полученные знания. А также использование данной формы представления учебного материала улучшает усвоение информации и увеличивает интерес к изучению физики.

Библиографический список:

  1. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст]/Р.П. Гусева // Среднее профессиональное образование.- 2003.- №3.- С. 15-18.

  2. Панеш, У.М. Учебно-методическое обеспечение образовательно – профессиональных программ – путь к высокому качеству обучения в вузе [Текст]/У. М. Панеш// Вестник Адыгейского государственного университета.- 2005. - №1.-С.9-11.

  3. Кашицын, А.С. Современные проблемы обучения физике в школе и педагогическом

вузе[Текст]/А.С. Кашицын// Научный поиск. – 2012.-№4.4.-С. 67 -69.

  1. Творогова, М. А. Методические возможности авторских электронных образовательных ресурсов при обучении физике [Текст]/М.А. Творогова // Научный поиск. – 2013.-№2.1.-С. 59 -61.

Просмотров работы: 2515